Конспекты занятий по автоматизации звука Р автоматизация звука Р в слогах

Урок 11 Автоматизация звука [р] в открытом слоге
Цель: работать над развитием подвижности кончика языка, добиваться чёткого произношения изолированного звука, ввести звук [р] в открытый слог, продолжить работу над развитием фонематического слуха. Уточнить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью. Определить осенние изменения в природе.
Оборудование: зеркала, шпатели, слоговые таблицы, плакаты с шутками, счетные палочки, буква р.
Ход урока
Организационный момент. Когда это бывает?
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят
- осень -
II. Сообщение цели урока.
III. Артикуляционные упражнения.
1. Повторение, закрепление и автоматизация специальных артикуляционных упражнений, отработанных на прошлых уроках.
2. Работа над артикуляцией гласных:
а) без голоса, с показом артикуляции перед зеркалом;
б) произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса.
Работа с таблицей № 1:
Таблица №1 Таблица № 2





IV. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди «заводят мотор» под наблюдением логопеда.
V. Работа над звуком [р] в открытом слоге.
Чтение слоговых упражнений.
Работа проводится с таблицей № 3 перед зеркалом фронтально и индивидуально. Обращается внимание на точность артикуляции звука [р] и гласных.
Таблица № 3
Р___а
р_____у

р___о
р_____ы


а) Работа над звуком [р] в шутках.
Плакат № 1
Ра, ра, ра высокая го-ра.

Ро, ро, ро новое пе-ро.

Ру, ру, ру скачет кенгу-ру.

Ры, ры, ры летят кома-ры.


б) Игра «Закончи слово».
Логопед: го Дети: ра Логопед: дво Дети: ры
ды ра то-по ры
жа ра ма-ля ры
по ра пе ро
дет-во ра мет ро
ко-ну ра кен-гу ру
ша ры
в) Игра «Отгадай».
Логопед: Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока уходят в облака.
Это го... Дети: ...ра.
Логопед: Мы решили хитро,
Что поедем на мет-... Дети: ...ро.
Логопед: А вчера поутру
Позвонили кенгу-... Дети: ...ру.
Логопед: У медведя во бо-... Дети: ...ру.
Логопед: Грибы-ягоды бе-... Дети: ...ру.
VI. Развитие фонематического восприятия.
1. Игра «Сосчитай, сколько раз прозвучал звук [р] в ряду звуков».
Логопед произносит звуки: [а], [д], [б], [в], [р], [с], [ж], [р], [л], [к], [ш], [р].
Дети выкладывают соответствующее количество счётных палочек, затем считают их и выкладывают из них геометрические фигуры.
2. Игра «Слови слоги со звуком [р]» (хлопнуть в ладоши): са, ма, фа, ла, ра, ку, до, ры, зу, лу, ру, ща, ра.
VII. Изучение понятия «Сезонные изменения», время года – осень.
Знакомство с осенними месяцами
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
- сентябрь -

***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
- октябрь -


***
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
- ноябрь -



2. Упражнение «Сравни времена года.»
VIII. Домашнее задание.
1. Учиться произносить звук.
2. Читать слоги.
3. Заучить шутки.
IX. Подведение итогов работы.
Урок 12 продолжение Автоматизация звука [р] в открытом слоге
Цель: работать над развитием подвижности кончика языка, добиваться чёткого произношения изолированного звука, ввести звук [р] в открытый слог, продолжить работу над развитием фонематического слуха. Слова-определения, слова-действия, умение находить слова противоположные по значению, закрепление понятий по теме «Осень»
Оборудование: зеркала, шпатели, слоговые таблицы, плакаты с шутками, счетные палочки, буква р, дидактические пособия по теме «Осень».
Ход урока
Организационный момент.
Игра «Помоги одеть Таню» (лексическая тема)
II. Сообщение цели урока.
III. Артикуляционные упражнения.
1. Повторение, закрепление и автоматизация специальных артикуляционных упражнений, отработанных на прошлых уроках.
2. Работа над артикуляцией гласных:
а) без голоса, с показом артикуляции перед зеркалом;
б) произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса.
Работа с таблицей № 1:
Таблица №1 Таблица № 2





IV. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди «заводят мотор» под наблюдением логопеда.
V. Работа над звуком [р] в открытом слоге.
1. Игра «один-много». Изменить слово: рак- раки, рама-рамы, роза-розы, рука-руки и тд.
2. Отгадать загадку со звуком [р] и составить звуковую схему, предложение.
Под водой живет народ
Ходит задом наперед (рак)

В воде она живет
Нет клюва а клюет (рыба)


