Координация звуковысотных слуховых навыков и ориентирования на правой клавиатуре аккордеона


Координация звуковысотных слуховых навыков и ориентирования на правой клавиатуре аккордеона.
Под ориентированием на аккордеоне подразумевается процесс трансформации звуковысотных представлений в пространственно-клавиатурные, содействующие точному попаданию пальцев на клавиши. В условиях конкретного инструмента упомянутый процесс характеризуется возможностью сравнительно быстро выработать и закрепить устойчивые связи между звуковысотной и пространственной «координатами» (с некоторой коррекцией для черных клавиш).
Навык стабильной игры на аккордеоне складывается постепенно. Все действия должны быть осмысленными, а чередования пальцев, их перемещения по клавиатуре должны координироваться благодаря продуманной и апробированной системе слуходвигательных взаимоотношений. При исполнений музыкальных произведений любое перемещение пальцев по клавишам можно рассматриваться как последовательное взятие интервалов и их сочетаний.
Одной из основных методических предпосылок, способствующих формированию стабильных навыков ориентирования, является выработанное учащимся точное мысленное представление о структурной организации клавиатуры.
Приступая к освоению базовых навыков ориентирования, желательно осуществлять синхронный исполнительский контроль на трех уровнях:
Звуковысотном («пропеваемые» внутренним слухом интервалы),
Структурном (мысленное представление с соответствующих параметров клавиатуры), двигательном (координация движений в пространстве), каждому из перечисленных уровней соответствует определенный вид памяти: звуковысотная, структурно-логическая и моторно-двигательная.
Рекомендуется начинать занятия с поиска и фиксации в ощущениях разнообразных восходящих интервалов, ограниченных пределами заданной позиции руки на пяти соседних белых клавишах. Предлагаемый пальцевой охват клавиатуры позволяет обеспечить наиболее естественное состояние руки, устранить напряжение и осуществить максимально точную фиксацию расстояний при их устойчивом запоминании (благодаря ограниченному количеству интервальных комбинаций)
Освоение интервальных расстояний
Рассматриваемые упражнения способствуют формированию стабильных пространственно- клавиатурных представлений при помощи многократно повторяемых интервалов в различных аппликатурных комбинациях с участием перемещающихся смежных пальцев: 2-3,3-4,1-2,4-5.
Перемещение интервалов



Аналогичным образом осваиваются и другие интервалы вплоть до квинты (восходящие и нисходящие), сначала в октавном, а затем в двух октавном диапазоне.

3. Ладотональные взаимоотношения интервалов
Подобные упражнения способствуют координации слухового и тактильного восприятия интервалов в определенной тональности.



