Рабочая программа изостудии Акварель


Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа изостудии «Акварель» разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года №1008);- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанные Минобрнауки России (информационное письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 года №09-3242);
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41;
- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, утвержденные Минкультуры России 19.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ;
- программы, взятые за основу:
1.Программа – конспект по учебной дисциплине «Композиция», Москва 2003 год, министерства культуры Российской федерации научно – методический центр по художественному образованию.
2.Утвержденный перечень учебных программ для ДШИ от 2005-2006 года управления культурного наследия, художественного образования и науки, научно-методический центр по художественному образованию.
Программа «Станковая композиция», для детских отделений школ искусств МК СССР 1985год
3.Утвержденный перечень учебных программ для ДШИ от 2005-2006 года управления культурного наследия, художественного образования и науки, научно-методический центр по художественному образованию. Примерная программа для ДШИ и детских отделений школ искусств МК СССР 1987год « Композиция прикладного искусства и работа в материале»
4.«Студия изобразительного творчества» примерная программа от 2008 г. дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
- Устав МАОУ «Гимназия №1 города Белогорск»;
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе, утвержденное 23.06.2016 г., протокол № 9 педагогического совета МАОУ «Гимназия № 1 города Белогорск».
Дополнительная общеразвивающая программа изостудии «Акварель»
соответствует специфике дополнительного художественного образования. И является базой в учебном процессе художественного образования. Занятия в изостудии «Акварель» – это средство общего эстетического обучения и воспитания.
Направленность программы: художественная
Актуальность данной общеразвивающей программы дополнительного образования
заключается в том, что программа рассчитана на 1 год художественного обучения, что дает возможность учащимся подготовиться и получить базу для дальнейшего художественного образования. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Нужно разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в объединение принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому .Новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Данная программа, ориентирована на то, чтобы дать обучающимся базовое систематизированное дополнительное образование по изобразительному искусству. Таким образом, содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного художественного образования и является основой для последующей уровневой.
Отличительные особенности
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам.
Тем самым программа не только дает основательную базу по изобразительному искусству, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения.Данная общеразвивающая программа дополнительного образования апробирована в течении 20 лет, и доказывает свою состоятельность на протяжении всего времени. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:- занятия в свободное время;- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
Основная цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры. в системе дополнительного образования — познание многообразия современного творчества, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его художественную ценность, и формирование у учащихся использовать свои умения, знания и навыки в повседневной жизни.
А также развитие художественно – творческих способностей.
Направленность рабочей программы дает возможность развивать у учащихся эмоционально – эстетический отклик на красоту окружающего мира и природы, формирует личностное отношение к окружающему миру, активно развивает образное восприятие, зрительную память, индивидуальность и своеобразие художественного решения.
Задачи:
Обучающие 
знакомство с жанрами изобразительного искусства
знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности
овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра
приобретение навыка строить конструктивно-линейный рисунок
Овладение особенностями станковой и декоративной работы
Умение работать с натуры, по памяти и впечатлению
Овладение национальным и культурным наследием нашей страны и мира в области изобразительного искусства
Развивающие
развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти фантазии, воображения
развитие колористического видения
развитие художественного вкуса
способности видеть и понимать прекрасноеулучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера
формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность, содержать в порядке своё рабочее место)
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе- сотрудничество, общение
Воспитательные: 
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством
формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия
воспитание аккуратности
формирование толерантного отношения к друг другу
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 10-11лет
Условия набора обучающихся: на добровольной основе, на основании просмотра
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения
На полное освоение программы требуется 170 часов
Форма проведения занятий: мелкогрупповая
Режим занятий: для обучающихся, занятия проводят 3 раза в неделю – 2 раза по 2 часа, и 1 раз по 1 часу. Планируемые результаты:
После теоретического освоения уроков изостудии «Акварель», учащиеся должны знать:
отдельные вопросы отечественной и мировой истории культуры
роль и значение природы и экологии в жизни человека
основы цветоведенияосновы композиционного построения картины
Освоив практические уроки в изостудии «Акварель», учащиеся должны уметь:
использовать различные техники исполнения художественных работ и материалов
картинную плоскость и ощущение различного формата
отличать особенности станковой и декоративной работы
уметь работать с натуры, по памяти и впечатлению
накопить сумму изобразительных навыков в изобразительном художественном творчестве
ставить художественную задачу и решать её на определенном уровне
Мониторинг результатов освоения программы (аттестация):
Периодичность Цель проведения Формы аттестации Формы фиксации результатов аттестации
Входная аттестация
В начале учебного года Определение уровня
развития обучающихся, их
творческих способностей Беседа, опрос,
педагогическое наблюдение Протокол результатов аттестации
Текущая аттестация
В конце 1 полугодия Определение степени
усвоения обучающимисяматериала программы.
Определение готовности
обучающихся к
восприятию нового
материала. Повышение
ответственности и
заинтересованности
обучающихся в обучении.
