Другие материалы Устный журнал Язык мой — друг мой


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 41 г. Борзя
Устный журнал
«Язык мой-друг мой»
подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Халлиулина Наталья Александровна.
2014 год
(Звучит песня «С чего начинается Родина»).
Учитель
Дорогие ребята! Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Действительно, с чего начинается Родина? Мы, наверно, никогда однозначно не сможем ответить на этот вопрос. Родина для нас – это обширнейшие географические пространства, и природные богатства, и народ, живущий в стране, к которому имеем честь принадлежать, и история государства, имеющая немало славных страниц и имён. Но Родина – это и родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Слово, обладающее магической властью и необыкновенной силой.
Ученик
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Учитель
Сегодня в устном журнале «Язык мой – друг мой» вам предлагаются следующие страницы. (Идёт слайдовая презентация страниц романа, слайды сменяют друг друга в процессе комментирования).
Ученики
(Комментируют содержание страниц журнала):
Страница первая.
Великие о великом. Из этой страницы вы узнаете, что говорили наши поэты и писатели о русском языке.
Страница вторая.
Из истории сквернословия. Почему язык нуждается в защите? Откуда берутся слова, его загрязняющие?
Страница третья.
Что такое сквернословие – порок или болезнь? Мы с вами постараемся ответить на вопрос: почему мы употребляем ненормативную лексику?
Страница четвёртая.
Моя речь – моё зеркало. На этой странице мы с вами познакомимся с результатами анкетирования, в котором участвовали учащиеся всех шестых классов.
Страница пятая.
Как избавиться от сквернословия? Здесь вы получите практические советы, как сделать свою речь, правильной.
Страница шестая.
Сотворим чудо (с юмором о серьёзном). На этой занимательной странице мы предлагаем вам выступить в роли переводчиков и хотим выявить лучшего знатока, как ученического сленга, так и русского литературного языка.
(Музыкальная заставка «учат в школе»).
Страница 1 «Великие о великом».
Учитель
Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан. Могуч и прекрасен наш язык. Послушайте, что о нём говорили выдающиеся русские писатели и общественные деятели.
(Следует презентация «Великие о великом», проецируются портреты писателей, учащиеся в это время читают высказывания данного писателя о русском языке).«Слово – дело великое, - писал Лев Николаевич Толстой. – Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьёзный, где нужно страстный, где нужно бойкий и живой».
Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переменчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, русскому языку присущи великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского.
Николай Михайлович Карамзин говорил о том, что русский язык, в самородном богатстве своём течёт, как гордая величественная река.
Константин Георгиевич Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Нет таких звуков, красот, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово», - отмечал Николай Васильевич Гоголь.
Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью».
Классик марксизма-ленинизма, основатель первого в мире социального государства, Владимир Ильич Ленин говорил: «Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочёты, или недостатки? Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?» - спрашивал он.
Что «изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущей необходимостью», - считал Александр Иванович Куприн.
«Берегите чистоту языка как святыню! Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас» - утверждал Иван Сергеевич Тургенев.
Учитель: Почему же Иван Сергеевич Тургенев призывает беречь русский язык? Зачем и от кого его нужно защищать? Нужно защищать Родину от врагов. Можно защитить близкого человека или друга от обидчика. Можно защищать честь мундира, свою собственную жизнь. Но сегодня мы должны защитить слово. Слово тоже нуждается в защите.
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Что же обедняет нашу речь? (Следуют ответы учащихся: Нашу речь мы засоряем ненормативной лексикой, словами-паразитами). Итак, поговорим о сквернословии.
Страница 2. «Из истории сквернословия»
Ведущий. Очень часто приходится слышать от сверстников, учащихся старших классов и от взрослых так называемые «плохие» слова. Словесная распущенность приобретает ужасающие размеры. Нецензурная брань захлестнула Россию. Матерные слова слышим с экранов телевизоров, в магазине, в транспорте, на улице. И для нас это тоже актуально.