В дальнейшем осваиваются мажорные тональности Соль, Ля и Си, после чего рекомендуется переходить к минорным тональностям.
Эффективному овладению пространственными навыками, их координации со звуковысотными слуховыми представлениями благоприятствуют ассоциативные связи между различными интервалами и отрывками из детских песен, хорошо знакомых учащемуся. Так, например интервал м.2 ассоциируется с ключевой интонацией «Песенки крокодила Гены» В.Шаинского, м. 3 – с «Елочкой» М.Карасева, б.3-с «Чижиком-пыжиком», ч. 4- с «Песенкой о кузнечике» В.Шаинского, ч. 5- с русской народной песней «На зеленом лугу» и т.д. Благодаря начальным интервалам хорошо различаются слухом мажорное и минорное трезвучия (чему способствует ярко выраженный эмоциональный контраст «грустно- весело».
Очередной этап формирования навыков пространственного ориентирования характеризуется взаимодействием песенно- интервальных ассоциаций с типичными позиционными ощущениями. Ученику предлагается весьма занимательная «игра» - отыскать и продемонстрировать на инструменте другие ассоциативные параллели к интервалам до октавы включительно.
На завершающем этапе тренинга зрительное восприятие или слуховое представление конкретного интервала порождает моментальное действие - уверенную и безошибочную фиксацию соответствующего расстояния. При этом указанные выше поисковые приемы выполняются на автоматическом уровне, корректируясь подсознанием. Впрочем, упомянутый автоматизм не должен отождествляться с хаотически-импульсивными «тычками» в клавиатуру.
Формирование навыков пространственного ориентирования для сверхшироких интервалов (больше октавы) и разнообразных скачков также обуславливается наличествующими слуховыми представлениями-в сочетании с «клавиатурной памятью» руки. Любой сложный интервал подразделяется на два и более простых, легко исполняемых в одной позиции.
Вначале осваивается последовательность интервальных «Сцеплений» (от одного промежуточного интервала к другому), причем рука не покидает клавиатуру. Затем мысленно воссоздаётся кратчайшая траектория движения, контролируемого слуховыми и пространственными ощущениями.
Идеал, которого стремится достичь исполнитель, предполагает неразрывную связь слуховых представлений (порождаемых, в свою очередь, зрительным восприятием нотного текста) и безошибочных, рационально организуемых игровых действий, что является предпосылкой для адекватного звукового воплощения авторского замысла.
Формирование навыков ориентирования должно осуществляться на сознательном уровне. Какой бы то ни было новый элемент музыкально – исполнительской техники вначале пребывает под неусыпным контролем сознания, а затем постепенно автоматизируется. Приступая к освоению исполнительского навыка, следует выдерживать медленный темп, благодаря чему внимание учащегося поочередно концентрируется на важнейших составляющих технического арсенала: точность нажатия клавиши, качестве звука, ритмической организации, особенностях перемещений руки и т.д. Впрочем, медленный темп не гарантирует стабильность функционирования упомянутых навыков. В этом темпе, вследствие количественного накопления однотипных упражнений, сознательный контроль нередко подменяется «автоматическим режимом» занятий и «опережающей» фиксацией навыков- до момента их качественного созревания. Вот почему крайне желательно, достигнув необходимого звукового результата и убедившись в эффектности контроля в медленном темпе, без проволочек переходить к более подвижной скорости исполнения. При этом ключевые особенности формируемого навыка должны сохраняться, невзирая на то, что сдвигам темпа сопутствуют закономерные изменения: варьируется характер штриха (в определенных границах), усложняется координация движения левой и правой рук, возрастает активность пальцев. Главное же заключается в поддержании оптимального уровня контролирующих процессов, поскольку игровые действия, постепенно автоматизируясь, передаются в управление исполнительскому подсознанию. На данном этапе важно соотносить количество повторений определенного действия с их прогрессивной динамикой. Работа над совершенствованием игрового навыка должна быть подчинена «восходящему» принципу, и если качественного улучшения того или иного действия не происходит, желательно приостановить занятия и попытаться отыскать причину. Кроме того, необходимо учитывать, что любое совершаемое действие оставляет след в нашей памяти. Для музыканта –исполнителя отнюдь не безразлично, будет ли этот след позитивным или негативным, рельефным или размытым. Стабильность навыков пространственного ориентирования в значительной степени определяется указанным психологическим фактором. Поэтому опасно позволять ученику бездумно повторить одни и те ошибки, фактически заучивая их. Только безошибочная игра в подходящем для этого темпе ведет к уверенности ученика в себе.
Методика освоения.
Упражнение разучивается в медленном темпе. В начале рекомендуется воспроизвести указанную последовательность на инструменте (повторив несколько раз), далее спеть услышанное, чтобы звуковысотные очертания соответствующего интервала закрепились в памяти. Отмеченное слуховое представление способствует контролю и коррекции пространственных перемещений смежных пальцев (2-3,3-4) по соседним клавишам. Постепенно темп увеличивается, движения пальцев приобретают комплексный характер (группировка по 4 звука) с подключением кисти.
Освоение фиксированных интервальных расстояний позволяет учащемуся в перспективе избежать сколь-нибудь значительной коррекции слуховых и пространственных ощущений. Удобство предлагаемых аппликатурных сочетаний и положений благоприятствует исполнительской стабильности названной группы интервалов. Предварительная фиксация соответствующих «Маршрутов» по сути нейтрализует возможные затруднения, обусловленные тем или иным аппликатурным вариантом.
От построения секунд и терций на очередном этапе занятий рекомендуется переходить к более широким интервалам в границах октавы. Для упрощения поисковых действий можно использовать так называемые вспомогательные интервалы. К примеру, для фиксации интервала ч.4 («до-фа) рекомендуется расположить подряд смежные 2-й и 3-й пальцы вслед за 1-м. Таким образом, любой интервал до октавы включительно обнаруживается и фиксируется с помощью одного или двух узкообъемных интервалов.
Очередным этапом освоения широких интервалов становиться охват указанных расстояний без привлечения вспомогательных клавиш в медленном темпе с дальнейшим ускорением. На данной стадии, как правило, наблюдается изменения в способе контакта с клавиатурой (от предварительного к непосредственному), а так же варьирование используемых штрихов.
Растяжка пальцев и ее совершенствование
Адаптация технического аппарата к аккордеонной клавиатуре в значительной степени обуславливается эластичностью руки, гибкостью пальцев и специфическим «охватом» интервалики. Естественная растяжка пальцев, способствующая указанной адаптации, требует специальных упражнений. Как известно, руки лучше всего поддаются растяжкам в детском возрасте. Чем раньше учащийся приступает к занятиям на аккордеоне, тем более активно руки и пальцы приспосабливаются к структуре клавиатуры. Развитие эластичной межпальцевой растяжки- существенный фактор исполнительской стабильности- должно с первых уроков пребывать в центре внимания педагога. Регулярный тренинг эластичности соответствующих связок чрезвычайно важен для аккордеониста,- ведь целый ряд исполнительских дефектов провоцируется малоподвижными, скованными кистью и пальцами.
Упражнение на растяжку пальцев
Предлагаемое упражнение, способствующее развитию эластичности межпальцевых связок, непосредственно связано с формированием навыков пространственного ориентирования и звуковысотных слуховых представлений. В процессе занятий совершенствуется координация движений пальцев-отправной момент в создании целостного звукодвигательного комплекса аккордеониста:

