Выступление на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «СШ №40» на тему: «Социализация ребенка с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №40» города Смоленска
Выступление на методическом объединении
учителей начальных классов МБОУ «СШ №40»
на тему: «Социализация
ребенка с речевыми нарушениями в условиях
общеобразовательной школы»
 
 
 
 
 Подготовила: учитель-логопед
Макарова И.С.
2015
Непрерывное освоение культуры, норм и правил, существующих в обществе, необходимо каждому новому поколению. Каждый человек, в том числе и младших школьник, является частью социума и от того, насколько успешно он сможет занять свое место в обществе зависит вся его дальнейшая жизнь. В современном мире с каждым годом проблема социализации не только взрослых людей, но и школьников становится все более актуальной.
В настоящее время уровни развития речи учащихся общеобразовательных школ достаточно разнообразны. К моменту поступления в 1 класс около трети учеников  имеют нарушения речи разной этиологии,  характера и степени выраженности и, к сожалению, количество детей, имеющих сложную речевую патологию (дизартрия, заикание, алалия) увеличивается, что крайне негативно сказывается на приобщение ребенка к коллективу сверстников.[1]Значительное увеличение количества детей с речевой патологией и утяжеление ее структуры, приводящей к нарушению социализации обучающегося, обуславливает актуальность данной проблемы в современных условиях.
Согласно определению, данному в психологической энциклопедии «Социализация - (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений»[3, с.265] Каким же образом обучающийся может перенять социальный опыт, усвоить систему социальных отношений? Вся жизнь человека проходит в общении и межличностных контактах, и от того, как он выстраивает свои отношения с другими людьми, то есть формирует социальные связи, во многом зависит успех и эмоциональное благополучие. Изучив труды А. П. Усовой, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, показывающие важную роль речи в общении и коллективных отношениях, становится очевидно, что речь является тем ключом, который открывает «дверь» социальных отношений для учащегося. Общение невозможно без речи. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, но не всегда речевое развитие соответствует норме.
Нарушение речи - различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. [2] Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей межличностных отношений детей с нарушением речи, можно назвать работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, О.С.Орлова, Л.И.Гончарук, Г. А. Волкова и некоторых других.[1]Конечно, не все дети с речевыми нарушениями имеют проблемы в социализации, но с каждым годом в разы усложняется структура нарушений, приводящая к проблемам межличностного общения.
lefttop
Решая проблемы нарушения в развитии  устной и письменной речи, нельзя не учитывать, что у детей данной категории   в большинстве случаев так же наблюдается и снижение социальной активности. Это проявляется в проблемах внутриличностного характера (сниженная самооценка, неуверенность в себе, переживание, ранимость)и в проблемах социального характера (взаимодействие со сверстниками). Таким образом, логопедическое воздействие должно быть направлено не только на устранение речевого дефекта, но и на оказание помощи в социализации учащимся.
При изучении литературы мною была найдена программа сопровождения младших школьников с нарушением речи в процессе социализации в общеобразовательной школе, разработанная в рамках диссертации Кирилловой Марией Игоревной «Социализация младших школьников с нарушением речи в условиях общеобразовательной школы» [4], которую я использую в системе своих занятий.
Данная программа состоит из 3 разделов:
1.Первый раздел направлен на работу с родителями и учителями. В нем затрагиваются вопросы, касающиеся особенностей развития, воспитания и общения с детьми, имеющими речевую патологию. Основная форма взаимодействия – консультации. В ходе исследований М. И. Кирилловой было установлено, что сложности в усвоении социальных ролей обусловлены противоречиями и конфликтами между родителями, в основе которых лежит система ожидания, поощрения и наказания при воспитании ребёнка с ненормативным речевым развитием. Зачастую дети с речевой патологией не оправдывают ожидания родителей, учителей, что провоцирует негативные реакции с их стороны, тем самым показывая недостаточность понимания особенностей в обучении и воспитании детей-логопатов, что делает этот раздел чрезвычайно важным.
2. Второй раздел программы направлен на развитие и совершенствование эмоционально-волевых и личностных особенностей детей с нарушением речи, т.е. на осознание и повышение учеником своего социального статуса, улучшение эмоционального самочувствия и корректировку социального поведения, а так же освоение новых способов социального взаимодействия.
Реализация данного раздела осуществляется на основе разнообразных упражнений. Примером задания на формирование адекватной самооценки служит упражнение «Комплимент». В данном упражнении каждый ученик должен сказать своему однокласснику что-нибудь приятное. Кроме того, обязательно нужно обращаться по имени, и все то, что будет сказано должно быть приятно слушающему. Инструкция для выполнения задания может быть следующей: «Сядьте в круг, так чтоб вам был хорошо видны ваши товарищи. Подумайте, что в них у вас вызывает улыбку, чувство радости и другие положительные эмоции. Выберите из всего, что вам приходит на ум что-нибудь одно, наиболее важное, что привлекает вас в товарище. А сейчас вы поделитесь своими чувствами с тем, кто у вас их вызвал». Комплименты не обязательно высказывать словами, это могут быть и жесты, и мимика. Как только ребята закончили высказывать теплые слова в адрес друг друга, можно задать вопрос: «Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?». Правильность ответа подтверждает или не подтверждает автор комплимента.
 