Выявление обучающихся,
отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее
эффективных методов и
средств обучения Выставка,
коллективный анализ работ Протокол результатов аттестации
Промежуточная аттестация
В конце учебного года за год обучения Определение изменения
уровня развития
обучающихся, их
творческих способностей.
Определение результатов
обучения Выставка,
коллективный анализ работ
Протокол результатов аттестации
Итоговый мониторинг
В конце учебного года по окончанию освоения программы
Ориентирование
обучающихся на
дальнейшее (в том числе самостоятельное)
обучение. Получение
сведений для
совершенствования
программы и методов
обучения Выставка
коллективный анализ работ, родительское собрание
Протокол результатов аттестации, документ установленного школой образца об окончании курса
Форма оценки результатов освоения программы: уровневая (высокий, средний, низкий).
Стартовая диагностика.
Проводится перед изучением раздела в 5 классе по предмету и направлена, на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению художественных дисциплин. Данный вид работы оценивается учителем, на первых занятиях.

Тематические контрольные работы по классам.
Текущий контроль. В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, используется коллективный анализ и выставки проводимые по окончанию 1 и 2 полугодия.
Формы промежуточной аттестации: практическая самостоятельная работа в конце учебного года.
Формы итоговой аттестации: практическая, самостоятельная, контрольная работа.
В 5 классе ( 1 год обучения) практические, самостоятельные работы выполняются в течении 4 четверти. Итоговая оценка. В 5 классе итоговая оценка работ фиксируется на основе коллективного анализа и выставки проводимой по окончанию 2 полугодия.
Оценка качества выполнения практических, самостоятельных работ по композиции.
Высокий уровень: практическая, самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: показали необходимые для проведения практических, самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.
Средний уровень: практическая, самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении работы.
Низкий уровень: практическая работа выполнена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе.

Учебно – тематический план
№ Раздел темы Количество часов
Теория Практика всего
1- ый год обучения
1. Вводная тема. Диагностика. Принадлежности и оборудование. 1 - 1
2. Кляксография. - «Цветы», «Букет» Пальцеграфия – «Животные», «Птицы», «Осеннее дерево» - композиция 0,5 1,5 2
3 Свойства красок. Королева Кисточка и волшебные превращения красок. - живопись
1 2 3
4 Праздник тёплых и холодных цветов. - живопись 1 4 5
5 Волшебная линия - рисунок 0,5 0,5 1
6 Кто сказал «Мяу»- композиция 0,5 3,5 4
7 Серо-чёрный мир - рисунок 0,5 1,5 2
8 «Осенний ковер»- живопись 0,5 3,5 4
9 « Осеннее дерево» - композиция 1 3 4
10 «Дары осени» -живопись 1 3 4
11 «Мир вокруг нас» -композиция 1 5 6
12 Художник и натюрморт - живопись 1 3 4
13 Художник и натюрморт - графика 1 3 4
14 «Чудо – дерево» по стихам Корнея Чуковского - композиция 1 5 6
15 «Дерево зимой» - композиция 1 3 4
16 «Любимые фрукты» -живопись 1 3 4
17 «Овощи» - рисунок 0,5 1,5 2
18 «Наши мамы» - композиция 1 3 4
19 «Мои четвероногие друзья» - композиция 1 5 6
20 «У рябины – именины» -живопись, натюрморт 2 4 6
21 «Зимние узоры» -рисунок цвет.кар.,гель. 1 5 6
22 «Скоро ,скоро Новый год!» - композиция, открытка 1 2 3
23 «Жар –птица», «Царевна – лебедь», «птица –Феникс» -композиция 2
4
6
24 Весенний букет – живопись, акварель 1 5 6
25 «Фантастические звери» - композиция 1 3 4
26 Мир живописи -живопись 1 5 6
27 Мир графики - рисунок 2 4 6
28 «Деревья любуются своим отражением» - композиция 1 5
6
29 «Зимняя сказка» гризайль, живопись 1 4 5
30 «Папа, мама, я – спортивная семья» - композиция 1 5 6
31 «Космические фантазии» - рисунок 1 4 5
32 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. 1 5 6
33 «Цветочный букет» на основе тканевого растительного орнамента - композиция 1 5 6
34 Натюрморт. Средства художественной выразительности в графике. - рисунок 2 4 6
35 Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.-живопись 1 3 4
36 Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. 1 3 4
37 « Весеннее настроение» -композиция. пейзаж 1 4 5
38 « У бабушке в деревне» натюрморт - живопись 1 4 5
39 Цветы и бабочки - композиция – бумагопластика. 1 3 4
40 Композиция по наблюдению «На остановке», «Мой город» в технике фломастер 1 4 5
Итого: 39 131 170
Содержание программы

Данная программа рассчитана на обучение в 5 классе – 1 год обучения. При 5 часах работы в неделю. Занятия ориентированы на работу традиционными материалами:
акварель
гуашь
карандаш
тушь
фломастер
Данная программа предусматривает рассмотрение следующей тематики работ:
Тематическая композиция с использованием натурных зарисовок
Композиция по памяти и представлению
Природа и экология
Декоративная композиция
Работа с натуры
Содержание программы
1-ый год обучения
1. Водная тема. Диагностика (1час)
Беседа о целях и задачах 1 года обучения. Входная диагностика.
