Статья: Обучение рассказыванию по картине слабослышащих школьников младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по развитию речи.


Обучение рассказыванию по картине слабослышащих школьников младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по развитию речи.
Кислова А.В.
Проблема нарушения речи у детей с нарушенным слухом – одна из самых актуальных для школьного обучения. От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Одной из важных задач организации и проведения коррекционно-педагогической работы сурдопедагогами во внеурочное время является активизация речевого развития учащихся с нарушениями слуха [5].
Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы [2, с. 56]. Методика обучения рассказыванию дошкольников отличается от школьной методики большей привязанностью к образцам, увеличением опорных моментов и их вариативностью (различного рода подсказки: образцы фраз, напоминание о признаках, выбор ответов из числа предложенных и др.), видоизменением наглядности в пределах одной учебной ситуации (сюжетнаякартина дополняется новыми элементаминаклеиваются фигурки, вырезанные картинки и т. п.), использованием игровых приемов (обыгрывается содержание, имитируются действия, что-то угадывается, создаются нелепые или смешные ситуации и т. д.). Главный упор в поисках приемов и методов обучения делается на развитие мотивации – от игровой до учебной [3].
В соответствии с программными требованиями младшие школьники учатся составлять и писать рассказы различных видов. Среди них особое место занимают рассказы по картине или серии картин. Существует несколько вариантов работы по картине: описание картины; рассказ-повествование по серии картинок; рассказ-повествование по одной картинке; восстановление событий, предшествующих событиям, изображенным на картинке; рассказ по закрытой картинке. Выполнение всех перечисленных видов работ направлено на формирование у детей умения строить связное высказывание. В этом плане наиболее продуктивной является работа по восстановлению предшествующих или последующих событий, так как она требует от детей собранности, творческого подхода и активизирует развитие письменной речи во всех ее функциях. В этом же плане полезны такие виды работ, как составление рассказа по его началу или окончанию, по опорным словам и особенно сочинение на заданную учителем тему. Составление рассказа по деформированному тексту (с нарушением логики) менее эффективно для развития самостоятельной связной речи, так как ученики составляют рассказ по готовому тексту. Вместе с тем данный вид работы способствует развитию логического мышления учащихся, а имеющийся текст, особенно в сочетании с серией картинок, облегчает задачу составления правильного рассказа [1, с.75].
Цель работы: рассмотреть процесс обучения рассказыванию по картине слабослышащих детей 4 класса на внеклассных занятиях по развитию речи.
Мы выдвинули гипотезу, что методические приемы по обучению рассказыванию по картине положительно влияют на развитие речи слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Теоретической основой исследования являлись работы Р. М. Боскис, К. Г. Коровина, А.Г. Зикеева, Н.И. Жинкина, К.В. Комарова, Л.С. Выготского, М.И. Гилевича, О.А. Красильниковой, С.А. Зыкова, Л.П Носковой, Е.П. Кузьмичевой, и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в данной работе теоретические и практические материалы могут быть использованы для работы по обучению рассказыванию по картине слабослышащих учащихся на внеклассных занятиях по развитию речи. Полученные материалы расширяют возможность совершенствования педагогического процесса.
Целью экспериментальной работы является выявление уровня развития связной речи на примере использования сюжетных картин у слабослышащих учащихся 4 класса.
В экспериментальной работе приняли участие две группы слабослышащих учащихся 4 класса. Из них в контрольной группе было 5 детей: 2 девочки и 3 мальчика. Дети имеют 3 и 4 степень тугоухости. В экспериментальной группе – 5 детей, из них 3 девочки и 2 мальчика. Степень нарушения слуха – 3 и 4 степень нарушения слуха.
Для диагностики выявления уровня развития связной речи мы использовали 5 методик, направленных на выявление уровня развития связной речи. Были использованы методики Забрамной С.Д., для определения уровня развития связной речи по сюжетной картине и на восприятие и понимание картин со скрытым смыслом. А также методики Шипицыной Л.М., направленные на установление причинно-следственных зависимостей и отношений между объектами и событиями в структуре связного высказывания.
Проведенное исследование показало, что связная речь учащихся с нарушенным слухом имеет ряд особенностей: и неполное раскрытие темы, употребление лишних слов, нарушение порядка слов в предложении, бедность речи, неразвитость ее синтаксического строя.
Результаты исследования поставили нас перед необходимостью проводить целенаправленные коррекционные воздействия во внеклассной деятельности, в которой особое место занимает организация свободного от выполнения уроков времени учащихся.
Специальный педагогический процесс следует строить так, чтобы, с одной стороны, расширить речевой запас (проводя специальную работу по развитию речи), а с другой – способствовать коррекции самостоятельно приобретенного речевого запаса (уточнение звукового состава слов, их лексического и грамматического значения, активизация лексики в самостоятельных высказываниях), его систематизации. Это требование распространяется на все разделы учебно-воспитательной работы в школе, на все уроки и различные формы внеклассных и внешкольных занятий [4, с. 7].
Коррекционная работа во внеклассное время осуществляется в двух направлениях: сопутствующем и планомерном. Под планомерным направлением понимается специально организованная работа по картине или серии картинок, описание картины, составление рассказа-повествования по картине или серии картинок, восстановление предшествующих или последующих событий, а также составление рассказа по закрытой картине [1]. Под сопутствующим направлением – понимается использование любой возможности для развития речи и расширения словарного запаса, кругозора. Это могут быть ситуации в ходе выполнения режимных моментов, любые внеклассные мероприятия: подвижные и настольные игры, просмотр телепередач, прогулки и т.д.
Таким образом, внеклассные мероприятия имеют выраженную коррекционно-развивающую направленность: активизируют познавательный интерес школьников к речи; развивает психические функции, повышают речевую активность; формируют коммуникативную функцию речи слабослышащих учащихся; расширяют словарный запас; автоматизируют произносительные навыки.
Литература
Быкова, Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989.– 144с.
Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73
Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя/Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л. П. Носковой.– М.: Просвещение, 1993,– 224с.
Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; //под ред. К.Г. Коровина.– М.: Просвещение, 1995. – 160с.
Поляков. С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 2002. – 30с.
Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. комис. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 32с.
Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. – М.: Речь, 2005 – 48с.