Статья Применение информационных технологий при обучении математике

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«УСОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»










Применение информационных технологий при обучении математике





преподаватель
математики Подкорытова Л.Л.













г. Усолье-Сибирское
Современный этап развития образования характеризуется массовым внедрением информационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться.
Развитие содержания и методов обучения меняет роль педагога, он является организатором деятельности обучающегося по приобретению знаний, умений и навыков.
Предмет математики является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его студентами основ этого предмета. В студентах уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выигрываем.
Применение компьютера в обучении - это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью студентов:
оно обеспечивает индивидуализацию обучения "в массовом порядке";
помогает создать проблемную ситуацию;
дает возможность обучающемуся выступать в роли пользователя современной вычислительной техники, получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности;
используя цвет, мультипликацию и т.п., усиливает наглядность учебного материала;
способствует активизации мыслительной деятельности студента;
С помощью компьютера можно:
представить на уроках математики  наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др.); 
повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации); 
использовать на уроках разнообразные формы и методы работы с целью максимальной эффективности урока; 
вовлекать студентов в сознательную деятельность; 
использовать тестовые программы с моментальной проверкой выполненного задания;
Можно выделить различные типы обучающих компьютерных программ: 
программы, ориентированные на усвоение нового материала в режиме программированного обучения; 
программы, реализующие проблемное обучение, учитывающие не только результат, но и стратегию изучения материала; 
программы, предназначенные для закрепления умений и навыков (тренажеры); 
демонстрационные и иллюстрационные программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации; 
обучающие игровые программы, получившие широкое распространение из-за своей привлекательности; 
контролирующие программы;
информационные; 
На своих уроках компьютер использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Использую электронные варианты следующих учебно-методических материалов:
компьютерные презентации иллюстрационного характера;
электронные словари-справочники и учебники;
лабораторные практикумы с возможностью моделирования;
программы-тренажеры;
контрольно-тестовые системы.
В сфере обучения помогает широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет мне на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Подобное осуществляется с помощью технологии мультимедиа презентаций, которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме. Наиболее доступным продуктом мультимедиа для учителей математики является PowerPoint – приложение пакета Microsoft Office.
Часто использую презентации по определённым темам. Данная технология используется как средство предъявления обучающимся учебного материала. Привлекаю студентов к составлению презентаций. Презентация с одной стороны, обеспечивает наглядность материала, а с другой, облегчает мне, как создание этих материалов, так и процесс их использования. Предварительные эксперименты показывают, что технологии презентаций повышают мотивацию, обеспечивают интенсификацию урока, сокращают время подготовки к урокам (в ситуации, когда презентационная поддержка урока подготовлена ранее либо учителем, либо студентами).
Использование различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронная книга. В технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для обучающихся; осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе; гипертекстовая технология, благодаря применению гиперссылок, упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала.
Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet и его ресурсы обеспечивают доступ к гигантским объемам информации. Данная сеть используется мною и студентами при выполнении заданий внеаудиторной работы, исследовательской работы.
Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, можно предоставить в целях: оперативной передачи на разные расстояния информации любого объема и вида; интерактивности; доступ к различным источникам информации; организации совместных телекоммуникационных проектов; запроса информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференций.
Дидактические материалы в среде Word - наиболее простая программа, которой обязательно владеет основная масса пользователей. Возможно применение как в электронном варианте, так и в печатном. Данную программу чаще использую для печати бумажного варианта дидактических материалов – карточек. Тестовые задания и задания с кратким ответом в среде Exсel - эта программа более эффективна, так как автоматически проверяет ответы, подсчитывает количество верных ответов. Хороша для тестовых заданий.
Но при составлении тестов должны учитываться также следующие требования: строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются студенты; однозначность – формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть, безусловно, однозначно понятны студентам.
Удобно в Exсel оформлять задания с кратким ответом. Здесь востребована логическая функция «если», с помощью которой можно не только определить правильный ответ или нет, но и короткой фразой похвалить студента , дать подсказку, или сообщить дополнительные факты или исторические сведения. 
Математика и компьютер – это сочетание прослеживается на всех этапах работы. Применение ИКТ в учебном процессе способствует самообразованию педагога. Безусловно, это Интернет. Изучение опыта работы других педагогов, работа с электронными учебниками даёт идеи и толчок для собственных открытий, показывает, как можно сделать, а в некоторых случаях, как делать не следует. Появляется необходимость и желание осваивать всё новые программы, которые эффективно применимы на уроках. Электронные репетиторы совершенствую математическую подготовку учителей.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики способствуют введению существенных изменений в систему обучения и воспитания обучающихся.
Приоритетные направления деятельности учителя
Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя.
Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности обучающихся на уроке.
Дистанционное образование, повышение квалификации.
Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока.
Создание Интернет – уроков, интегрированных уроков.
Разработка уроков на основе готовых программных продуктов.
Приоритетные направления деятельности обучающегося
Интернет-технологии - часть общей информационной культуры ученика.
Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
Интернет – технологии в организации дополнительного образования.
Дистанционное обучение.
Компьютерные технологии для подготовки к уроку.
Внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии.
Тренировочное тестирование при подготовке к итоговой аттестации.
Компьютерные конкурсы.
Дистанционные обучающие олимпиады.
Структурно-функциональные модели учебного процесса в условиях компьютероопосредованного обучения математики



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











Литература:
1.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
2. Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы.- М.:МГОУ,2011г.
3. Селевко,Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998г.
4. Использование ИКТ на уроках математики [Электронный ресурс] // ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
 

















13PAGE 15