Теория: Инструктаж. Принадлежности и оборудование.
2. Кляксография. - «Цветы», «Букет» - композиция (1час)
Теория: что такое кляксография? Беседа об аккуратности выполнения работы.
Практика: выполнить кляксами на различные темы работу, дописывая кистью.
2.1. Пальцеграфия – «Животные», «Птицы», «Осеннее дерево» - композиция (1 час)
Теория: что такое пальцеграфия? Беседа об аккуратности выполнения работы.
Практика: выполнить пальцами на различные темы работу, дописывая кистью.
3. Свойства красок. Королева Кисточка и волшебные превращения красок - живопись (1час)
Теория: цветовой круг (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Как работать за мольбертом. Практика: упражнения по смешению акварельных красок, на основе основных цветов получение дополнительных цветов, плавные переходы от одного цвета к другому.
3.1. -4. Свойства красок. Королева Кисточка и волшебные превращения красок - живопись. (2 часа) Теория: цветовой круг ( Каждый охотник желает знать, где сидит фазан), повторить как сидеть за мольбертом Практика: упражнения по смешению акварельных красок, на основе основных цветов получение дополнительных цветов, плавные переходы от одного цвета к другому, ровная заливка цветом.
5-9. Праздник тёплых и холодных цветов - живопись. (5часов) Теория: цветовой круг, теплые и холодные цвета, как их получить? Практика: упражнения по смешению акварельных красок, на основе основных цветов получение дополнительных цветов, получение теплых и холодных цветов.
10. Волшебная линия – рисунок (1 час)
Теория: определение свойств ватмана, подготовка простого карандаша, резинки
Практика: упражнения по владению карандашом на мольберте, наложение штрихов в различных направлениях, линий, пятен, растяжка по тону.
11- 14. Кто сказал «Мяу» - композиция (4 часа)
Теория: проверка творческих умений, правила работы в большом формате – А-3, знать последовательность работы гуашью.
Практика: показать свои творческие возможности рисовать кошек, развивать тему и применять правила работы в большом формате – А-3 на практике, уметь последовательно работать гуашью. По принципу от общего к частному.
15 -16. Серо-чёрный мир – рисунок (2 часа)
Теория: подготовка простого карандаша, резинки, подготовка листа ватмана к работе. Что такое линейно-конструктивный рисунок?
Практика: упражнения по владению карандашом на мольберте, наложение штрихов в различных направлениях, линий, пятен, растяжка по тону, выполнить линейно-конструктивный рисунок листика дерева – карточки – задания, выполнить его в тоне.
17 -20. «Осенний ковер» - живопись (4 часа)
Теория: цветовой круг, теплые и холодные цвета, как их получить, каких цветов в осеннем ковре больше, что определяет «теплость» - (желтый цвет)
Практика: упражнения по смешению акварельных красок, на основе основных цветов получение дополнительных цветов, получение теплых и холодных цветов. Выполнение акварелью осеннего листика в технике по-сырому. Выполнение осеннего ковра на основе карточек-заданий с натуры.
21 -24. « Осеннее дерево» - композиция (4часа)
Теория: знать цвета основные и дополнительные, теплые и холодные
Практика: уметь выполнить осеннее дерево в окружающей обстановке, укреплять навык изображения растений, животных, деревьев используя гамму цвета основные и дополнительные, теплые и холодные.
25- 28. «Дары осени» - живопись, натюрморт (1-2 предмета) из овощей и фруктов. (4часа)
Теория: знать основ построения конструктивного рисунка, под живопись, уметь заливать цветом рисунок.
Практика: построить конструктивный рисунок под живопись – помидора, яблока, лимона, пытаться создать колористическое настроение ( теплое, холодное) в работе, пользоваться заливкой цветом. Учиться работать красками на мольберте.
29 -34. «Мир вокруг нас» - композиция (6 часов)
Теория: знать особенности конструктивного построения насекомых и цветов, листьев, как работать пером, палочкой и тушью.
Практика: выполнить насекомых, цветы, листья в технике графика ( тушь, перо, палочка), на основе предварительных зарисовок с натуры (карточки – задания), и выполнить мелкую прописку деталей, средствами карандаша и туши, выполнить на основе зарисовок с натуры итоговую работу – « Мир вокруг нас»
35 -38. Художник и натюрморт - живопись (4 часа)
Теория: знать особенности конструктивного построения и живописного решения натюрморта из овощей и фруктов, и простых по форме предметов(кастрюля, яблоко).Свет, полутень, тень.
Практика: выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта, выполнить его в цвете.
