Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”. Дерр Виктория: возраст 5 лет, диагноз- ОНР 2 уровень. Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предлож


Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.
Дерр Виктория: возраст 7 лет, диагноз- ОНР 2 уровень.
Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы
2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
2. Развитие мимических мышц лица
3. Развитие артикуляционной моторики
4. Развитие правильного речевого дыхания
5. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях
6. Развитие фонематических процессов
7. Развитие связи звука и буквы
8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия
Коррекционно-воспитательные:
1.Привитие навыков самоконтроля за речью
2. Воспитание усидчивости на занятии
3. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]
Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, алфавит, артикуляционный профиль звука, план – схема органов артикуляции,
фишка синего цвета, схема слова, кукла мышонка, счётные палочки, мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент. (1мин)
Здравствуй Вика! Я рада встрече с тобой!
Правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
2. Тема занятия (2 мин)
Сегодня у нас будет увлекательное занятие. Посмотри кто это? Правильно, мышонок. Мышонок нас приглашают в путешествие.
Итак, мы с тобой собрались в путешествие.
Взяли мы с собой
Пшено для каши,
Сушки для Маши.
Для супа горошек,
Обед сварим хороший!
- Какой звук в этом стихотворении ты слышишь чаще всего?
- Звук [ш].
- Правильно, сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук [ш].
З. Развитие мелкой моторики. (1,5 мин)
- Давай мы приготовимся к путешествию вместе с мышонком, сделаем упражнение с мячиком-ёжиком.
Мячик в руки я возьму,
Крепко рученькой сожму (смена рук).
Чтобы путешественником быть,
Землю родную надо любить (смена рук)
Буду мячик я сжимать,
В пальцах силу прибавлять!
4. Упражнения на развитие длительной воздушной струи и мимики. (3 мин)
СЛАЙД 5.
Логопед: Это Мышкин сад. Ей очень нравится разводить цветы. Поможем ей. Представим красивые, ароматные цветы, будем вдыхать их ароматы и петь им песенки.
Может, тогда они вернутся на свои места. Не забывай правило: вдох носом – короткий, а выдох ртом – длинный. При вдохе плечи не поднимать. На первом выдохе поем песенку АААА; на втором выдохе – ОООО; на третьем – УУУУ, на четвертом – ИИИИ.
– Какой красивый получился сад. Наша мышка очень довольна.
4. Мимические упражнения. (2 мин)
Какая сегодня хорошая погода!
Солнышку мы улыбнёмся,
И прищурим глазки.
Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)
Смотрим без опаски.
Видим радугу за речкой
Всем на удивленье, (показать удивление)
В поход мы отправляемся с хорошим настроением!
5. Артикуляционная гимнастика. (2 мин)
СЛАЙД 6
Логопед: Вышла Мышка на улицу еще раз посмотреть на свой сад, посмотрела, а заборчик уже закрыт (упражнение «Заборчик»), собралась уходить, смотрит на заборчик птенчик сел («птенчик»), он то взлетит, то снова сядет (чередование «Заборчик» – «птенчик»). Посмотрела Мышка на него, взяла «лопатку», да грядку в саду поправила. Когда грядку поправила, решила на качелях покачаться («качели»). Пошла в дом, решила перед дорожкой чая выпить. Взяла «чашечку» налила чай. Выпила одну чашку, вторую, третью, а потом вспомнила, что у нее «варенье вкусное» есть, его поела. Все убрала (убрать язычок в рот).
Упражнение с соской. (2 мин)
6. Произношение изолированного звука. (2 мин)
- Давай поможем нашим путешественникам надуть воздушный шар. Произноси звук “Ш-Ш-Ш” (сопровождается движениями рук). Посмотри, какой большой шар надули, можно взлетать!
7. Анализ артикуляции звука. (3 мин)
Слайд 7.
(В качестве наглядности - артикуляционный профиль звука [ш] и план – схема органов артикуляции).
Мышонок полетел, а мы с тобой побеседуем. В каком положении находятся губы, зубы и язык, когда ты произносишь звук [ш]?
- Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, зубы сближены, язычок похож на “чашечку”.
- Какая воздушная струя, когда произносишь звук [ш]?
