Организация групповой формы работы обучающихся колледжа на практических занятиях по общеобразовательным и специальным дисциплинам


ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА НА УРОКЕ
Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Для проведения групповой формы работы необходимо тесное взаимодействие преподавателя – ученика, ученика – ученика, ученика – учителя. Взаимодействие должно быть направлено на обучение:
преподаватель и учащиеся совместно организуют процесс обучения;
учащиеся являются активными партнерами;
учащиеся организуют работу в сотрудничестве;
обучение осуществляется через исследование и совместное решение проблем;
особый акцент делается на процесс обучения.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
группа на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое);
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы (в каждой группе должны присутствовать в равном количестве сильные-средние-слабые ученики).
В модели совместной деятельности в группе можно выделить пять элементов:
позитивная взаимозависимость, т.е. понимание учащимся того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату.
навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
совместная оценка хода работы, при которой оценщики каждой группы должны регулярно подводить итоги  каждого выполненного задания и определять, каким образом каждый из них и группа в целом могут действовать более эффективно. Взаимооценивание деятельности между группами.
Распределение студентов в группе
Распределять учеников по группам можно разными способами, используя разные стратегии: «Цветные ленты», «Цветы», «Счеты 1-5 или 1-6», и др. Величина группы может быть различной. Можно организовать группу, состоящую из 4-6 человек. Такая группа называется малой. Деятельность в такой группе эффективная для многих видов групповой работы и для ослабления доминирования одного ученика над группой. Также можно создать группу, состоящую из двух человек —  парную группу. Пары могут быть эффективны для выполнения совместных мыслительных задач высокого уровня (например, принятие решений, решение проблем) и для обучения сверстников. Большие группы из 7-10 учащихся могут быть эффективны, когда цель заключается в представлении многих точек зрения при обсуждении проблем, но чем больше группа, тем сложнее планировать и организовывать работу, роли и взаимодействие и вступать в разговор.
В малых группах проходит совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы слабые и сильные учащиеся решают совместно проблему, при этом сильный ученик не осознавая обучает слабого ученика, слабый ученик тоже вносит свою лепту в решении данной проблемы, так как он тоже увлечен этим процессом.  При организации групп я стараюсь учитывать то, что в каждой группе должны быть представлены слабо-, средне- и сильно успевающие ученики.
Распределение ролей внутри групп
После распределения учеников по группам, даю им задание распределить роли в группе. Ученики  обсуждают этот вопрос между собой и докладывают у кого какая роль в группе.
Возможны следующие ролевые функции членов группы:
«спикер» — после выполнения задании, от имени своей группы, зачитывает выполненное задание (спикеры могут меняться после каждого выполненного задания);
«секретарь» — записывает задания, возможно в группе присутствие двух секретарей (при выполнении задании на флипчарте);
«оценщик» — наблюдает работу каждого члена своей группы и оценивает по соответствующим критериям, которые заранее отмечает учитель в карте оценивания. Преподаватель раздает каждой группе карты оценивания оценщикам каждой группы, после распределения на группы.
«хронометражист» — засекает время, отведенное для выполнения каждого задания.
Правила работы в группе
Учащихся необходимо научить соблюдать некоторые правила работы в группе:
говорить по очереди;
внимательно слушать друг друга;
— не перебивать;
коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;
помогать и просить о помощи;
давать и просить пояснения;
принимать групповые решения и приходить к единому мнению;
соблюдать регламент;
соблюдать дисциплину и др.
Важно, перед началом каждого урока напоминать о соблюдении правил работы в группе.
Важность диалога
Диалог занимает центральное место на уроке. Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Мерсер и Литлтон (2007). Руководство, стр.144). Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Совместная беседа учеников в группах приносит большую пользу:
позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
содействует аргументированию учениками своих идей;
помогает учителям понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты:
— беседа-дебаты (существует большое расхождение во мнениях и каждый приходит к своему мнению; атмосфера, скорее, конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество);— кумулятивная беседа (каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие; беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям другим; идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются);
— исследовательская беседа (каждый предлагает уместную информацию; идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную проверку; участники спрашивают и обосновывают то, что сказано);
          Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики думают вместе. При вовлечении в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают (Руководство, стр.146).