39 -42. Художник и натюрморт - графика(4 часа)
Теория: знать особенности конструктивного построения натюрморта из овощей и фруктов, и простых по форме предметов(кастрюля, кружка).Свет, полутон, тень.
Практика: выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта, выполнить его в тоне.
Промежуточная аттестация. Выставка.
43 -48. «Чудо – дерево» по стихам Корнея Чуковского - композиция (6часов)
Теория: знать цвета основные и дополнительные, теплые и холодные цвета, знать как построить сказочное или фантастическое дерево.
Практика: прочитать стихи Корнея Чуковского ( рады, рады ,рады – белые березы, и на них от радости вырастают розы…) уметь выполнить сказочное дерево в окружающей обстановке, укреплять навык изображения растений, животных, деревьев используя гамму цвета основные и дополнительные, теплые и холодные, уметь построить сказочное или фантастическое дерево.
49 - 52. «Дерево зимой» - композиция (4часа)
Теория: знать цвета основные и дополнительные, теплые и холодные и пастельные оттенки, знать особенности зимней природы, знать холодную гамму цветов.
Практика: уметь выполнить зимнее дерево в окружающей обстановке, укреплять навык изображения растений, животных, деревьев используя гамму цвета основные и дополнительные и холодные пастельные( с добавлением белил).
53 -56. «Любимые фрукты» - живопись (4часа)
Теория: знать особенности конструктивного построения натюрморта из овощей и фруктов. Свет, полутень, тень, блик, рефлекс, собственная тень, падающая тень.
Практика: выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта, выполнить его в цвете. Свет, полутень, тень, блик, рефлекс, собственная тень, падающая тень.
57 -58. «Овощи» - рисунок(2 часа)
Теория: знать особенности конструктивного построения натюрморта из овощей Свет, полутень, тень, блик, рефлекс, собственная тень, падающая тень .Практика: выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта, выполнить его в тоне. Свет, полутень, тень, блик, рефлекс, собственная тень, падающая тень.
59 – 62. «Наши мамы» - композиция (4часа)
Теория: знать особенности конструктивного строения человека по схеме.
Практика: уметь подобрать цветовую гамму, выполнить упражнения « как рисовать человека овалами» и выполнить мелкую прописку деталей.
63 -68. «Мои четвероногие друзья» - композиция (6часов)
Теория: знать особенности конструктивного построения животных по схеме.
Практика: уметь выполнить и подобрать колористическое настроение, выполнить животных по схеме – овалами.
69 – 74. «У рябины – именины» -живопись, натюрморт с рябиной (6 часов)
Теория: знать особенности конструктивного построения натюрморта из овощей и фруктов, и простых по форме предметов(кастрюля, кружка, кофейник).Понимать что такое тень, полутень, свет, рефлекс, блик, собственная тень, падающая тень..
Практика: выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта, выполнить его в цвете. Свет, полутень, тень, блик, рефлекс, собственная тень, падающая тень.
75 – 80. «Зимние узоры» -рисунок цветной карандаш, гель.(6часов)
Теория: знать особенности зимней природы, знать холодную гамму цветов, особенности гелевой ручки, цветных карандашей.
Практика: передать колористическое настроение, используя мятую, тонкую, кальку и др., бумагу. Уметь выразить особенности зимней природы, настроение.
81 – 83. Художник и натюрморт - рисунок (3 часа)
Теория: знать особенности конструктивного построения натюрморта из овощей и фруктов, и простых по форме предметов(кастрюля, кружка). Свет, полутень, тень.
Практика: выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта, выполнить его в тоне.
84 – 89. «Жар –птица», «Царевна – лебедь», «птица –Феникс» -композиция (6 часов)
Теория: знать литературный источник и средства художественной выразительности в выбранной технике исполнения – гуаши, умения работать аккуратно.
Практика: применить художественную выразительность в выбранной технике исполнения, подойти творчески к исполнению работы. Уметь выстроить композицию картины.
90 – 95. Весенний букет – живопись, акварель (6 часов)
Теория: знать особенности конструктивного построения натюрморта из простых по форме предметов. Понимать что такое тень, полутень, свет, рефлекс, блик, собственная тень, падающая тень..Практика: выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта, выполнить его в цвете. Соблюдая: свет, полутень, тень, блик, рефлекс, собственная тень, падающая тень.
96 – 99. «Фантастические звери» - композиция (4 часа)
Теория: особенности построения тел животных, знать контрастные цвета и их особенности.
Практика: применить художественную выразительность в выбранной технике исполнения, , фантазию, подойти творчески к исполнению работы. Уметь выстроить композицию картины.
100 – 105. Мир живописи –живопись (6 часов)
Теория: знать особенности конструктивного построения натюрморта из простых по форме предметов. Понимать что такое тень, полутень, свет, рефлекс, блик, собственная тень, падающая тень..Практика: выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта, выполнить его в цвете. Соблюдая: свет, полутень, тень, блик, рефлекс, собственная тень, падающая тень.
