Статья Интеллектуальное развитие старших дошкольников средствами информационных технологий.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшИХ дошкольнИКОВ средствАМИ информационныХ технологиЙ

Овчинникова Л.А.
Тольятти, АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 164 «Весточка»

Аннотация: В статье рассматривается опыт использования современных информационных технологий в образовательном процессе в условиях инновационной деятельности дошкольной образовательной организации. Раскрыты преимущества использования информационных технологий в процессе повышения эффективности формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Ключевые слова: информационные технологии, развивающие компьютерные игры, элементарные математические представления, интерактивная доска, мультимедийные технологии.
Abstract: This article discusses the experience of usin
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Использование информационных технологий в образовании в нашей стране уже давно стало повсеместным явлением. Не только высшие учебные заведения России, общеобразовательные школы, но и дошкольные образовательные организации оснащены компьютерной техникой. Возможности использования информационных технологий в сочетании с традиционными позволяют наиболее полно и успешно способствовать развитию у детей любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формированию познавательных действий, становлению сознания, что очень важно в условиях реализации ФГОС.
Оборудованный в 2003 году компьютерно-игровой комплекс в нашем детском саду органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее гармоничное развитие каждого ребенка. Общение детей старшего дошкольного возраста с компьютером начинается с развивающих компьютерных игр, которые тщательно подбираются педагогами, при этом учитывается возраст детей, индивидуальные особенности и учебная направленность. На начальном этапе внедрения информационных технологий в образовательный процесс возникла проблема отсутствия учебных программ. Результатом многолетней работы стал выпуск плана-программы для дошкольных образовательных организаций, имеющих компьютерно-игровые комплексы. Работа содержит методические рекомендации для организации непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в компьютерно-игровом комплексе и примерное перспективное планирование НОД для детей 5-7 лет.
При разработке плана-программы мы преследовали следующие цели:
обучающие: развитие математических представлений у дошкольников (количественных, пространственно-временных, геометрических), развитие логического мышления; развивающие: раскрытие математических способностей и наклонностей детей, создание мотивации и интереса к решению учебных и жизненных задач, создание высоких стартовых возможностей для дальнейшего обучения в школе; воспитывающие: развитие умения работать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей в совместном освоении материала.
Использование информационных технологий осуществляется по следующим направлениям:
Работа с детьми. Дети постепенно приобщаются к новой для них деятельности – компьютерным играм по развитию представлений о количестве, пространстве, времени, геометрических фигурах. При этом учитываются их возрастные и индивидуальные особенности.
Работа с воспитателями. Проводятся консультации, организуются постоянно действующие семинары-практикумы для ознакомления воспитателей с условиями работы, программно-методическим обеспечением.
Работа с родителями. Проводятся родительские собрания, беседы и консультации о развивающих играх в сети Интернет, которые можно использовать дома с целью развития познавательного интереса к математике. Показываются практические приемы работы с ними. Организуются открытые просмотры разных видов деятельности детей, в том числе занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием информационных технологий.
Сделать образовательный процесс более наглядным, повысить интерес детей к обучению математике, развивать внимание, мышление, активизировать познавательную деятельность помогает использование интерактивной доски, мультимедийного проектора. Мультимедийные технологии являются одними из наиболее перспективных педагогических информационных технологий. Поэтому руководством нашего детского сада было принято решение о приобретении интерактивной приставки Mimio, а так же создании системы и методики использования ее использования. Для того чтобы интерактивная приставка Mimio гармонично вписалась в образовательный процесс, на базе детского сада организована творческая группа в рамках лаборатории «Современные образовательные технологии» (руководитель д.п.н., профессор Тольяттинского государственного университета Руденко И.В.), в которую вошли заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, воспитатель развивающего обучения и воспитатели подготовительных групп. Творческая группа вот уже третий год активно занимается накоплением практического материала по развитию элементарных математических представлений (образовательная область «Познавательное развитие»), необходимого для работы с интерактивной доской. Программное обеспечение интерактивной приставки Mimio позволяет педагогам создавать развивающие игры в соответствии с образовательной программой нашего детского сада. Большой интерес у детей вызывают игры «Угадай, сколько?», «Вставь пропущенное число», «Засели числами домики», «Назови соседей», «Поиск девятого», и др. Обобщение опыта работы по использованию информационных технологий с целью повышения уровня познавательной активности дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений представлено в учебно-методическом пособии «Информационные технологии в детском саду» (авторы Михалева И.А., Сараева В.Н., Овчинникова Л.А.), изданном в 2012 году. Данное учебно-методическое пособие направлено на оказание помощи педагогам по организации непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» (развитие элементарных математических представлений) с использованием интерактивной доски. Пособие содержит теоретические положения по информационным технологиям, конспекты по ознакомлению детей 6-7 лет с составом числа от 4 до 10 и по развитию у них умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание посредством использования интерактивной доски.
Таким образом, можно отметить, что внедрение информационных технологий позволяет педагогам успешно решать задачи по развитию у старших дошкольников элементарных математических представлений.
Литература.
Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики /А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Горвиц, Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
Новоселова, С.Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. - 1989.-№ 9.73-76 с.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415