Опираясь на опыт исследователей, я на своих уроках чаще всего применяю исследовательскую беседу, используя, к примеру, фразы и обороты, как «возможно», «если», «может быть», «вероятно» и др. Обосновываю свои идеи и ищу поддержку со стороны группы, задавая такие вопросы, как «Не так ли?». В данном случае ученики слушают друг друга и обсуждают свои ответы.
Контроль преподавателя за групповой работой
Если учащиеся делают  только первые шаги в групповой работе, то необходим контроль не только за ходом работы в группе, но и за каждым ее членом. После того как группы получают карточки с заданием, мы намечаем последовательность действий. Когда процедура введена и зафиксирована, я начинаю наблюдать за работой внутри групп и за каждым членом в группе. Если я замечаю, что группа отклонилась от цели и учащиеся проявили пассивность и не заметили нарушения процедуры, я приостанавливаю работу и провожу рефлексию или физминутку. После того как учащиеся увидят свои ошибки и будут определены способы решения намеченной проблемы, работа в группе продолжится.
Опыт работы в пятых классах показывает, что на первых этапах обучения групповой работе учащиеся должны очень точно соблюдать последовательность операционных действий, а какие-либо ее изменения могли бы происходить ответственно, с пониманием того, с какой целью, что именно и как можно что-то изменить в процедуре.
Для поддержания рабочего азарта  я всегда определяю время на выполнение задания. Это организует детей, они сразу включаются в работу. Для этого и нужен хронометражист, который засекает время, отведенное учителем, и постоянно напоминает членам группы, сколько осталось у них времени для выполнения задания. С самого начала ученики должны научиться дорожить каждой секундой, отведенной на выполнение задания.
Обсуждение процесса работы. Он не так часто встречается в реальной практике. И понятно почему: в большинстве случаев для педагога групповая работа служит средством решения конкретной задачи урока (нахождение общего способа решения, обнаружение разнообразия подходов и т.д.), поэтому в лучшем случае он спросит участников, было ли им комфортно. Это тоже неплохо. Но возможностей у процесса обсуждения гораздо больше. Можно задать ученикам вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? И наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?». Таким образом, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать в группе. У педагога появляется надежда, что в следующий раз обсуждение пройдет успешнее уже потому, что некоторые учащиеся осознали законы обсуждения, увидели возможности самосовершенствования.
После того, как учащиеся научатся работать в группе, когда на учителя никто не будет обращать внимания, все будут заняты делом, учитель должен уйти в тень. Он должен отдать свою судейскую роль на откуп ученикам. И тогда группы  проверяют друг друга сами: исправляют, добавляют, оценивают. Если работы были письменные, то обмениваются выполненными работами. Чтобы групповая взаимопроверка была возможна, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы результаты работы были сравнимы, задание для всех групп должно быть одно.
Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.
Главная суть работы по группам —  на один и тот же вопрос ответы должны быть разные и неожиданные. Тогда и у слушателей появляется непроизвольный интерес к сравнению своей версии с соседскими. Поэтому одна из изюминок групповой работы – в особой формулировке задания. Такой, когда у каждой группы возникает своя версия ответа, отличная от других.
Модели совместной деятельности
Организуя групповую работу, мы опирались на основные модели совместной деятельности:
1) группа выполняет задание совместно, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи каждого члена, ни один член группы не остается «за бортом»;
2) общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы; при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии  каждого члена группы со всеми остальными ее членами. Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения. Обсуждение высказанных гипотез может вестись параллельно с генерированием идей: идея высказана и сразу же обсуждена, высказана следующая и также обсуждена. Участниками также понадобятся специальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.
