«Организация учебного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий, цифровых средств и ресурсов»


(Слайд1)Я Шевцова Марина Александровна,учитель химии МОУ СОШ№6.
Тема моей методической работы «Организация учебного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий, цифровых средств и ресурсов»
(Слайд2)В настоящее время в российском образовании идет процесс внедрения стандартов нового поколения, перед общеобразовательной школой поставлена задача формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. При этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов.
Только за последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии.
Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.
В процессе модернизации российского образования повышенное внимание уделяется внедрению современных образовательных технологий, которые ориентированы на поиск и развитие способностей каждого ребенка. Личностная ориентация педагогического процесса диктует перенос акцента с обучающей деятельности учителя на познавательную деятельность учащегося.
(Слайд3)
Цель моей педагогической деятельности: повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи: (Слайд4)
Для того чтобы владеть языком химической науки, недостаточно одного учебника. Поэтому основная задача, стоящая перед учителями химии, заключается, прежде всего, в том, чтобы на качественно новом уровне проводить учебно-воспитательный процесс.
Моя работа ведётся на основе принципов личностно-ориентированного обучения в рамках компетентностного подхода в соответствии с государственной политикой в сфере образования. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределѐнных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.
Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справоч-никах, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Что следует изменить в структуре, содержании учебных занятий учителя химии для достижения цели образования – формирования компетенций учащихся?
Необходимо создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приѐмов обучения для решения учебных проблемных ситуаций Только те знания, которые добыты самим учащимся, становятся прочными и осознанными.
(Слайд5) При обучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума.
Цель применения компьютера на уроке химии - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такую работу провожу на разных этапах урока:
как способ создания проблемной ситуации,
как способ объяснения нового материала,
как форма закрепления изученного,
как форма проверки домашнего задания,
как способ проверки знаний в процессе урока.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
(Слайд6)Из наиболее распространенных форм информационного сопровождения урока я использую: видеофильмы, мультимедийные презентации, виртуальные лаборатории, образовательные сайты, готовые электронные продукты, Интернет ресурсы.
На своих уроках я активно использую виртуальную лабораторию. В химии важен эксперимент, который требует от учителя много времени для подготовки и проведения, наличия целого набора реактивов и оборудования. Опыт должен быть наглядным и убедительным, и если он не создает должного впечатления, недостаточно эффективен или неудачен, то теряется интерес учащихся к познанию наблюдаемого явления. Виртуальная лаборатория имеет ряд ценных преимуществ, особенно в тех условиях когда недостаточна обеспеченность кабинета химии необходимым оборудованием.
При работе в виртуальной лаборатории учащиеся получают возможность для понимания сущности химических реакций, так как они могут увидеть эти процессы на молекулярном уровне.
Компьютерные технологии дают мне возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами; процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в школьных условиях. Например, при изучении электрохимической коррозии учащиеся в течение нескольких минут могут рассмотреть механизм этого крайне медленно протекающего процесса
Вместе с тем хочется отметить, что, каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ вновь приходят на помощь учителю для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям, в программах PowerPoint,MoviMaker.
(Слайд7)Мультимедийные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. Применение слайд – фильмов (Power Point) обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации использую данные электронных учебников, информацию сети Интернет, размещаю на слайдах необходимые формулы, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке.
При освоении методов решения задач, также удачным способом является использование презентации с послайдовым предоставлением алгоритмов решения. В ней подробно рассматриваются (и одновременно объясняются на доске) способы и приемы решения. Ученик, у которого возникли проблемы, может неоднократно вернуться к слайдам с представленным решением, найти свою ошибку и попробовать все сначала.
Создание собственных презентаций к урокам вызвало живой интерес у учащихся к программе PowerPoint – и вот уже сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса.
Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением современных ИКТ.
(Слайд8) Изучив теоретический материал по данной теме, а также опыт проведения уроков с применением ИКТ других коллег и накопленный собственный опыт я взяла на вооружение дидактическую модель урока на основе ИКТ. Она представлена семью объектами и характеризуется следующими аспектами деятельности :
1. На подготовительном этапе определяю факт необходимости применения ИКТ на уроке определенного типа, опираясь на субъективные и объективные факторы.
2. Определяю цель урока,постановку задач, решаемых на занятии, планирую развитие личностных и социальных качеств учащихся, формирование информационной культуры субъектов обучения в условиях информационного общества.
3. Учитывая анализ ситуации, принимаю решение о том, какие средства ИКТ буду использовать на уроке.
4. С учетом поставленных учебно-воспитательных целей и задач, а также прогнозируемого результата готовлю подробный план и конспект урока .
5. Перед началом урока, в процессе и после урока контролирую достижение поставленной цели и задач урока.
6. Анализирую соответствие поставленных целей с реально достигнутыми, а также уровень решения поставленных учебных ситуаций и реально осуществлённых в ходе урока.
7. Даю объективную оценку эффекта использования выбранных ИКТ на каждом из этапов урока.
(Слайд9) Какими критериями оценки эффективности урока я пользуюсь?
Как правило, использую неформальный метод оценки - собственное ощущение от общения с учениками во время урока и после урока.
Провожу анализ рефлексивных высказываний учащихся после урока.
Наиболее корректным считаю суждение на основании активности учащихся на уроках, анализ полученных оценок .
В результате применения современных образовательных технологий я достигла следующих результатов:
(Слайд10)наблюдается увеличение количества участников и качественная составляющая работ учащихся, представляемых в заочном формате предметных олимпиад и в очных олимпиадах:
за последние три учебных года вдвое увеличилось количество участников заочных предметных олимпиад: с 7% до 15% от общего количества учащихся 8-11 классов.
в 2009-2010 учебном году учащийся 9 класса стал призёром районного этапа Всероссийской олимпиады по химии;
(Слайд11)Качество знаний по предмету за последние три года повысилось:
В результате использования информационно-коммуникационных технологий, цифровых средств и ресурсов при изучении химии мне удаётся:
- активизировать познавательный интерес учащихся, повысить уровень учебной мотивации;
- научить ребят применять полученные знания в разных ситуациях;
- увеличить роль самостоятельной работы учащихся;
- разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
- помочь учащимся овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.
(Слайд12,13)На слайдах далеко неполный список Интернет-ресурсов,используемых мною в работе
(Сайд14)В завершение можно сделать вывод:
ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса. Но их использование должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Одним словом, профессиональным.
Данные об авторе
Шевцова Марина Александровна.
Учитель химии МОУ СОШ №6, ст. Барсуковской, Кочубеевского района, Ставропольского края.