106 – 111. Мир графики - рисунок (6 часов)
Теория: знать особенности конструктивного построения натюрморта из простых по форме предметов. Понимать что такое тень, полутень, свет, рефлекс, блик, собственная тень, падающая тень..Практика: выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта. Соблюдая: свет, полутень, тень, блик, рефлекс, собственная тень, падающая тень. Выполнить работу в тоне.
112 – 117. «Деревья любуются своим отражением» - композиция (6 часов)
Теория: Знать особенности весенней природы, знать холодную и пастельную гамму цветов.
Практика: Передать колористическое настроение весны. Уметь выразить особенности весенней природы.
118 – 122. «Зимняя сказка» гризайль, живопись (5часов)
Теория: что такое гризайль, конструктивная лепка объёма предметов одним цветом.
Практика: выполнить живописный этюд в технике гризайль из 2-х предметов, соблюдая конструктивную лепку объёма предметов одним цветом.
123 – 128. «Папа, мама, я – спортивная семья» - композиция (6 часов)
Теория: знать, как передать человека в движении, построив простую композицию.
Практика: передать настроение движения и активности в работе цветом.
129 – 134. «Космические фантазии» - рисунок (5 часов)
Теория: знать построение простых геометрических тел – куба, параллепипеда.
Практика: линейно-конструктивное построение простых геометрических тел – куба, параллепипеда, работа в тоне.
135 -140. Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. (6 часов)
Теория: знать основные и дополнительные цвета и изобразительные свойства гуаши.
Практика: выполнить натюрморт из 3 предметов в технике гуашь, применяя основные и дополнительные цвета.
141 – 146. «Цветочный букет» на основе тканевого растительного орнамента – композиция (6часов)
Теория: Т./Б, знать, как выполняется копия, уметь точно подобрать цветовое решение.
Практика: выполнить копию с тканевого растительного рисунка, подобрав точно цвет, вырезать из ткани цветы, приклеить и расписать кувшин.
147 – 152. Натюрморт. Средства художественной выразительности в графике. – рисунок (6 часов)
Теория: знать построение натюрморта из простых геометрических тел применяя: тень, полутень, свет, рефлекс, блик, собственная тень, падающая тень.
Практика: выполнить построение натюрморта из простых геометрических тел применяя: тень, полутень, свет, рефлекс, блик, собственная тень, падающая тень.
153 – 156. Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций - живопись (4 часа)
Теория: знать холодную гамму цветов, особенности работы акварелью в технике по-сырому, лиссеровкой.
Практика: передать колористическое настроение стихии воды. Уметь выразить особенности воды используя различные техники в акварели, передать настроение. Движение воды, отражение.
157 – 160. Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций - живопись. (4 часа)
Теория: знать теплую гамму цветов, особенности работы акварелью в технике по-сырому, лиссеровкой.
Практика: передать колористическое настроение стихии огня. Уметь выразить особенности огня используя различные техники в акварели, передать настроение.
161 – 164. Весеннее настроение» -композиция. Пейзаж (5 часов)
Теория: Знать особенности весенней природы, знать холодную и пастельную гамму цветов, что такое пейзаж, какой он бывает.
Практика: Передать колористическое настроение весны. Уметь выразить особенности весенней природы , пейзажа.
165 – 170. « У бабушке в деревне» натюрморт – живопись (5 часов)
Теория: знать, как построить натюрморт из 4 предметов, объединенных единым содержанием, соблюдая колористическое настроение.
Практика: построить натюрморт из 4 предметов, объединенных единым содержанием, соблюдая колористическое настроение, выполнить его в цвете.
166 – 167. Цветы и бабочки - композиция – бумагопластика. (2часа)
Теория: Т/Б, особенности бумаги и её обработка, нахождение ребра жесткости складывание, склеивание, выполнение аппликации. Знакомство с основами бумагопластики.
Практика: выполнить панно, открытку на летнюю тему, используя различные способы обработки бумаги и клея ПВА, ножниц, и соблюдая основы бумагопластики.
168 – 170. Композиция по наблюдению «На остановке», «Мой город» в технике фломастер (3часа)
Теория: итоговая аттестация .Знать как выполняется перспективное построение улицы и фигура человека
Практика: Добиться выразительности за счет наблюдения и выполнения с натуры, при помощи тёмного фломастера, выполнить декоративно с соблюдением объёма и пространства. Выставка. Итоговая аттестация.
Методическое и материально-техническое обеспечение
Форма проведения занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти и представлению – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие повторение – помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Ведущей формой работы является практическая работа. Все это помогает создать условия для проведения творческого процесса.