Ведущий. Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В словаре Владимира Ивановича Даля, сказано: «Скверна – мерзость, гадость, все гнусное, противное, отвратительное; грязь и гниль, тление, мертвечина…»Ведущий. В русском языке бранные слова называют матерными. Корень слова – мать. Произносить такие слова – значит посягать на самое родное, на самое святое, что есть у человека – на мать.
Ведущий. (портрет Асадова).
Читается стихотворение «О скверном и святом».
Ведущий. В древней Руси мат являлся заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Матерное слово являлось языком общения с демонами. Наши предки произносили их, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих заговорах, насылая проклятия. Но все знали, что бранить детей такими словами нельзя: они будут мучимы бесами. Сквернословить в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Ведущий. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.
Ведущий. Заблуждением является общепринятое мнение, что сквернословить – это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины 19-го века не только не было распространено, но являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За сквернословие человека подвергали публичной порке, для всеобщего назидания ругателей при народе секли розгами. Может, это и не метод, но свой положительный результат он давал. Люди учились обуздывать язык.
Ведущий. А потом пришли другие времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В 19-м веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. Сейчас в связи с изменением ценностей, идеалов молодежная культура считает сквернословие чуть ли не нормой повседневной жизни. Подростки считают, что сквернословие – это оружие слабых, неуверенных в себе людей.
Страница3. «Что такое сквернословие – порок или болезнь»
Как вы считаете, сквернословие – это болезнь или порок? (все голосуют).
Ведущий. Самым важным и научно подтвержденным является то, что матерные слова опасны для здоровья, они не только снижают интеллект, но и провоцируют преступления, обворовывают людей духовно, унижают и оскорбляют, но и калечат людские судьбы, приводят к раннему старению и преждевременной смерти.
Ведущий. Кроме того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и на тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.
Ведущий. Интересные эксперименты были проведены учеными. Ученый Геннадий Чеурин утверждает, что бранные слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя все живое, все, что растет. И это было доказано. Когда ученые «матерной» водой (той, над которой матерились) полили зерна пшеницы, результат потряс мир: зерна политые водой, которую ругали, проросли лишь на 49%. А потом ученые попробовали обратный эффект – полили пшеницу водой, над которой читали молитвы. Она проросла на 96%.
Ведущий. Современная наука пришла к выводу, что слово – это энергия, способная влиять на энергетическое поле человека. Добрые слова, мысли усиливают его. Нецензурные слова и выражения ослабляют энергетическое поле человека, способствуют возникновению ряда заболеваний, в том числе и рака. Некоторые ненормативные слова практически мгновенно вызывают в клетках живого организма мутагенный эффект поистине чудовищной силы. Так что сквернословие – это болезнь.
Страница 4. «Моя речь – мое зеркало».
Ведущий. Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т. д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, который их употребляет, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».
Ведущий.
Мы нынче, как бы, все глупеем,
Все стали, как бы, забывать,
Что, как бы, даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было, как бы в дело,
Пусть даже, как бы, наугад.
А то ведь, как бы, неумело
И чаще, как бы, невпопад.
Ведущий. Особенно загрязняет нашу речь сленг. Все знают что такое сленг? Это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. (инсценировки).
Интермедия «Поговорим»
Мальчик и взрослый
- Как дела?
- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут одноклассница… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как навернется. Сам с фингалом. Девчонка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржака!
- А что, так за лошадь была??
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай все сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит один фитиль…
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету…
- На чем подкатил, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета…
- У какого шкета?
- Ну, вы его не знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот, говорит, дай велик. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
- Чего, чего?
Леша: Привет, Петя!
Петя (небрежно): Салют, дружбан!
Леша (обиженно): Какой чурбан?
Петя (объясняет): Не чурбан, темнота!
Леша: Почему темнота – когда светлый день?
Петя: У тебя, что совсем тыква не варит?
