Статья Пути формирования позитивного социального опыта школьников на уроках и внеклассных занятиях математики


Пути формирования позитивного социального опыта школьников
на уроках и внеклассных занятиях математики
Благополучие страны, основа ее развития - в интеллектуальном потенциале общества. А он закладывается, формируется в школе. Мы должны выучить, воспитать, подготовить к жизни человека, который будет образованным, гуманным, стойким и мужественным творцом и созидателем.
В связи с этим, становится понятной почему большая роль должна отводиться такому предмету, как математика. Выдающийся швейцарский педагог И.Г.Песталоцци утверждал, что знание математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину, избегать искажений и предрассудков, укреплять здравый смысл.
Хорошее математическое образование и математический стиль мышления необходимы не только тем, кто впоследствии займется научными исследованиями в области математики, но и всем тем, кто станет трудиться в различных областях народного хозяйства в качестве инженеров, программистов, экономистов, квалифицированных рабочих. Математический стиль мышления, умение рассуждать, логически мыслить необходимы биологам и медикам, юристам и конструкторам, политикам и многим, многим другим. Поэтому поддержка и развитие математических способностей учащихся, воспитание творческой инициативы, потребности в напряженном и осмысленном труде, постоянном обновлении и пополнении знаний является одной из ответственных задач каждого учителя математики.
Моей мечтой как учителя математики является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. С этой целью я изучила идеи личностно-ориентированного подхода, принципы системной дифференциации. Поэтому свою работу с учащимися строю на двух главных линиях – социализации и индивидуализации личности школьника. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Вторая линия, индивидуализация связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля жизнедеятельности. Индивидуализация способствует развитию индивидуальных способностей в человеке.
Учитывая возрастные особенности детей, процесс обучения математики я разделяю на три возрастные группы: 5-6 классы (начальная группа), 7-9 классы (средняя группа), 10-11 классы (старшая группа). Работа в каждой возрастной группе имеет свою специфику.
В 5-6 классах наряду с учебной деятельностью важное место имеет игровая деятельность. Я считаю, что игра является ведущей деятельностью ребенка и основой всего последующего его развития, и думаю, именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Поэтому основной акцент в работе с этой группой детей я делаю на использовании технологии игрового обучения. Включение мною игры в учебный процесс заметно повышает интерес учащихся к предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Начало любой игры я осуществляю вместе с созданием у учащихся эмоциональной установки. Обычно она создается мною в увлекательной форме – это может быть разгадывание кроссвордов, ребусов с использованием рисунков, слайдов. Учащиеся 5-6 классов увлекаются играми, в которых есть тайна или нужно сделать открытие, что-то найти. Игра для этого возраста является развивающей деятельностью, зоной сотрудничества со взрослыми. Ученик в этом возрасте играет не для того, чтобы подготовиться к жизни: игра становится средством его воспитания и обучения. В своей работе с этой группой детей я обращаюсь к играм на уроках-путешествиях, уроках- лабиринтах, а также на различных этапах традиционных уроков. Такие дидактические игры как «Назови число», «Вставь слово», «Математическое лото», «Математическое домино» способствуют формированию у детей вычислительных навыков, развитию логического мышления.
На разных этапах развития детей свойственны разные игры. В подростковом возрасте школьники стремятся к групповому сотрудничеству. В игре их больше интересует герой и его деятельность. В практике моей работы с детьми сложились и утвердились наиболее оформленные игры, как КВН-ы, интеллектуальные игры «Умницы и умники», «Звездный час». Интеллектуальная игра – эффективная форма проведения уроков математики, к которому заранее готовлю определенное количество заданий по теме игры, содержание которых не выходит за рамки школьной программы. Сложность заданий выстраиваю таким образом, что первые из них должны уметь решать все учащиеся («утешительные задания»). Далее сложность плавно возрастает, что позволяет каждому участнику игры раскрыть свой уровень знаний и в процессе решения заданий чувствовать себя комфортно. Такая игра в подростковом возрасте становится своеобразной школой социализации личности школьника.