- Воздушная струя – широкая, плавная, тёплая.
8. Характеристика звука.
- Давай определим, какой это звук: гласный или согласный?
- Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).
- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш].
- Глухой.
- Этот звук твёрдый или мягкий?
- Твёрдый.
- Какой фишкой мы его обозначим?
- Фишкой синего цвета.
- Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.
Автоматизация звука (ш) в слогах. (1 мин)
СЛАЙД 10
Логопед: Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:
Ша-шо-шу-шы ши-шо-шу-ша9. Развитие фонематического слуха. (2 мин)
- Определи, пожалуйста, место звука [ш] в словах: шапка, мышка, малыш (определение звука в словах)10. Связь звука с буквой. (2 мин)
- Согласный звук [ш] обозначает буква Ш, найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из счётных палочек.
11. Физ. минутка. (2 мин)
- Посмотри, мышонок приземлился, и приглашает тебя продолжить с ним путешествие. Пойдём вместе с ним в поход!
По родной земле с тобой
Мы весело шагаем.
Весело шагаем-
Ножки поднимаем!
Направо пойдём – (поворот направо)
В лесочек зайдём!
Шаг немного замедляем,
И грибочки собираем (наклоны)
Набрали полное лукошко,
Шаг ускорили немножко!
Мы шагаем, мы шагаем,
Край родной с тобой узнаем.
12. Автоматизация звука в слогах. СЛАЙДЫ 14-15. (2 мин)
Логопед: Вот и домик Мышки. Вошла мышка в дом, а на небе тучки заходили. Скучно ей стало, посмотрела она на небо и стала сочинять стихи. А чтобы Мышке было легче, подскажи ей последние словечки. Может тогда и тучки с неба уплывут.
Рисуют дружно малыши,У них в руках ... карандаши.Носит яркий гребешокНаш веселый ... петушок.Вот бежит малышка —Серенькая ... мышка.Зашуршали тихо шины —Это едет к нам ... машина.Мама просит Машу:«Свари братишке ... кашу».Мышка моется под душем,Моет хвостик, моет ... уши.
– Вот мы помогли Мышке разогнать все тучки. И на небе выглянуло яркое … солнышко. Мышка очень обрадовалась, улыбнулась, и (нажать на солнце) запела веселую песенку.
Мышка пошла в магазин за покупками.
Слайд 15-16
13. Автоматизация звука в словах и предложениях. (1 мин )- Помоги мышонку сосчитать машины (1… 2 ….3)
- Помоги мышонку сосчитать шубы(1… 2 ….3)
15. Гимнастика для глаз. (1 мин)
Открываем глазки – раз,А зажмуриваем – два,1-2-3-4,Раскрываем глазки шире.А теперь опять сомкнули,Наши глазки отдохнули.
Поморгаем много раз,
Весёлая гимнастика
Сохранит здоровье глаз!
16. Образование прилагательных от существительных (1 мин).
Повеселел наш мышонок и понял тогда он, что если руки и голова делом заняты, то скучать некогда. Он предлагает нам поиграть в еще одну игру, “Назови какой”.
Мишка из плюша какой? -….(плюшевый)
Шарф из шелка какой? - …(шелковый)
Шарик, надутый воздухом какой? - …(воздушный)
Батончик из шоколада какой? - … (шоколадный).
17. Поход к бабушке с дедушкой (2 мин).
18. Домашнее задание.
В тетрадь вклеивается карточка по автоматизации звука [Ш].
19. Рефлексия занятия (1 мин).
Логопед. Нам пора прощаться с мышкой. СЛАЙД 16.
Ты сегодня очень хорошо ей помогал!
– Вспомни и расскажи, как мы помогали мышке?
– Какие задания ты выполнял?
– Какое из них для тебя были наиболее трудными? Почему?
– А какой звук помогал тебе на нашем занятии? (ш-ш-ш).
20. Итог занятия.
Молодец, сегодня ты очень хорошо работала, красиво и правильно произносила звук [ш]. До свидания!
Учебно-методическое обеспечение:
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками – М.: ТЦ Сфера.
Кислова Т. Р. По дороге к азбуке.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.
Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.