Леша: Я тыкву варить не люблю.
Петя: Ой, Леший! Ну и зануда ты!
Леша: Это кто – Леший?
Петя: Ты, Леха, современных выражений не понимаешь! Отсталый ты малый!
Леша: Я может и не такой продвинутый, как ты, но твой суперсовременный язык мне как то не очень нравится.
Петя: А всем девчонкам очень даже нравится.
Леша: Поглядим. Вот идет самая красивая девочка нашей школы – Ира…
Петя: Да, Ирэн – просто улет, всех мальчишек при ней колбасить начинает!
Леша: Вот-вот, примерно что-то в этом роде. Попробуй поговорить с ней.
Петя: Раз плюнуть! Сейчас приглашу ее в клуб на дискотеку.
Ира: Привет, мальчики!
Леша: Здравствуй, Ирочка!
Петя: Салют, Матрена, прикольного фасона.
Ира (недоуменно): Что-что?
Петя: Юбочка новенькая – такая клевенькая.
Ира: У меня юбочка не клевенькая, она никого не клюет.
Петя: Пошли сегодня на дансинг костями подрыгать?
Ира: Прости, пожалуйста, что-что?
Петя: Уши разуй, красотка. Потусуемся, говорю, оттянемся на полную катушку.
Ира (пятится): Петя, я тебя не понимаю, ты меня пугаешь… А! Наверное, ты болен, да?
Петя: Ха-ха-ха! Отсталость! Теперь же все так говорят.
Ира: Не все.
Петя: А тебе кто-нибудь говорил, что ты на рыльце очень даже ничего?
Ира: Рыльце у поросенка, а у меня лицо! (плачет). Зачем ты меня обзываешь, противный Петька!
Петя (виновато): Ир, я это, я не то… Я прикалываюсь, чтобы тебя насмерть уконрапупить своей уточенностью. Вообще ты классная.
Ира: Отойди от меня!
Петя: Ну, так пойдем костями трясти?
Ира: На кладбище, что ли?
Леша: Ира, не обижайся на Петю. Я тебе переведу, что он имел в виду. Я уже научился понимать его странный язык. Он говорит: «Ира, ты очень красивая девочка, пожалуйста, пойдем со мною на дискотеку».
Ира (возмущенно): Он именно это хотел сказать, когда говорил, что у меня рыльце ничего, и что мы можем потрясти костями? Какой ужас! Какое бескультурие! Такие прекрасные слова подразумевал, а вслух произнес просто ужасные выражения.
Петя (растерянно): Да, да. Именно так, идем костями… то есть на дискотеку?
Ира: Идем. Только я пойду не с тобой, а с Лешей. (берет Лешу за руку).
Петя: И почему мой язык не всем нравится? Он современный… Все так говорят.
Леша: Не все. А те, кто говорит какие-то неправильные и искаженные слова, должны стараться исправиться.
Ира: Потому что люди могут подумать: «Вот этот человек – или неграмотный, или больной». Петя, дай слово, что не будешь так разговаривать?
Петя: Больше не буду. Я даю обещание разговаривать всегда и везде нормальным русским языком.
Леша: Ребята, развивайте свою речь!
Ира: И не разговаривайте так, как наш Петя.
Петя (печально): А то ни одна красивая девочка не захочет с вами дружить.
1 – Услышав бранные слова,
С улыбкой промолчи.
2 – И сделай вид, что никогда
Таких не слышал ты.
3 – Русский наш язык богат,
На весь мир он славен.
4 – Сквернословов гоним прочь –
Точку здесь поставим.
5 – Возродим мы Русь святую,
Позаботимся о ней.
6 – Чтобы речь из колыбели
Была чистой у людей.
Страница 5. «Как избавиться от сквернословия».
Ведущий. Конечно, с матом борется ЗАКОН. Так, например, статья 20, часть 1 «Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток. Но со сквернословием прежде всего должны бороться мы сами.