б) Игра «Превращение слов», заменить на р и получить новое слово:
танец – ранец, забота-работа, хобот-робот, кот-рот, газ – раз, мука – рука, мычать – рычать, нога – рога.
VI. Развитие мелкой моторики - рисование по точкам предмет осени.
VII. Изучение слов-действий, слов-определений, игра «Скажи наоборот».
VIII. Домашнее задание.
1. Учиться произносить звук.
2. Читать слоги.
3. Заучить шутки.
IX. Подведение итогов работы.
Урок 13 Автоматизация звука [р] в закрытом слоге
Цель: заниматься коррекцией звука, продолжить автоматизировать звук [р] в открытом слоге, ввести звук [р] в закрытый слог, продолжать работу над развитием фонематического слуха, изучение темы «Человек».
Оборудование: зеркала, шпатели, слоговые таблицы, плакаты с шутками, буква р, игры «Лото», кубики, дидактические пособия по теме «Человек».
Ход урока
Организационный момент.
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек)



Хотели бы два братца
Друг с другом повидаться,
Да разделила их гора -
Никак не перебраться. (Глаза)


В одной комнатушке
Соседи живут:
Одни всё кусают,
Другие - жуют. (Рот и зубы)

У зверушки -
На макушке.
А у нас -
Ниже глаз. (Уши)



II. Сообщение цели урока.
III. Артикуляционные упражнения.
Повторение, закрепление и автоматизация специальных артикуляционных упражнений, отработанных на прошлых уроках.
IV. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди «заводят мотор» под наблюдением логопеда.
V. Проверка домашнего задания.
1. Работа над звуком [р] в шутках
VI. Работа над звуком [р] в открытом прикрытом слоге.
1. Игра «Найди слово».
Логопед: Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд, только задом наперёд.
Это... Дети: ...рак.
Логопед: За стеной поёт баян,
За окном шумит бу ... Дети: ...ран.
Логопед: По горам и долам
Ходят шуба да кафтан.
Это ба ... Дети: ...ран.
Логопед: Камень в море упал.
Угадай, каким он стал.
Он стал мок ... Дети: ...рым.
Логопед: Ползёт наоборот задом наперёд.
Все под водой хватает клешнёй.
Это... Дети: ...рак.

Логопед: На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручка го-... Дети: ...рох.
2. Игра «Чем отличается?».
Логопед: Найди слог, которым отличаются слова. Какой он по счёту в слове?

ран-ка рам-ка
Ром-ка ба-рак
от-рыт от-рыть
руб-ка руч-ка
3. Игра «Чем похожи?».
Логопед: Найди слог, которым похожи слова. Какой он по счёту в слове?
рас-сказ рас-кат
от-рыт за-рыт
ба-ран бу-ран
от-рыть за-рыть
от-рыл за-рыл
VII. Составление описания портрета человека.
Игра «Скажи наоборот»
Игра «Скажи одним словом»
VIII. Закрепление.
1. Игра «Кубики».
У логопеда кубик, на каждой грани которого написан открытый слог, и кубик с точками от одного до шести.
Дети по очереди берут у логопеда кубики, бросают их и произносят выпавший слог столько раз, сколько точек на втором кубике.
IX. Домашнее задание.
1. Работать над чёткостью артикуляции гласных.
2. Работать над изолированным звуком.
3. Читать слоговые таблицы.
4. Выучить шутки.
X. Подведение итогов работы.
Урок 14 продолжение Автоматизация звука [р] в закрытом слоге
Цель: заниматься коррекцией звука, автоматизировать звук [р] в открытом слоге, ввести звук [р] в закрытый слог, продолжать работу над развитием фонематического слуха, продолжить изучение темы «Человек».
Оборудование: зеркала, шпатели, слоговые таблицы, дидактические пособия по теме «Человек».
Ход урока
Организационный момент.
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы одна СЕМЬЯ! (вместе с ребенком)
II. Сообщение цели урока.
III. Артикуляционные упражнения.
Повторение, закрепление и автоматизация специальных артикуляционных упражнений, отработанных на прошлых уроках.
IV. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди «заводят мотор» под наблюдением логопеда.
V. Работа над звуком [р] в закрытом слоге.
1. Чтение слоговых упражнений.
Работа проводится с таблицей № 1 перед зеркалом фронтально и индивидуально. Обращается внимание на точность артикуляции звука [р] и гласных.
Таблица № 1
а ____ р

у ____ р

о ____ р

ы ____ р


2. Работа над звуком [р] в шутках.
Плакат № 1
Ар, ар, ар
Самовар пускает пар.

Ор, ор, ор
Вот топор.

Ур, ур, ур
Не гоняй кур.

Ыр, ыр, ыр
Лиса любит сыр.


