ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ «РАЗГОВОР ПО ДУШАМ» (в рамках проведения «Родительского всеобуча» для родителей младших школьников)

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ «РАЗГОВОР ПО ДУШАМ»
(в рамках проведения «Родительского всеобуча» для родителей младших школьников)
Францева Л.А.
педагог-психолог МБОУ средняя общеобразовательная школа № 71 г. Нижний Тагил Свердловской области

Цель: способствовать установлению партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи:
Расширить возможности понимания своего ребенка;
Использовать тренинговые формы для работы с родителями и детьми;
Применять правила активного слушания;
Отметить результативность применения активного слушания.
  Условия проведения: оптимальное количество участников: от 10 до 16 человек (родители обучающихся 2-4 классов, ученики), большое помещение со стульями.
Время проведения: 1 час 15 мин.
Ход занятия
1. Приветствие (3 мин.)
Мы рады вас приветствовать на занятии, посвященном детско-родительским отношениям, на котором мы:
познакомимся с особенностями коррекции детско-родительских отношений;
предложим ряд упражнений, которые можно использовать в общении родителей с детьми.
2. Информирование (7 мин.)
Проходит время, и маленькие дети из дошколят превращаются в младших школьников. Его вкусы и предпочтения меняются, а вместе с этим у них меняется стиль взаимоотношений в семье. У всех ученых существуют разные точки зрения на то, что из себя представляют взаимоотношения. Но нам оказалась ближе такая точка зрения, что взаимоотношения – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношениях не обязательно присутствует обратный сигнал, то во взаимоотношениях постоянно осуществляется обратная связь. Причем разной модальности (положительная или отрицательная).
Детско-родительские отношения – это процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, переживания родителей и детей в их совместной деятельности.
Из чего же состоят детско-родительские отношения?


Детско-родительские отношения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Чувства Переживания Стиль общения Поведенческие

И, конечно же, в семье на те или иные качества ребенка каким-то образом пытаются повлиять родители. В зависимости от того, какими будут отношения в семье, такими в дальнейшем будут взаимоотношения с другими, совершенно посторонними людьми. Также отношения родителей к своему ребенку в значительной мере определяют, насколько легко он овладеет различными навыками, приобретет самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. Грубость и непонимание родителей, их пренебрежение к своим родительским обязанностям приводит, как правило, к множеству трудностей в жизни ребенка. Демократические отношения в семье способствуют большей адаптивности ребенка к окружающему миру.
3. Практическая часть.
И чтобы отношения родителей с детьми были доброжелательными, чтобы конфликтные ситуации разрешались конструктивно, мы предлагаем вам принять участие в нашем тренинге.
Насколько вы знаете, существует структура тренингового занятия (это также можно осветить родителям). Каждое занятие состоит из 4-х стадий:
I стадия – разогрев. Включает в себя обмен своим состоянием и настроением;
II стадия – групповая дискуссия, ролевая игра. Обсуждение и обыгрывание участниками ситуаций. Обмен мнениями из реального и конкретного опыта позволяет посмотреть на ситуацию с различных сторон, увидеть плюсы и минусы, задуматься над своим поведением, осознать его вариативность, переоценить ситуацию и выработать технику поведения по каждой проблеме.
III стадия – рефлексия «здесь и теперь». Подведение итогов работы. Интеграция опыта, полученного на занятии, и обратная связь. Предоставление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе тренинга.
IV стадия – психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.
Упражнение 1 (5 мин.)
Приветствие». Мне хотелось бы сейчас услышать от вас, уважаемые родители и ребята, какие у вас ожидания, намерения, с которыми вы пришли на эту встречу.
(Каждый желающий – родитель, ребенок – высказываются).
Упражнение 2 (10 мин.)
Следующее упражнение, которое предлагается родителям и детям: «Угадай, кто это?». Дети, закройте глаза, вам нужно встать в круг, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.
Желающие могут поделиться своими переживаниями.
Упражнение 3 (10 мин.)
«Взрослый – ребенок». Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.
Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений теперь вы – взрослые. Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди. Теперь вы – дети. Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком. Высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то», «Если бы я был ребенком, то». Высказываемся по кругу.
Участники делятся своими мыслями.
Упражнение 4 (10 мин.)
«Ситуация с контрольной».
Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое в прошлом упражнении активное слушание.
Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – ребенок, ревниво отстаивающий свою точку зрения, много воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.
Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.
В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?
Разыграйте такую ситуацию (в парах).
Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).
Обсуждение.
Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью родителя должна быть некритическая оценка происходящего, родитель должен использовать правила активного слушания:
Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.
Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
Держать паузу, давая подростку паузу на обдумывание.
Обозначать чувства, испытываемые подростком.
Упражнение 5 (10 мин.)
«Ассоциации».
Каждый участник называет свои ассоциации на слово «Семья». Психолог записывает их на доске или на листе А4 и вешает на доску.
Проанализировать, сколько положительных слов и сколько отрицательных выписано.
Упражнение 6 (10 мин.)
«Я давно хочу тебе сказать».
Это упражнение является завершением дружеской встречи.
Родители и дети сидят рядом в круге (лицом к лицу). Родитель сначала говорит своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать» и завершают. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать» (и завершает).

В завершении нашей встречи хотелось бы обратить ваше внимание на результаты применения активного слушания:
Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.
Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
Подросток тоже начинает нас слышать и слушать.
Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.
Рефлексия (10 мин).
Уважаемые родители! Дорогие ребята!
В завершении нашей встречи нам хотелось бы услышать от вас обратную связь:
- с каким настроением вы уходите;
- какой опыт получил каждый участник;
- оправдались ли ожидания;
Спасибо!








13PAGE \* MERGEFORMAT14115