3) возможна организация изучения учащимися программного материала в группах по учебникам. Ученики сначала читают текст учебника, затем совместно разбирают его содержание, отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем. В процессе сотрудничества учащиеся усваивают материал учебника лучше, чем при индивидуальной работе (метод Инсерт).
4) особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения.
5) групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных результатов обучения, а также развития творческих способностей каждого ученика (методы: Рассмотри все факторы, Коллаж, Спиной к спине и др).6) продуктивна групповая работа при закреплении и совершенствовании знаний. При закреплении материала предлагаю учащимся несколько задании решить совместно. В ходе решения выясняем все непонятные вопросы. После такой работы даю ученикам задание для самостоятельного выполнения, которое помогает им воспроизводить усвоенные знания. Разбирая вопрос, учащиеся слушают соображения каждого. В первую очередь высказываются ученики с низкими учебными возможностями. Разворачивается процесс обсуждения, в ходе которого закрепляется изученный материал.
7) групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся (мозговой штурм, кластер);
8) групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся (Мозговой штурм, Пять вопросов (как?))
9) обсуждение итогов работы групп. Группа выдвигает из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются. В зависимости от целей групповой работы дальнейшее обсуждение может протекать по-разному (Спиной к спине, РВФ (Рассмотри все факторы)).
В зависимости от типа задания можно выделить несколько способов работы в группах:
1. Группы получают одно задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме, сравнивают с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга.
2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе.
4. Группы перемещаются от одного задания к другому (принцип игры по станциям). Это дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания.
5. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.
Групповая деятельность на уроке делится на определённые этапы:
- предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка задач, инструктаж, раздача необходимого материала);
- обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;
- работа по выполнению учебного задания; наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;
- взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе;
- индивидуальная оценка работы группы и класса в целом, рефлексия, общий вывод о работе и достижении каждой группы.
Групповая форма организации учебного процесса имеет ряд очевидных преимуществ. Учащиеся приобретают важные навыки – умение сотрудничать для достижения общей цели, слушать других, уважать чужое мнение, разрешать конфликты. Улучшается мотивация, соблюдается дифференцированный подход. Работа в группе позволяет учащемуся проявить себя независимо от личностных особенностей. Улучшаются межличностные отношения. Учащиеся усваивают больший объем материала, при этом для учителя упрощается процедура проверки работ.
Способы распределения обучающихся по группам
Часы
Раздайте каждому учащемуся листок с изображением часов, на котором от каждой цифры циферблата продолжается прямая линия. Ученики могут подходить к друг другу и назначать "время встречи". Договорившись о времени встречи, они подписывают его на часах друг друга. (Дважды встречаться с одним и тем же человеком запрещается). При переходе к обсуждению по парам учитель объявляет: "Найдите того, с кем вы встречаетесь в 4 часа". После того, как вы отработаете это упражнение, процесс подбора пар будет происходить легко.
При работе с меньшей группой учитель может ограничиться несколькими значениями часов для назначения "встреч", например 12-3-6-9. Обычно, у выполняющих это упражнение, оказывается больше "договоренностей", чем они на самом деле могут использовать. Иными словами, у школьников могут быть назначены встречи на 4, 6, 10 и 12 часов, а заданий на работу в парах может быть только три.

Найди номер
Приготовьте листки бумаги, разделите их на две равные части и напишите на обеих частях одно и то же число (или информацию). Это могут быть числа от 1 до 11, важные даты, алгебраические формулы и так далее. Перед началом работы в парах ученики должны вытащить каждый свою половинку и найти другого ученика, на карточке которого находится такое же число (или информация).
Супердетектив
Попросите каждого ученика написать что-нибудь особенное (от одного до пяти предложений) о нем самом. Учитель дает половину карточек "другой" половине класса; эта группа пытается определить того, кто является автором описания. Тот, кто правильно догадался становится партнером автора описания. Для следующего парного занятия угадывать будут представители другой половины класса.