Средства обучения композиции
Технические средства:
1). Интерактивная доска
2). Компьютер
3). Видеопроектор
4). Выход в Интернет
Оборудование:
5).Картотека с заданиями для индивидуального обучения и организации самостоятельных работ обучающихся
6). Учебная парта – 15
7).Мольберты - 15
8).Подиумы -5
9).Светильники -2
Список литературы
Интернет-ресурсы:
ДШИ /photo-37
Artschool-kms.ru/node/53
Art.s548ru/
Artstudia.com
Proartschool.ru/
Myshared.ru/slide96498
Учебники
Н.М.Сокольникова «Основы композиции» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996
Н.М.Сокольникова «Основы рисунка» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996
Н.М.Сокольникова «Основы живописи» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996
Н.М.Сокольникова « Краткий словарь художественных терминов» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996
Литература
.М.Сокольникова «Словарь художественных терминов» Обнинск «Титул» 1996
И.Д.Агеева «Занимательные материалы по изобразительному искусству»
методическое пособие, игровые методы обучения, М. 2006
О.И. Подобедова «О природе книжной иллюстрации» М. «Художник» 2005
В.С.Кузин учебник для художественных училищ «Психология» М. 1982
А.Н.Щеголихина, И.Е.Тимофеева «Рисунок» М. «Легкая промышленность» 1998
Н.Ф. Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях» Киев, 1994
Т.В. Калашникова энциклопедия русской живописи М. «Олма- пресс» 2006
СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УВР
______/_______________/
«___» __________20___г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Гимназия №1 города Белогорск»
____________ Е.В. Сергеева
Приказ №_____
от«___» ___________20___г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
к дополнительной общеразвивающей программе
Изостудия « Акварель»

Направленность
программы:
художественная
Срок реализации
программы:
1 год
Год обучения: первый
Разработан Сапрыкиной Ларисой Фёдоровной,
педагогом дополнительного образования
на 2016-2017 учебный год
г. Белогорск
2016 г.
Календарно-тематический план
п/п Название раздела/подраздела/ темы занятия Форма
занятия Форма контроля Дата проведения
план факт
Тема занятия Название раздела: Природа и экология, композиция по памяти и представлению (26 часов)
1 Вводная тема.
Правила техники безопасности. Диагностика. Входная аттестация Принадлежности и оборудование Беседа, практический урок Беседа, опрос,
педагогическое наблюдение 01.09. 2 Кляксография. - «Цветы», «Букет» Пальцеграфия – «Животные», «Птицы», «Осеннее дерево» - композиция Сообщение новых знаний,
практический урок 05.09 3 Пальцеграфия – «Животные», «Птицы», «Осеннее дерево» - композиция Сообщение новых знаний,
практический урок 05.09 4 Свойства красок. Королева Кисточка и волшебные превращения красок живопись
Сообщение новых знаний,
Урок - упражнение 06.09 5 Свойства красок. Королева Кисточка и волшебные превращения красок живопись
Беседа, практический урок
06.09 6 Волшебная линия - рисунок Сообщение новых знаний,
Урок - упражнение 08.09 7 Кто сказал «Мяу» Беседа, практический урок
12.09 8 Кто сказал «Мяу» Практический урок 12.09 9 Праздник тёплых и холодных цветов, живопись Сообщение новых знаний,
практический урок
13.09. 10 Праздник тёплых и холодных Практический урок 13.09 11 Серо-чёрный мир Сообщение новых знаний,
Урок - упражнение 15.09. 12 Кто сказал «Мяу» Беседа, практический урок
19.09. 13 Кто сказал «Мяу» Беседа, практический урок
19.09 14 Праздник тёплых и холодных цветов Беседа, практический урок
20.09 15 Праздник тёплых и холодных цветов Беседа, практический урок
20.09 16 Серо-чёрный мир Урок - упражнение 22.09 17 « Осеннее дерево» Беседа, практический урок
26.09 18 « Осеннее дерево» Беседа, практический урок
26.09 19 «Осенний ковер» Беседа, практический урок
27.09 20 «Осенний ковер» Беседа, практический урок
27.09 21 Художник и натюрморт - графика Сообщение новых знаний,
практический урок
29.09 22 « Осеннее дерево» Беседа, практический урок
03.10 23 « Осеннее дерево» Беседа, практический урок
03.10 24 «Осенний ковер» Беседа, практический урок
04.10 25 «Осенний ковер» Беседа, практический урок
04.10 26 Художник и натюрморт - графика Сообщение новых знаний,
практический урок
06.10 Название раздела: Тематическая композиция с использованием натурных зарисовок (15 часов)
27 «Мир вокруг нас» Сообщение новых знаний,
Урок - упражнение 10.10 28 «Мир вокруг нас» Сообщение новых знаний,
практический урок
10.10 29 «Дары осени» Беседа, практический урок
11.10 30 «Дары осени» Беседа, практический урок
11.10 31 Художник и натюрморт - графика Беседа, практический урок
13.10 32 «Мир вокруг нас» Сообщение новых знаний,
практический урок
17.10 33 «Мир вокруг нас» Урок - упражнение 17.10 34 «Дары осени» Урок- закрепление 18.10 35 «Дары осени» Урок- закрепление 18.10 36 Художник и натюрморт - графика Урок- закрепление 20.10 37 «Мир вокруг нас» Сообщение новых знаний,