3.Игра «Вопрос – ответ»:
Чем можно писать? Чем можно рисовать? Чем ты причесываешься? Чем рубят дрова? Кто плавает в реке? Кто может ползать задом наперед ?
VI. Развитие фонематического анализа.
1. Игра «Определи, в начале или в конце слова прозвучал звук [р]».
Рак, рот, пар, рожь, сыр, рубль, мир.
VI. Закрепление темы «Человек».
1. Игра «Что для чего», 2. Игра «Дорисуй портрет»
VII. Домашнее задание.
1. Работать над чёткостью артикуляции гласных.
2. Работать над изолированным звуком.
3. Нарисовать семью
VIII. Подведение итогов работы.
Урок 15 Автоматизация звука [р] в закрытом слоге
Цель: заниматься коррекцией звука, автоматизировать звук [р] в открытом и закрытом слогах, ввести звук [р] в звукосочетания, работать над развитием фонематического слуха. Закрепить в словаре ребенка обобщающее понятие «Игрушки».
Оборудование: зеркала, шпатели, слоговые таблицы, плакаты с шутками, буква р, дидактические пособия по теме «Игрушки».
Ход урока
Организационный момент.
Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной...(Машинки)

Лежит в углу - и неказиста,
Но только встанет - очень быстро
Вдруг завращается...(Юла)

Мишки, кубики, машинки
И конструкторы большие,
И мячи, и безделушки -
Это всё мои...(Игрушки)


II. Сообщение цели урока.
III. Артикуляционные упражнения.
Повторение, закрепление и автоматизация специальных артикуляционных упражнений, отработанных на прошлых уроках.
IV. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди «заводят мотор» под наблюдением логопеда.
1. отработка звука в потешках:
ра ра ра вот собачья . Нора
Ро ро ро воробьиное . Перо
Ру ру ру кукурузу .. наберу
Ры ры ры разноцветные шары
V. Развитие фонематического восприятия и представлений.
1. Раздели слова на слоги и напиши число: рыба, дрова, трава, утро, рак, крот, поросенок, помидоры
VI. Работа над звуком [р] в закрытом слоге.
Игра «Преобразуй слова».
Логопед: пары Дети: пар Логопед: жиры Дети: жир
шары шар дворы двор
дары дар хоры хор
миры мир шнуры шнур
пиры пир

VII. Упражнения по теме «Игрушки»
1. «Скажи наоборот», 2. «Считай и называй»
VIII. Закрепление.
Игра «Слоговая ромашка».
IX. Домашнее задание.
1. Выучить шутки.
2. Отрабатывать звук [р] в слоговых упражнениях и шутках.
X. Подведение итогов работы.
Урок 16 Автоматизация звука [р] в звукосочетаниях
Цель: заниматься коррекцией звука, автоматизировать звук [р] в открытом и закрытом слогах, ввести звук [р] в звукосочетания, работать над развитием фонематического слуха. Закрепить понятия по теме «Игрушки».
Оборудование: зеркала, шпатели, слоговые таблицы, плакаты с шутками, буква р, дидактические пособия по теме «Игрушки».
Ход урока
Организационный момент.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)
Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает
И усталости не знает.
(Мяч)


II. Сообщение цели урока.
III. Артикуляционные упражнения.
Повторение, закрепление и автоматизация специальных артикуляционных упражнений, отработанных на прошлых уроках.
IV. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди «заводят мотор» под наблюдением логопеда.
VI. Работа над звуком, [р] в звукосочетаниях.
1. Чтение слоговых упражнений.
Работа проводится с таблицей № 1 перед зеркалом фронтально и индивидуально. Обращается внимание на точность артикуляции звука [р] и гласных.
Таблица № 1
а – Р – а
о – Р – а
у – Р – а
ы – Р – а

а – Р – о
о – Р – о
у – Р – о
ы – Р – о

а – Р – у
о – Р – у
У – Р – У
ы – Р – у

а – Р – ы
о – Р – ы
у – Р – ы
ы – Р – ы


2. Работа над звуком [р] в шутках.
Плакат № 1
Ара, ара, ара
Вот идёт Тамара.

Ира, ира, ира
Вот идёт Ира.

Ора, ора, ора
Вот идёт Жора.

Ура, ура, ура
Вот идёт Юра.


VII. Развитие фонематического восприятия и представлений.
1. Игра «Найди слово со звуком [р]».
Услышав слово со звуком [р], хлопают в ладоши или поднимают флажок-сигнал.
Автобус, ракета, лампа, магазин, арбуз, книга, тетрадь, самолёт, самосвал, рыба.
2. Игра «Найди нужную картинку».
Детям предлагается ряд картинок. Среди них надо выбрать такие, в названии которых есть буква р.
3. Игра «Найди слово со звуком [р]».
Дети ищут такие слова в пословицах и повторяют их.
Пир на весь мир.
Лиса и во сне кур щиплет.
VIII. Составление описательного рассказа об игрушках.
1. Игра «Найди отличия»
IX. Письменные упражнения.
Обвести по точкам рисунок, подписать.
X. Домашнее задание.
Придумать рассказ о любимой игрушке.
XI. Подведение итогов работы.


а __________выдох
о __________
у __________
ы __________

ао аоу уоа аоуы

а __________выдох
о __________
у __________
ы __________

ао аоу уоа аоуы



Заголовок 115