Выступление на педагогическом совете по теме «Портфолио ученика начальной школы как результат оценивания в образовательной системе согласно программе ФГОС НОО»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Выступление на педагогическом совете
по теме
«Портфолио ученика начальной школы
как результат оценивания в образовательной системе согласно программе ФГОС НОО»
Автор:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 17
Филатова Елена Вячеславовна
г.Саров2015 г.
«Портфолио ученика начальной школы как результат оценивания
в образовательной системе согласно программе ФГОС НОО»
В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность. Программа ФГОС НОО ставит перед учителем определённые задачи, решив которые, учитель научит ученика определённым знаниям, умениям и навыкам.  Каждый учащийся, овладевая знаниями, прежде всего работает на результат. Результат своей работы учащийся может и должен оценивать. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющей вести оценку достижения всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных. Основной формой оценивания конечного результата знаний, умений и навыков является и портфолио ученика.
Что представляет собой «портфолио» и зачем оно нужно в начальной школе?
Портфель достижений (портфолио) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфель достижений позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Каковы же цели работы?
Оценочная составляющая «портфолио»
Показать все, на что способен ученик, а также то, что младший школьник не знает и не умеет, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.
«Инструментальная» составляющая «портфолио»
Создание места для накопления способов и средств действия
(инструментов) учащихся и изготовление с их помощью различных «помощников», которые бы позволяли учащимся решать частные задачи.
Рефлексивная составляющая «портфолио»
Создание места для построения «пути» (маршрута) движения
ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути.

Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Работа с портфолио для ребенка - это так называемая «технология всматривания в себя», которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни.
На сегодняшнем педсовете, я хотела бы поделиться своим опытом работы по реализации портфолио в начальной школе как  не только формы оценивания учащихся, но и как «инструмента», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Как же должно выглядеть портфолио ученика начальной школы? Жёстких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Поэтому, уважаемые коллеги, сегодня я представлю вам вариант портфолио своего класса.
Впервые возникает потребность в создании  такого «дневника» уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, туда могут войти и результаты «стартовых»  работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.
Учащиеся накапливают материал в своем «портфолио» в течение всего учебного года: сначала разбирают весь собранный материал, затем классифицируют и систематизируют по разным направлениям, оформляя в отдельных файлах, то есть восстанавливают путь (маршрут) движения в учебном материале. Так в результате коллективной работы портфолио приобретает свои разделы, которые со временем могут видоизменяться. Я начинала работу по принципу введения ребёнка в сказочную игру, поэтому год от года портфолио утрачивало свою яркость, но приобретало всё большую содержательность.
РАЗДЕЛ "ВВЕДЕНИЕ" Содержит основную информацию (фамилия имя, класс), контактную информацию и фото ученика.
В данном разделе считаю важным дать ребенку возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. На данном этапе считаю самым сложным, но самым значимым – научить детей формулировать цели в виде образовательных планов на год и ставить задачи с целью развития и совершенствования своих способностей и личных качеств.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их увлечениях.
"Мои интересы" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА" В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), можно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ" В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Поэтому, я предлагаю ребятам в завершение экскурсии или похода творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Завершая своё выступление хочется отметить - вы, наверное, обратили внимание на то, что главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.
В заключение хочется сделать вывод - ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.