Клавиатурное расстояние, охватываемое смежными пальцами, непрерывно увеличивается. Поэтому следует разучивать описываемое упражнение в медленном темпе, с пропеванием каждого звука и мысленной фиксацией взятого интервала. При этом движения руки (особенно 3-го пальца) сохраняют мягкость и эластичность. Достигнув максимума естественной растяжки, учащийся не форсирует взятие очередного интервала,- расслабленная рука возвращается в начальное положение. Подобным образом необходимо упражняться и от черных клавиш.
Далее рекомендуется усложнить задание, выполняя охват наиболее широкого интервала без промежуточных «звеньев» указанной последовательности. На данном этапе исполнительский контроль призван устранить малейшие проявления неудобства и зажатости связок.
Как правило, в зависимости от возраста и строения руки естественная межпальцевая растяжка у детей ощутимо варьируется. Предлагаемое упражнение позволяет со временем заметно увеличить объем естественной растяжки.
Впоследствии на основе предыдущего упражнения разрабатывается и связка 3-го, 4-го пальцев. Интервальный максимум для указанной пары достаточно скромен, а совершенствование межпальцевой растяжки предполагает максимальную осторожность. Позднейший тренинг связки между 4-м и 5-м пальцами протекает сходным образом, хотя на данной стадии крайне желателен регулярный контроль «извне», осуществляемый педагогом.
Выбор и коррекция аппликатуры.
Выбор индивидуальной аппликатуры на аккордеоне в значительной степени предопределяет успешное исполнение разучиваемой пьесы. Аппликатурные схемы непосредственно связанны со спецификой пальцевых перемещений по клавиатуре. В свою очередь, упомянутые перемещения обуславливаются интервальной структурой и интонационными особенностями конкретного произведения.
На ранней стадии обучения аппликатурные принципы координируются с постановкой исполнительского аппарата и овладение диатонической системой аккордеонной клавиатуры. Пальцевые движения в этот период ограничиваются несколькими близлежащими клавишами. Положение руки в данном случае остается не измененным, гибкие перемещения веса последней сопутствуют нажатием клавиш. Желательно сохранять указанный принцип и при освоении гамообразных последовательностей, а также легких пьес.
Овладев важнейшими закономерностями позиционной игры, учащийся переходит к изучению других аппликатурных формул.
(Следует заметить, использование 5-го и 1-го пальцев должно быть продуманным, в полной мере учитывающим их индивидуальные особенности).
В начале период, коль скоро ученик не располагает собственными представлениями относительно удобства используемых аппликатур, подходящая схема для каждой пьесы обнаруживается
«Методом проб и ошибок».
В указанном процессе ключевая роль принадлежит педагогу, его исполнительскому опыту, умению соотнести внешнюю рациональность и художественную целесообразность, оптимальное решение технических и выразительных задач. При этом педагог не должен упускать из виду анатомологические особенности рук учащегося, специфику его исполнительского аппарата в целом.
Основные правила выбора исполнительской аппликатуры
Аппликатура должна всемерно способствовать выразительному звучанию мелодии. Поэтому выбор аппликатуры должен определяться логикой членения ведущего голоса (фразы, мотивы и т.д.), спецификой интонирования, а в целом- направленностью исполнительского замысла.
Важное качество аппликатуры – ее рациональность, обеспечивающая экономию затрат мышечной энергии и целенаправленный характер пальцевых движений.
Принцип последовательного чередования пальцев, напрямую соотносимый с логикой интонационного развития, занимает ведущее место в современных аппликатурных схемах.
Следует избегать аппликатур с активным участие 4-го и 5-го пальцев (особенно 4-5-4), способствующих быстрому утомлению руки и рискованных в плане технической стабильности.
Развитие слабых пальцев- задача, эффективно решаемая посредством упражнений и этюдов, а не художественного репертуара.
Рекомендуется не использовать «возвратные» аппликатурные формулы при подкладывании 2-3-4 пальцев в нисходящем движении, сохраняя логику последовательных смен.
В подвижных пьесах или эпизодах уже на ранней стадии разучивания весьма желательно проверить выбранные аппликатуры, взяв необходимый темп.
К выбранным аппликатурам следует возвращаться до обеспечения максимальной уверенности в игре. Неритмичное, маловыразительное исполнение, сопровождающееся потерей оптимального качества штриха и деформацией закономерных интонационных связей, может повлечь за собой аппликатурные коррективы.
Удобство применяемой аппликатуры (в частности, ряда прогрессивных технических формул) в некоторых случаях обнаруживается лишь со временем, после тренировки на специальных упражнениях.
Решающим аргументом при выборе оптимальной аппликатуры является фактическое состояние рук аккордеониста- их подвижность, эластичность выносливость и т.д.
«Универсальные» аппликатурные формулы, принятые для гамм и арпеджио,- фундамент технического мастерства аккордеониста. При этом, однако, «нестандартный» тип изложения в конкретной пьесе порой востребует
«уникальной» аппликатуры.
Смена аппликатурных принципов или схем не должна осуществляться спонтанно, до завершения музыкальной фразы, эпизода и т.п.
Использование первого пальца должно быть не хаотическим, а функционально обусловленным, способствующим упорядоченности всего комплекса пальцевых движений.
Главное требование, предъявляемое к любой исполнительской аппликатуре,-ее осмысленность.