Реализация дополнительных образовательных программ — эффективная форма внеурочной деятельности учителя – логопеда в рамках внедрения ФГОС НОО.

Реализация дополнительных образовательных программ - эффективная форма внеурочной деятельности учителя – логопеда в рамках внедрения ФГОС НОО.
Неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе является внеурочная деятельность. Она позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального образования и строится на следующих принципах:
связи обучения с жизнью
коммуникативной активности обучающихся
преемственности внеурочной работы с учебным процессом
учета возрастных особенностей обучающихся
Внеурочная деятельность учителя – логопеда может быть представлена в разных формах:
Тематические недели (школьная декада по русскому языку)
Проектная деятельность совместно с другими специалистами школы
Реализация дополнительных образовательных программ
Первая и вторая формы деятельности – это сопровождение школьной методической и социально - направленной работы. Третья форма является ведущей в деятельности логопеда и организуется по одному из основных направлений воспитательной компоненты: интеллектуальное воспитание в рамках общеобразовательной программы воспитания «Школа на пути в завтра».
Для обучающихся 1 классов была разработана и апробирована программа внеурочной деятельности «Секреты правильной речи». Занятия проходят один раз в неделю с обучающимися группы развития, которые имеют средний, средне – высокий и высокий уровень речевого развития.
Цель программы: развитие и совершенствование устной речи обучающихся.
Задачи:
1.Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности.
2.Развивать лексический запас и грамматический строй речи в процессе практической деятельности.
3. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению.
4. Формировать коммуникативные умения и навыки.
5. Расширять кругозор.
6. Воспитывать любовь к русской речи, к родному языку.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты
Метапредметные универсальные учебные действия:
регулятивные:
управлять своей деятельностью (моторной, ритмовой, слуховой, зрительной) в зависимости от поставленных задач;
учиться работать по предложенному алгоритму;
проявлять инициативу и самостоятельность в речевой деятельности;
познавательные:
устанавливать аналогии словообразования и словоизменения;
выполнять логические операции сравнения, обобщения, классификации на практическом материале;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и пересказывать тексты в устной форме;
делать выводы о результате собственной совместной работы и работы одноклассников;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других, выражать свои мысли;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные универсальные учебные действия:
проявлять познавательный интерес к познанию, испытывать потребность к познанию;
устанавливать границы собственного знания и «незнания».
В структуру программы включены следующие этапы работы:
Диагностический этап (обследование компонентов речевой системы)
Рисунок 1
Подготовительный этап, в рамках которого происходит развитие, в основном, неречевых процессов: внимания, памяти, мышления, пространственных и временных отношений.[6,8]
Рисунок 2
На основном этапе
1)знакомятся со словами – предметами, действиями предметов, признаками предметов, обогащается предметный, глагольный словарь, развивается словарь признаков, осуществляется работа по словообразованию и словоизменению.[3,4]
Рисунок 3
2)Обучаются составлению предложений, развивается умение строить грамматически правильные синтаксические конструкции, идёт работа над интонационной выразительностью.[5,6]
Рисунок 4
3)Формируются представлений детей:
-о смысловом значении предлогов,
- о предлоге как об отдельном слове.
Ребята тренируются в правильном употреблении предлогов в речи, выделению их из потока речи, составлению графических схем предлогов, отрабатываются правила их написания, совершенствуются умения правильно отвечать на вопросы косвенных падежей[5,7]
Рисунок 5
4)знакомятся и обучаются различным видам пересказов: подробному, выборочному, краткому, сочиняют загадки, считалки, небылицы, синквейны.[1,2]
Рисунок 6
Оценивающий этап, в рамках которого ребятам предлагаются игры, викторины, проводится праздник «В гостях у Феи правильной речи», и итоговая диагностика.
В конце учебного года был проведен итоговый логопедический мониторинг, с целью выявления динамики в речевом развитии. Данная работа дала положительные результаты. Это доказывает, что реализация дополнительных образовательных программ – эффективная форма внеурочной деятельности учителя – логопеда в рамках внедрения ФГОС НОО.
Рисунок 7

Список литературы
1.Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2009.
2.Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.
4. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. – Ярославль: Академия Холдинг, 2001. – 112 с. (Серия: “Потехе – час”).
5. Климанова Л.Ф. Читалочка: Книга для чтения в 1 кл. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.
6. Никитин Ю.З. Весёлые уроки. – Смоленск: Русич, 2000.
7. Новикова Е.В. «Секреты предлогов и падежей»:Учебно – практическое пособие.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
8. Серия “Папка дошкольника”. Ребусы, игры, головоломки. ООО “ВК “Дакота”. – Киров.









13PAGE 15


13PAGE 14115