Для старшеклассников игра – школа общения. Школьников этого возраста особенно интересует игры с активной речевой деятельностью. В этом возрасте усиливается рефлексия. В социальной психологии «Рефлексия» - осознание действующим индивидуумом того, как он воспринимается партнерами по общению. Для учащихся характерна потребность в диагнозе, их интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Моих старшеклассников привлекают разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление, а также игры – состязания как уроки-марафоны, заседания клуба знатоков математики «Что? Где? Когда?». Если в школе по большей части учащиеся решают задачи для учителя, на олимпиадах – для себя, то во время математического марафона среди выпускников города и района – для победы всей команды. Если в классе работу организует учитель, а учащиеся только – помощники, то на городском марафоне – полная самоорганизация, вся ответственность – на самих ребятах, и результат – осязаемый, который зависит от множества удач и просчетов, переживаемых у всех на глазах. Математический марафон – это соревнование, бой всех команд выпускников школ города и района в решении нестандартных задач, подобранных учителями. Решению такого рода задач я учу с 5 класса: сначала – это задачи на смекалку, потом на факультативных занятиях разбираем различные «Логические задачи», в более старшем возрасте, когда выявлены интересы и способности к предмету, занимаемся уже серьезной математикой как на уроках, так и на элективных курсах(8-9классы «Расчетные задачи на проценты», 10-11классы «В мире уравнений и неравенств»). Мои ученики не боятся трудностей, они «выросли» на задачах различной трудности и к марафону готовы еще в 9 классе. Уже тогда определяется будущий состав команды. В 10-11 классах веду планомерную работу по подготовке всех учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, параллельно организовываю клуб знатоков математики и провожу с ними занятия, на которые будущие выпускники идут с большим желанием. Желание – великий двигатель, с которым человеку не страшны горы черновой работы, он стремится к цели, не замечая усталости. Такого энтузиазма в решении трудных задач и такой мобилизации всех сил и способностей , как во время математического марафона, нигде не увидишь – это искусство коллективного разума и творческая работа каждого. И еще: ученики разных школ на таких мероприятиях знакомятся, создают новый круг общения, а после удачно проведенного боя просыпается вкус к хорошей работе. Хочется выступить еще раз, учтя все промахи. Такая планомерная работа со способными учащимися дает положительные результаты – команда стала призером. Дети довольны, видят свою социальную зрелость и располагают к себе внимание. Таким образом, у них возникает определенная самооценка, что говорит о конкурентоспособности. Все это делает игра, но на заключительном этапе обучения она выступает как проект, как модель реализации воспитательных целей по достижению математической зрелости, которая и понимается под формированием позитивного социального опыта старшеклассников.
В любом классе есть любознательные дети, которые часто задаются вопросом «Почему?» Они стремятся к новым знаниям, обращаются к учителям и родителям за разъяснениями, ищут ответы в книгах, в интернете. Моя задача - выявить таких детей, расширять их кругозор, создавать все условия для развития личности такого ученика. Поэтому одно из важных направлений моей работы – работа с одаренными детьми. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений обычно самые прочные. Метод проектов – одна из наиболее эффективных форм работы с одаренными детьми. В рамках урока его я использую для решения различных небольших задач. Приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно, организовываю мини – проекты, по которым они должны подготовить небольшое выступление и сделать презентацию. Выступая перед классом со своей маленькой научной работой, учащиеся формируют свой первый опыт публичных выступлений. Ребята с большим желанием берутся за такую работу, несмотря на то, что она требует достаточно много времени при подготовке. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться часто, превращаясь в нечто повседневное, - они являются праздником знаний такой интересной и замечательной науки, какой является математика.