практический урок
24.10 38 «Мир вокруг нас» Сообщение новых знаний,
практический урок
24.10 39 Художник и натюрморт - живопись Беседа, практический урок
25.10 40 Художник и натюрморт - живопись Беседа, практический урок
25.10 41 «Овощи» Беседа, практический урок
27.10 Название раздела: Декоративная композиция (12часов) и работа с натуры ( 15 часов )
42 «Чудо – дерево» по стихам Корнея Чуковского Сообщение новых знаний,
практический урок
14.11 43 «Чудо – дерево» по стихам Корнея Чуковского Беседа, практический урок
14.11 44 Художник и натюрморт - живопись Беседа, практический урок
15.11 45 Художник и натюрморт - живопись Беседа, практический урок
15.11 46 «Овощи» Беседа, практический урок
17.11 47 «Чудо – дерево» по стихам Корнея Чуковского Беседа, практический урок
21.11 48 «Чудо – дерево» по стихам Корнея Чуковского Беседа,
Урок- упражнение
21.11 49 «Любимые фрукты» Практический урок 22.11 50 «Любимые фрукты» Практический урок 22.11 51 «Овощи» Практический урок 24.11 52 «Дерево зимой» Практический урок 28.11 53 «Дерево зимой» Сообщение новых знаний. Практический урок 28.11 54 «Любимые фрукты» Сообщение новых знаний, практический урок 29.11 55 «Любимые фрукты» Практический урок 29.11 56 «Зимние узоры» -рисунок цвет.кар.,гель. Урок -импровизация 01.12 57 «Зимние узоры» -рисунок цвет.кар.,гель. Практический урок 05.12 58 «Зимние узоры» -рисунок цвет.кар.,гель. Сообщение новых знаний. Практический урок 05.12 59 «Дерево зимой» Практический урок 06.12 60 «Дерево зимой» Практический урок 06.12 61 «У рябины – именины» Сообщение новых знаний. Практический урок 08.12 62 «Наши мамы» Урок- закрепление 12.12 63 «Наши мамы» Практический урок 12.12 64 «У рябины – именины» Сообщение новых знаний. Практический урок 13.12 65 «У рябины – именины» Сообщение новых знаний. Практический урок 13.12 66 «Зимние узоры» -рисунок цвет.кар.,гель. Практический урок 15.12 67 «У рябины – именины» Практический урок 19.12 68 «Зимние узоры» -рисунок цвет.кар.,гель. Практический урок 19.12 Название раздела: Природа и экология, композиция по памяти и представлению (20 часов)
69 «Наши мамы» Практический урок 20.12 70 «Наши мамы» Практический урок 20.12 71 «У рябины – именины» Практический урок 22.12 72 «У рябины – именины» Практический урок 26.12 73 «Зимние узоры» -рисунок цвет.кар.,гельПрактический урок 26.12 74 «Мои четвероногие друзья» Сообщение новых знаний. Практический урок 27.12 75 «Мои четвероногие друзья» Урок- закрепление 27.12 76 Весенний букет – живопись, акварель Сообщение новых знаний. Практический урок Промежуточная аттестация 29.12 77 Весенний букет – живопись, акварель Практический урок 78 «Зимние узоры» -рисунок цвет.кар.,гельПрактический урок 79 «Мои четвероногие друзья» Практический урок 80 «Мои четвероногие друзья» Практический урок 81 Весенний букет – живопись, акварель Практический урок 82 Весенний букет – живопись, акварель Практический урок 83 Мир графики Сообщение новых знаний, практический урок
84 «Мои четвероногие друзья» Урок- закрепление 85 «Мои четвероногие друзья» Урок- закрепление 86 Весенний букет – живопись, акварель Практический урок 87 Весенний букет – живопись, акварель Урок- закрепление 88 Мир графики Практический урок Название раздела: Декоративная композиция (16часов) и работа с натуры (16 часов )89 «Жар –птица», «Царевна – лебедь», «птица –Феникс» -композиция Сообщение новых знаний, практический урок
90 «Жар –птица», «Царевна – лебедь», «птица –Феникс» Практический урок 91 Мир живописи Сообщение новых знаний, практический урок
92 Мир живописи Практический урок 93 Мир графики Практический урок 94 «Жар –птица», «Царевна – лебедь», «птица –Феникс» Беседа. практический урок 95 «Жар –птица», «Царевна – лебедь», «птица –Феникс» Беседа. практический урок 96 Мир живописи Беседа. практический урок 97 Мир живописи Беседа. практический урок 98 Мир графики Беседа. практический урок 99 «Жар –птица», «Царевна – лебедь», «птица –Феникс» Беседа. практический урок 100 «Жар –птица», «Царевна – лебедь», «птица –Феникс» Беседа. практический урок 101 Мир живописи Урок- закрепление 102 Мир живописи Урок- закрепление 103 Мир графики Урок- закрепление 104 «Фантастические звери» Сообщение новых знаний, практический урок
105 «Фантастические звери» Беседа,
Урок- упражнение
106 «Зимняя сказка» гризайль Сообщение новых знаний, практический урок
107 «Зимняя сказка» гризайль Беседа,
Урок- упражнение
108 Мир графики Практический урок 109 «Деревья любуются своим отражением» Сообщение новых знаний, практический урок
110 «Деревья любуются своим отражением» Беседа,
Урок- упражнение
111 «Зимняя сказка» гризайль Беседа,
Урок- упражнение
112 «Зимняя сказка» гризайль Практический урок 113 «Космические фантазии» - рисунок Сообщение новых знаний, практический урок