Поздравительная открытка
Возьмите несколько старых поздравительных открыток, разрежьте их на две половинки. Пусть каждый ученик вытащит свою половинку и затем найдет того, у кого такая же половинка. Этот человек и станет его партнером при работе по парам.
Кубики
Возьмите пару игральных кубиков. С их помощью можно сформировать пары для совместной работы. Например пару образуют те два ученика, у которых выпадет семь очков. Если семь выпадает у четверых, то они образуют две пары.
Отсчет
Ученики рассчитываются по порядковым номерам, по количеству человек в классе. Пары образуются в соответствии с последовательностью, предложенной учителем, например 1 с 9, 2 с 10, 3 с 11 и т.д.
Меню
Возьмите меню кафе. Разрежьте его на кусочки, так чтобы название каждого блюда оказалось разрезано напополам и попросите каждого ученика вытащить свою половинку. После этого им надо будет найти того, у кого находится вторая половинка. Например, те два ученика, которым достанется название "Курица со спаржей", будут работать вместе. Различные меню можно найти в Интернете.
М&M
Попросите учащихся вытащить из пакета наугад несколько леденцов М&М. После этого попросите их сосчитать то, сколько леденцов им досталось, и образуйте пары на основании этого количества. Как вариант, можно образовать пары на основе цветов леденцов.
Цитаты и пословицы
Напишите список хорошо известных цитат или пословиц и сделайте копию для себя. Нарежьте пословицы полосками и разрежьте их пополам. Попросите учеников вытащить свои половинки, а затем найти того, у кого находится вторая.
Примеры:
Кто рано встает … того удача ждет.
Даже палка … раз в год стреляет.
Интересным вариантом задания является использование пословиц из разных культур. Многочисленные пословицы можно найти в Интернете.
Имена
Напишите имена учеников на листочках. Возьмите листочки с именами половины класса и попросите оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.
Спой эту песню
Найдите слова известной песни с рифмующимися строками. Разрежьте слова песни на полоски и попросите каждого ученика вытащить по полоске. Пары образуют те, кому достанутся соседние строчки.
Волшебные карандаши
Возьмите карандаши или фломастеры разных цветов и раздайте их ученикам. Те, кому достанутся карандаши одного цвета, работают в паре вместе.
Карта путешествий
Возьмите карту страны, континента или мира. Точками отметьте на ней места, в которых находятся большие города. Сделайте копии карты для каждого ученика. Как и в случае с часами, ученики назначают друг другу на карте места для встречи. Так, например, ученики А и Б могут договориться встретиться в Париже. Каждый записывает свое имя на карте другого. Если учитель объявляет, что весь класс собирается в Париже, то партнерами становятся ученики А и Б. Если учитель объявляет, что класс собирается в Мадриде, это значит, что ученик А должен найти ученика Е, который написал свое имя рядом с городом Мадридом.
Гордиев узел
Попросите учеников встать в два круга – один внутри другого. Попросите внутренний круг сделать три шага влево, а внутренний круг - один шаг вправо. Ученики встают друг напротив друга и пожимают друг другу руки. После того, как пары образуются, ученики переходят к выполнению задания в парах.
Чтобы сделать это задание направленным на развитие командных навыков, убедитесь, что каждый держит кого-либо за руку. После этого группа должна "развязаться" не отпуская рук.
Одинаковые пуговицы
Раздайте ученикам пуговицы и попросите их найти кого-нибудь с пуговицей, похожей на их. Ученики с пуговицами одинакового размера становятся партнерами.
Таблица "Создание групп"
В папке Работа по парам Модуля 4 CD диска к курсу есть таблица, которая поможет вам создать группы любого размера. Учитель вносит в эту таблицу имена учеников, нажимает на кнопку и программа формирует пары случайным образом.
