Статья Применение сетевых информационных технологий в обучении биологии

Применение сетевых информационных технологий в обучении биологии

Становление и развитие вычислительных сетей, составляющих основу сетевых технологий, является наиболее активно развивающимся направлением за последние десятилетия. К причинам широкого распространения как локальных, так и глобальных информационных сетей можно отнести распространение относительно недорогих персональных компьютеров, возросшие потребности пользователей обмениваться информацией, появление более доступных коммуникационных средств, позволяющих объединять персональные компьютеры в сети.
Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса, находящего свое отражение в сфере образования [2].
При этом под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [3].
С помощью локальных информационных сетевых ресурсов в учебных заведениях можно получить доступ к электронным учебникам, электронным лекциям, контролирующим компьютерным программам, справочникам и базам данных учебного назначения, сборникам задач, учебно-методическим и программно-методическим комплексам, компьютерным   иллюстрациям  для  поддержки различных видов занятий.
К наиболее распространенным информационным технологиям, которые можно внедрить как в очный, так и заочный процессы обучения, можно отнести: блоги, социальные сети, электронную почту, образовательные веб-сайты, системы и курсы дистанционного обучения, виртуальные классы, программы интернет-телефонии (Skype) и т.д.

Обучение, проводимое с использованием информационных технологий, имеет ряд преимуществ. Обучающийся получает большое количество информации, самостоятельно может определить для себя период и скорость обучения, последовательность изучения материала. Использование веб-сайтов, например, способствует повышению оперативности обучения, коммуникации, повышает качество обучения, помогает учащимся своевременно получить необходимые материалы и задать вопрос.
К одному из основных недостатков обучения, проводимого с использованием таких технологий, следует отнести значительный отвлекающий фактор самого факта выхода в сеть Интернет, заключающегося в агрессивной рекламе новостных и игровых сайтов.
В МАОУ «Лицей № 62» накоплен опыт работы по применению информационных технологий. Сайт лицея (http://www.lyceum62.ru) постоянно обновляется и в настоящее время имеет главное меню, включающее разделы: «Информация», «Ресурсы», «Виртуальный лицей» и др. Раздел «Виртуальный лицей» включает подразделы «Форум», «Виртуальные классы» и «Виртуальные кабинеты».
В разделе «Виртуальные классы» размещаются задания по классам или отдельным учащимся в период их отсутствия на занятиях. Учащиеся выполняют задания, присылая их для проверки на электронную почту учителя. Каждый учащийся может задать вопрос в данном разделе и получить объяснение.
Виртуальный кабинет биологии и экологии позволяет получать информацию о достижениях учащихся лицея, результатах их исследований, рекомендации по различным вопросам. В виртуальном кабинете размещаются презентации к урокам, дополнительная информация, рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ, подготовке к ГИА, ЕГЭ. Использование виртуального кабинета способствует формированию медиакомпетентности и позволяет учащимся более эффективно организовывать учебную деятельность в образовательном учреждении.
Переход к интерактивным методам обучения по каждой дисциплине требует соответствующей подготовки педагогов, в связи с чем в лицее ежегодно проводятся мастер – классы и обучающие семинары («Интернет. Сайт лицея», «Информационная безопасность», «Антивирусы и носители информации», «Составление тестов. Тестовые оболочки», «Файлы и папки. Архивация данных»), помогающие учителям самостоятельно разрабатывать практические задания по своей дисциплине, создавать тесты, размещать задания на сайте лицея.
Другая информационная технология учебный сайт преподавателя [1].
В настоящее время все более актуальна потребность в создании и разработке учительских сайтов для дистанционного обучения в рамках учебной дисциплины, которые содержат больше информации, по сравнению с виртуальным кабинетом, позволяют увеличить ее доступность, повысить компьютерную грамотность обучающихся, развить навыки поиска и работы с информацией, организовать процесс дистанционного обучения на основе выполнения различных заданий.
Учебный сайт преподавателя позволяет обеспечить постоянный доступ к электронным учебным материалам, предусматривает получение консультаций, рекомендаций и оценок.
Некоторые учителя лицея имеют свои сайты, на которых размещают необходимые для обучающихся материалы. Большинство сайтов созданы на бесплатных хостингах при помощи конструктора сайтов.
Возможны активная и ознакомительная работа учащихся с ресурсами учительских сайтов. Ознакомительное обучение предполагает ознакомление с теоретическим или практическим материалом и его использование для изучения темы. При активном обучении учащимся предлагается выполнить тестовые задания, обсудить проблему, участвовать в дискуссии в блоге, самим предложить тему для дискуссии, пополнить содержимое страниц. Ресурсы учебного сайта преподавателя позволяют в удобное для учащегося время отработать нужную тему. При этом учащийся может сам регулировать время, затрачиваемое на вопросы, повторить количество попыток при прохождении теста, вернуться к вопросам или заданиям, которые вызвали наибольшие трудности.
К выявленным за время эксплуатации сайтов недостаткам, следует отнести закрывающий меню рекламный баннер, ограничение дискового пространства, вероятность удаления сайта по причине его неактивности и невозможность увидеть ошибки учащихся при выполнении ими тестов.
Дальнейшее использование учебных сайтов предусматривает улучшение структуры и навигации и позволит сделать сайты более информативными, интересными и удобными для пользователей.
Информационные технологии, наряду с использованием традиционных методов обучения, находят все большее применение, как среди педагогов, так и среди обучающихся и позволяют оптимизировать учебный процесс, требуя, однако, значительных затрат времени и опыта преподавателя.

Список использованных источников

1. Истомина-Нуркеева А.В. К вопросу о дополнительной обучающей среде в ВУЗе учебный сайт преподавателя//Вестник УМБ, №3(21), 2011, с 102-104.
2. Роберт И.В. Методология информатизации образования//Информатизация образования - 2011: материалы Международной научно-практической конференции. - Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. - С. 18-32.
3. Зайцева С.А., Иванов В.В. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/index.htm












15