«Использование метода круговой тренировки как условие создания развивающего пространства для личностно-ориентированной деятельности учащихся на уроках физической культуры».

«Использование метода круговой тренировки как условие создания развивающего пространства для личностно-ориентированной деятельности учащихся на уроках физической культуры».
Решающую роль в модернизации образовательного процесса играет применение личностно ориентированного подхода, при котором основная роль отводится личности ребенка, его особенностям ценностям, субъектный опыт каждого ребенка раскрывается индивидуально, а затем соотносится с самим содержанием образования.
Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре: - формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность); - формирование здорового образа жизни (оздоровительная деятельность) - формирование умений, двигательной подготовленности (развивающая деятельность); - формирование культурологических стремлений и социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).
Педагогическая целесообразность методики преподавания физической культуры с учетом личностно ориентированного подхода направлена на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела.
При организации учебно-воспитательного процесса я основываюсь на использовании принципов:
-здоровьесбережения;
- личностно-ориентированного и дифференцированного подходов.
Все эти принципы взаимосвязаны и главным методом их применения я считаю метод круговой тренировки.
Для того чтобы реализовать задачи и принципы личностно ориентированного подхода в нашем лицее создано развивающее пространство это: внеклассные мероприятия; соревнования; кружковая работа; учебная деятельность.
И одним из условий создания развивающего пространства является применение метода круговой тренировки.
Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию школьников, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы.
На мой взгляд, круговая тренировка, комплекс включенных в нее упражнений, дозирование нагрузки, учет возрастных особенностей детей и уровня их подготовки делает ее приемлемой для учащихся всех возрастов, а это, в свою очередь, имеет положительный здоровьесберегающий эффект.
Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением материала.
Обязательное условие - предварительное изучение этих упражнений всеми учащимися. Использование же их в комплексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных к естественным движениям человека, что имеет определяющее значение.
Круговая тренировка приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.
Опыт работы на уроках физической культуры с использованием круговой тренировки, позволяет предложить некоторые методические рекомендации по использованию этого метода:
Круговая тренировка в школьном уроке должна составлять относительно самостоятельный его этап, для которого отводится достаточно много времени в основной части (до 20 мин., иногда и больше).
Организационную основу круговой тренировки должно составлять циклическое проведение комплекса физических упражнений; подобранных в соответствии с определенной схемой и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга).
Комплексы круговой тренировки составляются, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.
В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Строгая регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности.
Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в занятиях и в то же время строго индивидуально, эта рекомендация позволяет учащимся с низкими нормативными показателями физических качеств добиться, по крайней мере, относительно тех же успехов, что и учащимся с более высокими нормативными показателями.
Круговая тренировка должна быть рассчитана на групповую работу. В самой организационной структуре такой тренировки (поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.
Круговая тренировка выполняется поточным методом. Это дает возможность каждому ученику проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, волю, способность к достижению поставленной цели.
Работа по карточкам, составленным на каждого ученика или на группу, должна быть спланирована так:
- ребенок в процессе отдыха между упражнениями самостоятельно выясняет, какие группы мышц развивает то или иное упражнение;
- предлагаемые упражнения даются на выбор от простого к сложному и направлены на развитие одного двигательного качества (для детей подготовительной группы здоровья, для детей проболевших длительное время) и т.д..
Метод круговой тренировки должен обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизировать участие занимающихся в учебном процессе.
Упражнения круговой тренировки могут проводиться под музыку.
Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся круговая тренировка имеет широкую сферу применения – от школьного физического воспитания до «большого» спорта. Практика частого использования на уроках физической культуры метода круговой тренировки показывает:
-положительную динамику развития и физических качеств, и овладения учащимися знаний, умений и навыков;
- способствует улучшению и росту личных результатов каждого учащегося, в зависимости от индивидуальных достижений.
Применяя метод круговой тренировки, я обучаю детей:
диагностировать физическое развитие и подготовленность, индивидуальные физкультурно-спортивные потребности ( умение измерить ЧСС,оценить себя по ощущениям состояния здоровья после нагрузки, и т.д. );
развивать физические качества, стремиться повысить спортивные результаты;
формировать гармоничную фигуру, воспитывать культуру движений;
сочетать традиционные и нетрадиционные виды физической активности((круговые тренировки с элементами КроссФит);
использвать психофизические упражнения, статические и динамические упражнения(аэробные упражнения выполняются под ритмичную музыку,
статические упражнения и упражнения на релаксацию – под спокойную музыку,
релаксация и использование дыхательных упражнений);
вести расчет количества повторений, темпа и ритма движений, количества серий, амплитуды движений и интенсивности выполнения двигательных действий (оценить свое состояния здоровья по таблице допустимой нагрузки ,контрольне срезы физической подготовленности по возрасту; знание техники выполняемых упражнений);
оценивать состояние здоровья, физического развития и подготовленности, физкультурно-спортивной активности и удовлетворенности занятиями (теоретические знания нормативов по возрасту и нормативов комплекса ГТО).

Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим своим умом и собственными руками, всегда приносит конкретный результат. Этот результат и есть индивидуальное развитие. В результате индивидуализации и использования личностно-ориентированного подхода, метод круговой тренировки играет большую роль: обучающиеся формируют уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это является фундаментом гармоничного развития личности.