Домашние животные
Каждый ученик получает карточку с названием домашнего животного. Они должны воспроизвести звук, который издает это животное, для того, чтобы найти партнера. Если ученику досталась карточка со словом "корова", он должен мычать, пока не найдет в классе другого ученика, который тоже мычит.
Решение примеров
На половине карточек нужно написать математический пример, а на другой – ответ на него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 3 x 3; ей соответствует карточка с числом 9 или выражением 32.
Но существуют определённые трудности и недостатки данного вида деятельности, такие как:
- трудности комплектования групп – часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет объективной для каждого;
- неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом;
- необходимо учитывать, что в классе может быть ученик, который откажется от работы в группе;
- нельзя допускать группы, состоящие только из слабых учащихся;
- нельзя принуждать к совместной работе учащихся, отказывающихся работать;
- групповая деятельность не должна длиться более 10–15 минут;
- нельзя требовать абсолютной тишины, необходимо обучать умению слушать.
Таким образом, групповая деятельность не является идеальной и универсальной формой организации учебной работы. Её нельзя противопоставлять другим формам, только в сочетании друг с другом они дают положительные результаты. Но именно правильное использование групповой формы обучения позволяет решать актуальные задачи образования.
Останавливаясь на классификации групповых форм работы, отметим многообразие критериев их построения. Классификация группы зависит от таких факторов, как уровень обученности учащихся, количество учащихся в группе, продолжительность работы группы, место в ходе урока, знание, умение или навык, формирующиеся при работе в группе и т.д.
Продемонстрируем классификацию групп в зависимости от различных критериев в таблице.
Классификация групп по различным критериям.
№ Критерий Типы групп
1 Количество членов группы. Малые – 3-4 человека.Большие – 5-15 человек.
2 Продолжительности работы в группе. Постоянные.Временные (на четверть, на полугодие).Сформированные для выполнения одного учебного задания.
3 Устойчивость состава. Постоянные.Подвижные.
4 Уровень учебных способностей учащихся. Состоящие из учащихся с высокими учебными способностями.Состоящие из учащихся со средними учебными способностями.Состоящие из учащихся с низкими учебными способностями.Смешанные.
5 Место в структуре урока. Для повторения изученного материала.Для выполнения учебных заданий.Для проверки качества усвоения знаний и т.д.
6 Цель организации группы. Получение знаний.Формирование умений.Формирование навыков.
С точки зрения степени обученности или учебных возможностей учащихся, входящих в группу, можно выделить группы из учащихся с высокими учебными возможностями, средними и низкими учебными способностями или же смешанные по уровню учебных возможностей группы.
Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы. Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу. Чтобы учебные группы успешно работали, целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга.
С точки зрения количественного состава учащихся оправдывают себя группы из четырёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.
Групповая форма работы может вводиться на разных этапах урока. На этапе формирования знаний у учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. При такой организации обучения каждый ученик в 8-10 раз чаще, чем при фронтальной, выражает свои мысли вслух. Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи.
Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.
Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности.
Исследователи утверждают, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5-7 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 15-20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.
Оценивание учебных достижений учащихся при использовании
групповой формы работы
Оценивание одноклассников при работе в парах и самооценка – есть нечто большее, чем просто выставление оценок детьми работам друг друга или собственным работам. Чтобы улучшить процесс изучения, эта деятельность должна вовлекать детей в качество их работы и помогать им в осмыслении того, как ее улучшить.
Оценивание одноклассников предоставляет детям возможность давать друг другу ценную обратную связь, таким образом они учатся друг у друга и поддерживают друг друга. Это раскрывает ценное измерение процесса обучения: возможность общаться, обсуждать, объяснять и бросать вызов друг другу позволяют детям достичь того, что выходит за рамки возможностей самостоятельного изучения.
Оценивание одноклассников помогает развить способность к самооценке, которая способствует независимому обучению, помогая детям брать все большую ответственность за собственный прогресс.
Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (Руководство, стр.161).
Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения  (Руководство, стр.161).
Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны учителя за качеством усвоения школьниками знаний, умений и навыков, позволяет учителю получать вполне достоверную предварительную информацию об уровне их обученности, организовать ритмичную работу всех учеников, значительно повышать их успеваемость. Взаимооценивание является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания друг друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
Оценивание работы групп имеет несколько направлений:
оценка деятельности каждой группы учителем;
оценка деятельности некоторых учащихся учителем;
самооценивание/взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы учителем и учащимися.
Процесс оценивания выполняется следующим образом — оценщики в течение урока оценивают участие и деятельность каждого члена группы и деятельность самого себя (такой прием оценивания называется самооцениванием). Самооценивание – это не только оценивание своей работы, но и самостоятельное определение проблем и путей их решения. Каждый ученик должен научиться объективно и справедливо оценивать работу не только других учеников, но и работу самого себя. В начале урока учитель раздает оценщикам карты оценивания, где конкретно указаны критерии к каждому заданию, по которым они должны оценивать каждого члена своей группы и выставлять баллы (такой вид оценивания называется критериальным оцениванием). В конце урока оценщики каждой группы поочередно отчитываются перед другими группами и учителем кто сколько набрали баллов. По карте оценивания учитель подводит итоги и выставляет оценки (такая техника оценивания называется суммативным оцениванием).
Для организации групповой работы требуется выполнение ряда условий, которые учитель должен с самого начала объяснить учащимся:
Сообщение цели групповой работы и ее соответствие обучающим целям изучаемой темы.
Определение критериев оценки задания (для оценки процесса работы в группе и оценки результата работы группы).
Сообщение о том, кто будет осуществлять оценивание (сам учитель; учитель совместно с учащимися; только учащиеся; специальное жюри).
Определение сроков и формы предоставления работы группы.
Сообщение о принципах оценивания:
обязательное оценивание индивидуального вклада в работу группы (если таковой будет оцениваться),
оценивание работы группы в целом (один за всех – все за одного, если таковая будет оцениваться).
Я на своих уроках стараюсь использовать все виды оценивания: и формативное, и суммативное. Из формативного оценивания такие, как «От кулака до пяти пальцев», «Большой кулак», «Плюс-минус-интересно», «Две звезды и желание», «Светофор», «Мишень» и др. Суммативное оценивание использую в конце урока.
Приемы активизации групповой формы работы
А) Прием “Корзина” идей, понятий, имен…» Это прием организации групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
 Б)Прием “Инсерт”. Технология «критическое мышление» предлагает педагогический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения.
Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком “минус” (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак “вопрос” обязывает их быть внимательным и отмечать непонятое. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.
Для учащихся 6-го класса наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что им известно по тексту и с особым удовольствием сообщают, что нового или неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.
Знак “минус” (думал иначе) при работе с шестиклассниками “работает” нечасто. И все-таки от него не следует отказываться.
Весьма интересным в данном приеме является знак “вопрос”. Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не всегда так. Авторы учебников ставят перед учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответа на них, а вот места для вопросов самих учеников ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать.
А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак “вопрос” весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается “за кадром”. А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке, можно обсудить в группе в начале урока.
В) Прием составления маркировочной таблицы “ЗХУ”
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
Маркировочная таблица ЗУХ.
Знаю /Узнал (а) / Хочу узнать
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста, либо при ознакомлении с новой темой информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, затем обсуждается в группе . Г) Прием “Мозговой штурм”
Этот прием хорошо известен учителям. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения.
Основная цель «Мозгового штурма» – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
«Мозговой штурм» обычно проводится при коллективном опросе учителя  пройденной темы у учеников. Также этот прием можно провести следующим образом, например, при закреплении нового материала:
Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов.
  Д) Прием “Лекция со стопами”
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности использования приема “лекция со стопами” заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется.
Е)  Прием “Составление кластера”.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая                 смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Овладев навыками графического изложения материала, ученик открывает для себя новые стороны изображаемого явления, учится отделять информацию, усвоенную от имеющихся знаний. Один мудрый человек сказал: «Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю».