Ведущий. Что же нужно сделать, чтобы избавиться от сквернословия? Надо начать с себя: замолчи сам, запрети себе произносить нецензурные слова. И заметишь, что вокруг тебя люди становятся чище. Но как же быть с теми, кто сквернословит? Как же помочь «великому и могучему» русскому языку выжить, как сохранить его? Надежных рецептов тут нет, но есть несколько правил, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.
Правило 1. Не говорить плохих слов самому.
Вспоминаются слова Александра Исаевича Солженицына. Они сказаны им по другому поводу, но очень подходят и к нашему случаю: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня». Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.
Правило 2. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом.
Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Не нужно бояться быть белой вороной. «Все пусть говорят, а я не буду». Попробуйте устоять в такой позиции. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Даже в самой ужасной среде есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу.
Правило 3. Сквернословие – это не способ расслабления.
Очень часто сквернословящие объясняют так: «Я расслабился», или, наоборот: «Я наговорил сгоряча». Но ведь расслабляться – это не значит сквернословить. Иногда можно даже услышать такое заявление: «А что, собственно, плохого, если ко мне пришел друг, выплеснул наболевшее, выругался?». Но ведь никто из нас не хочет, чтобы его близкие так расслаблялись. Есть множество других способов расслабления: домашние дела, музыка, рисование, спорт и другое.
Правило 4. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы – можно.
Элементы несогласия, ссоры, гнева, обиды в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли это? Безусловно, нет. Но если вдруг с языка что-то сорвалось, так просто давайте научимся просить прощения.
Ведущий. Культура речи – это правильность, точность, выразительность и разнообразие. Чтобы повысить культуру своей речи, нужно знать и помнить заповеди речевого поведения: (приготовить распечатанные памятки):
Всегда знай, с какой целью и зачем ты говоришь.
Помни, что вежливость – основа речевого общения.
Избегай слов-паразитов.
Говори просто, четко, понятно.
Следуй высоким образцам.
Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
Избегай речевого однообразия.
Страница 6. «Сотворим чудо».
А сейчас мы приглашаем вас сотворить чудо. Превратите сленг, речевые ошибки в норму, в литературную речь (конкурс на самого культурного). Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?
Чувак – парень.
Лох – наивный, не способный постоять за себя человек.
Предки – родители.
Чел – человек.
Сачковать – прогуливать уроки, лениться.
Облом – не получить задуманного.
Не догонять, не въезжать – не понимать чего-нибудь.
Шпора – шпаргалка.
Лафа – хорошая жизнь, нетрудное задание.
Тусоваться – общаться, проводить время, развлекаться, дружить.
Зажигать – танцевать, весело проводить время.
Прикол – развлечение, розыгрыш.
Ржать – смеяться.
Офигеть – удивиться.
Бабки, бабло – деньги.
Лопатник – кошелек с большими деньгами.
Штука – тысяча рублей.
Ботаник – ученик, много занимающийся.
Прикид – одежда.
Клева – хорошо.
Круто – здорово.
Все пучком – все хорошо.
Отстой – не модно, не хорошо.
Фигня – что-то не достойное внимания.
Тормоз – глупый, медленно соображающий.
Халява – что-то бесплатное.
Отпад – восхищение чем-либо.
Слинять – быстро уйти.
Кайф – очень хорошо.
Прикольно – (от ситуации: и хорошо, и плохо).
Ништяк – хорошо.
Вау – как красиво.
Забей – забудь.
Копарульки – руки.
Жесть – ужас.
Уматно – красиво.
Угарно – смешно.
Я торчу от этой песни – она мне нравится.
Ловлю кайф – получаю удовольствие.
Понтово – получаю удовольствие.
Тащиться – быть в восторге.
Выделываться – вести себя вызывающе.
В заключение обобщающее слово говорит учитель, всем раздаются памятки о правилах хорошей речи.