114 «Деревья любуются своим отражением» Практический урок 115 «Деревья любуются своим отражением» Практический урок 116 «Зимняя сказка» гризайль Практический урок 117 «Зимняя сказка» гризайль Практический урок 118 «Космические фантазии» - рисунок Сообщение новых знаний, практический урок
119 «Деревья любуются своим отражением» Беседа, практический урок
120 «Деревья любуются своим отражением» Беседа, практический урок
Название раздела: Тематическая композиция с использованием натурных зарисовок (32 часа)
121 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши Сообщение новых знаний, практический урок
122 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши Беседа, практический урок
123 «Космические фантазии» - рисунок Беседа, практический урок
124 «Папа, мама, я – спортивная семья» Сообщение новых знаний, практический урок
125 «Папа, мама, я – спортивная семья» Беседа,
Урок- упражнение
126 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши Беседа, практический урок
127 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши Беседа, практический урок
128 «Космические фантазии» - рисунок Беседа,
Урок- упражнение
129 «Папа, мама, я – спортивная семья» Беседа, практический урок
130 «Папа, мама, я – спортивная семья» Беседа, практический урок
131 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши Беседа, практический урок
132 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши Беседа, практический урок
133 «Космические фантазии» - рисунок 134 «Папа, мама, я – спортивная семья» Беседа, практический урок
135 «Папа, мама, я – спортивная семья» Беседа, практический урок
136 Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций Сообщение новых знаний, практический урок
137 Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций Беседа, практический урок
138 Натюрморт. Средства художественной выразительности в графике. Практический урок
139 «Цветочный букет» на основе тканевого растительного орнамента - композиция Сообщение новых знаний, практический урок
140 «Цветочный букет» на основе тканевого растительного орнамента Беседа, практический урок
141 Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций Беседа, практический урок
142 Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций Беседа, практический урок
143 «Цветочный букет» на основе тканевого растительного орнамента Беседа, практический урок
144 «Цветочный букет» на основе тканевого растительного орнамента Беседа, практический урок
145 Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. Сообщение новых знаний, практический урок
146 Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. Практический урок
147 Натюрморт. Средства художественной выразительности в графике. Практический урок
148 «Цветочный букет» на основе тканевого растительного орнамента Практический урок
149 «Цветочный букет» на основе тканевого растительного орнамента Практический урок
150 Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. Практический урок
151 Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций Практический урок
152 Натюрморт. Средства художественной выразительности в графике. Сообщение новых знаний, практический урок
Название раздела: Тематическая композиция (15 часов)
153 « Весеннее настроение» -композиция. Пейзаж Сообщение новых знаний, практический урок
154 « Весеннее настроение» -композиция. Пейзаж Практический урок
155 « У бабушке в деревне» натюрморт - живопись Сообщение новых знаний, практический урок
156 « У бабушке в деревне» натюрморт - живопись Практический урок,
самостоятельная работа 157 Натюрморт. Средства художественной выразительности в графике Практический урок,
самостоятельная работа 158 « Весеннее настроение» -композиция. пейзаж Практический урок,
самостоятельная работа 159 « Весеннее настроение» -композиция. пейзаж Практический урок
160 « У бабушке в деревне» натюрморт - живопись Практический урок
161 « У бабушке в деревне» натюрморт - живопись Практический урок
162 Натюрморт. Средства художественной выразительности в графике Практический урок
163 « Весеннее настроение» -композиция. пейзаж Практический урок
164 « Весеннее настроение» -композиция. пейзаж Практический урок
165 Цветы и бабочки - бумагопластикаСообщение новых знаний, практический урок
166 Цветы и бабочки – бумагопластикаУрок - закрепление 167 « У бабушке в деревне» натюрморт - живопись Практический урок
Название раздела: Тематическая композиция с использованием натурных зарисовок(3 часа)
168 Композиция по наблюдению «На остановке», «Мой город» в технике фломастер Сообщение новых знаний, практический урок
169 Композиция по наблюдению «На остановке», «Мой город» в технике фломастер Практический урок
170 Композиция по наблюдению «На остановке», «Мой город» в технике фломастер. Итоговый мониторинг Практический урок
Выставка и коллективный анализ работ