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. Они помогают превратить урок в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступали.
На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Работа по кластерам на стадии рефлексии позволяет учащимся легко пересказывать текст, запоминать большую информацию.
 Ж) Стратегия «Галерея»
После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.
З) Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Для достижения эффективного результата  групповой работы, важно       научить учащихся умению задавать вопросы высокого и низкого порядка, то есть «толстые и тонкие вопросы». Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Итак, толстые вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения первой цели на уроках можно использовать таблицу:

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении — демонстрация пройденного.
Работа по вопросам ведется в несколько этапов. 1 этап — учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые». 2 этап — учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала -«тонкие», а потом «толстые». 3 этап — при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Недостатки групповой работы
При всех достоинствах групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Групповую форму работы невозможно проводить без технически оснащенного кабинета, в кабинете обязательно нужны интерактивная доска, компьютер, подключенный к интернету, желательно, чтобы у каждого ученика был компьютер и другие средства. Проведение групповой формы работы требует особой, тщательной, заблаговременной  подготовки, каждое задание должно быть продуманным, правильно и к месту использованы методы и приемы и т.д. Все это требует массу времени, которого у учителя-предметника по совместительству классного руководителя физически не хватает.
Эффективность групповой работы
Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущал заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.
Таким образом, групповая технология как коллективная деятельность предполагает:
взаимное обогащение учащихся в группе;
организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
распределение действий;
коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действий;
обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
взаимопонимание диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия.
 
Групповая организация учебной деятельности:
способствует вовлечению каждого обучающегося в процесс активного обучения;
пробуждает интерес к активной практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, стимулирует мыслительную активность, творческую деятельность;
нацеливает обучающихся на самостоятельное овладение знаниями и умениями;
развивает субъективную активность, умение правильно вести диалог, слушать своего оппонента, высказывать свою точку зрения, соглашаться с чужим мнением;
формирует у студентов умение принимать свои, не зависящие от преподавателя, самостоятельные решения.
На уроке проводится рефлексия, что позволяет сразу установить обратную связь с учеником и диагностировать проблемы, которые необходимо учитывать при планировании следующего урока. Благодаря групповой форме обучения решается коммуникативная проблема; формируется навык строить монолог, вести учебный диалог, ставить вопросы и отвечать на них,  вступать в речевое общение и участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, принимать право на иное мнение). У учеников совершенствуются навыки речевой культуры с точки зрения нормы и правильности, учатся использовать для решения коммуникативных задач различные источники информации.
 
Список использованной литературы:
1. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.
2.Задания для выполнения в период практики в школе. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.
3.Образовательный портал www.cpm.kz
4. Методы активного обучения и преподавания для основного уровня.
5.Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство. Бишкек 2012 г.

Приложение
Рекомендации по организации работы с малыми группами
1.Начинайте групповую работу не торопясь.
Если у Вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары учащихся.
Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе.
Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся.
Как только Вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся.
Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.
2. Обучайте работе в группах и контролируйте их работу.
Постоянно обходите аудиторию, помогайте учащимся решать возникающие в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в небольшой группе. Не ожидайте, что они сумеют хорошо работать в группе без Вашей помощи. Одним из способов дать им возможность проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение («наблюдателей», отмечающих продвижение группы к выполнению поставленного задания. Отчет «наблюдателей» дает членам группы возможность акцентировать внимание на том, как они выполняли задание. «Наблюдатели» должны отмечать признаки определенного поведения, заранее описанного преподавателем, и определять, как члены группы справляются с возникающими по ходу работы проблемами. Отчитываясь перед группой, наблюдатели обязаны представлять свои заметки в максимально описательной и объективной форме!
В ходе работы группы Вам и наблюдателям стоит обращать внимание на следующие аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся проблемными:
•Уважение к правам и мнениям других людей. Каждому ли члену группы дается равная возможность высказать свое мнение?
•Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с заранее установившимися мнениями, которые не хотят изменять их, а стараются навязать свою точку зрения другим?
•Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает с их собственной?
•Готовность слушать. Может быть, члены группы предпочитают говорить сами, а не прислушиваться к словам других? Указывают ли их ответы на стремление прояснить слова предыдущего выступавшего?
•Конфликт. Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте?
•Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противоположной позицией?
•Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение? Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника (активное слушание), соблюдают ли правила вежливости?
3. Выбирайте размер группы.
По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников также расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи знания и навыки окажутся полезными для выполнения группового задания. Но если навыки групповой работы не приобретены, также повышается и вероятность неорганизованного поведения. Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять учащиеся, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше времени отпущено на уроке, тем меньшим должно быть количество участников в группе. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общую работу свой вклад.Группы из двух человек
В таких группах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения эмоциональной напряженности и, очень часто, потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника.
Группы из трех человек
При такой организации две более сильные индивидуальности могут подавить более слабого члена группы. Тем не менее такие группы являются наиболее стабильными структурами, в которых есть возможность для образования временных коалиций. В этом случае легче уладить разногласия.
Группы с нечетным и четным количеством участников
В группах с четным количеством участников разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. Нечетный состав дает возможность группе выйти из тупика путем голосования.
Группа из пяти человек
Такой размер группы наиболее удобный для учебных целей. Распределение мнений в соотношении 2:3 обеспечивает поддержку меньшинству. Такая группа достаточно велика для продуктивного обмена мнениями и достаточно мала, чтобы у всех была возможность участвовать в работе и внести свой вклад.
4. Грамотно распределяйте учащихся по группам.
Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.
4.Организуя групповую работу, обращайте внимание на следующие ее аспекты:
Убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.
Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумай те, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.
Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.
Подумайте о том, как Ваш метод поощрения/оценки влияет на использование групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.
Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.
Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для методов совместного обучения.
В процессе формирования групп остерегайтесь «навешивания ярлыков» на учащихся и на группу в целом. Как правило, желательны разнородные группы.
• Переходите от группы к группе, наблюдая/оценивая происходящее. Остановившись около определенной группы, не отвлекайте внимание на себя. Подумайте о своей роли в подобной ситуации.• Убедитесь в том, что все члены группы хорошо видят друг друга, могут общаться и взаимодействовать. Наиболее эффективная «конфигурация» группы: учащиеся сидят в кружке — «плечом к плечу, глаза в глаза».
5.Порядок выполнения заданий с использованием метода «работа в малых группах»При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы, а также общий итоговый результат работы класса (аудитории).1 . Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.
Обсудите с учениками, понятно ли им задание.
Выработайте (или напомните) правила работы в группах, например:
Уважайте ценности и взгляды каждого участника группы, даже если Вы не согласны с ними.
Сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, которые их высказывают.
Предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы, если он захочет.
Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.
Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу в группе.
Старайтесь, чтобы Ваши замечания были краткими и по существу.
Воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребления оценочных суждений и выражения пренебрежения.
Сообщите, какое время Вы даете для выполнения каждого этапа задания (хронометраж).
Разделите учеников на малые группы, раздайте необходимые материалы, информацию и попросите приступить к выполнению задания.
Двигайтесь от группы к группе и помогайте учащимся соблюдать правила работы в группе.
После завершения работы в группах предоставьте слово представителям групп для сообщения результатов выполнения задания. Поощряйте использование плакатов, таблиц, рисунков и других наглядных пособий. Вы сами можете создать таблицу, для того чтобы заносить в нее результаты выполнения задания разными группами.
Обсудите итоги каждой презентации. Спросите, чем обосновано именно такое решение. Есть ли у членов группы особое мнение? Что помешало прийти к согласию? Напомните, что группы могут задавать вопросы друг другу.
Вы можете также рекомендовать учащимся пользоваться советами при работе в малых группах