Научный потенциал России должен формироваться еще со школьной скамьи. Помочь реализоваться молодым талантам в жизни, раскрыть их творческий потенциал - одна из актуальных задач современной школы. Поэтому следующей важнейшей составляющей моей работы является подготовка ученика к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. Сама жизнь диктует темы исследований – они актуальны, имеют теоретическую и практическую значимость. Ежегодно мои учащиеся проводят исследования по разным темам, не получившие глубокого изучения или рассмотрения в основном курсе обучения математике. Разнообразие тем демонстрирует широкий кругозор и интересы учащихся: «Абсолютная величина в решении уравнений и неравенств»(2002г, диплом 2степени), «Паркеты-покрытия плоскости правильными многоугольниками»(2005г,благодарность), «Красочная комбинаторика»(2008г), «В мире уравнений»(2009г, диплом, авторское право), «Тайны квадратного трехчлена»(2010г). Но главное в исследовательской работе учащихся все же не грамоты и дипломы. Гораздо важнее то, что ребята учатся логически мыслить, отстаивать свои предположения, овладеть культурой интеллектуального труда. Развитие исследовательских умений и навыков помогает учащемуся выйти на новый уровень: служение прогрессу и становление личности.
Формы и методы работы, которые позволяют формировать творческую личность с высокоразвитым математическим мышлением, очень разнообразны. Наиболее оптимальным из них я считаю использование технологии уровневой дифференциации с учетом индивидуальных особенностей учащихся. При решении задач уровневая дифференциация позволяет заботиться о развитии сильного ученика, предупредить отставание слабого, дает возможность большинству учащихся класса получить достаточно прочные знания по теме. С этой целью широко применяю, использую в текущей учебной работе разноуровневые дидактические материалы. Задачи нестандартные, повышенной сложности включаю в содержание тематических зачетов и контрольных работ, периодически – в домашние работы. Перед учащимися ставлю цель отыскать оригинальные, красивые решения. Такая работа развивает творческие способности учащихся. Реализовывая технологию развивающего обучения, широко использую задания, требующие самостоятельного поиска или создания: творческие домашние задания, решение одной и той же задачи различными способами, использование старинных задач. Эти виды работ подчеркивают красоту учебного предмета, помогают воспитывать интерес к предмету, математика уже не кажется им сухой и скучной наукой, дети видят, что и здесь нужны выдумка, полет фантазии, творческие способности. Провожу разнообразную самостоятельную работу. Это могут быть: подготовительные упражнения, карточки с дифференцированным заданием, продуманная последовательность заданий, игровые формы организации познавательной деятельности, комментирование заданий, самостоятельная работа с предварительным разбором, решение задач с последующей проверкой, работа по заданному алгоритму, проведение семинара, работа с книгой, работа над сообщением, тесты, тренажеры. В ходе уроков решения задач до урока самостоятельной работы провожу урок общения. На этих уроках у учащихся стремлюсь воспитывать культуру речи, способность излагать свои мысли, что имеет немаловажное значение для привыкания к краткой предельно четкой и логически отточенной речи, содействую формированию открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации. Поэтому растить творческих самостоятельных людей – трудно, но и интересно.
Школьная жизнь идет своим чередом: уроки, олимпиады, математические вечера, и – экзамены… Экзамен – это испытание. Свою задачу вижу в одном: помочь ученикам осознать, что дело ЕГЭ - серьезно и ответственно. У меня есть конкретный опыт подготовки к такому экзамену учащихся: при 100% успеваемости показатель качества обученности - 63% (2003г), 58% (2004г), 70% (2006г). Большинство выпускников стали студентами ВУЗ-ов Уфы, Казани, Самары, Перьми, Москвы(38% - 2003г, 58% - 2004г, 47% -2006г), в основном на бюджетной основе. Главная моя задача – не превращать обучение ребят в условиях ЕГЭ в мучение, в сплошную подготовку к ЕГЭ, а дать детям качественное математическое образование, научить мыслить, работать самостоятельно и с удовольствием. Необходимо качественно изучать программу, решать задачи из школьных учебников, уделять внимание текущему и обобщающему повторению, заниматься на уроках устной работой, проверять домашние задания – честно делать свою работу. Думаю, только тогда учащиеся будут владеть настоящей математикой и сумеют использовать полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни, а также строить и исследовать математические модели.
Хочется надеяться, что все ученики нашли главные жизненные ориентиры, получили становление профессиональной и развитие конкурентоспособной, успешной личности выпускника.