3. Третий раздел ориентирован на развитие и совершенствование навыка взаимодействия детей, имеющих речевую патологию с детьми, не имеющими таковую. В данном разделе целесообразны игры и упражнения, направленные на совершенствование навыка коммуникации, развитие творческих способностей, способности к выражению эмоций невербальными средствами (мимика, пантомимика и др.) С этой целью были созданы ситуации, где ученики, имеющих речевые нарушения, могли бы себя проявить и чувствовали бы себя успешными при этом. Кроме того, использовались упражнения на формирование навыков взаимодействия со сверстниками в учебной деятельности. Все игры и упражнения делились на 2 группы. Первая группа была направлена на совершенствование невербальных способов общения, а вторая группа упражнений направлена на развитие навыка общения.
Примером развития невербальных средств общения служат упражнения «Приветствие» и « Броуновское движение ».
Упражнение «Приветствие».
Для реализации упражнения необходимо встать в круг, положив руки друг другу на плечи, приветливо посмотреть в глаза товарища и поприветствовать взяв за руку.
Упражнение «Броуновское движение».
В данном упражнении все члены группы – атомы, которые произвольно перемещаются по кабинету. В случае столкновения нужно жестом, взглядом, улыбкой выразить друг другу доброе, теплое отношение.
Для формирования же навыка общения можно использовать так же большое число упражнений. Для примера возьмем упражнения, направленные на воспитание «чувства партнера».
а) «Встать по пальцам».
При его выполнении мы формируем умение уступать товарищу ради достижения общей цели. Ведущий показываем одному из рядов определенное количество пальцев, именно столько учеников должно встать из-за парт.
б) «Встать, на кого я посмотрю».
Данное упражнение предусматривает, что в роли ведущего может быть как учитель, так и ученик. Лучше, если выполнение этого упражнения сначала продемонстрирует учитель. Ему необходимо направить свой взгляд на одного из учащийся, ученик, поймав его взгляд, встает. Учитель просит его сесть и действие повторяется. Затем роль ведущего может взять на себя ученик, лучше если это окажутся застенчивые ребята, это придаст им уверенности в себе. Это упражнение помогает научиться общению через взгляд, которое должно быть обязательно искренним и добрым.
В результате включения в занятия упражнений на повышение уровня социального взаимодействия обучающихся, имеющих речевые нарушения была отмечена положительная динамика во взаимодействии со сверстниками и повышении самооценки.


Обучающиеся стали более активны, раскованны, уверены в своих способностях и возможностях. Общение с одноклассниками стало наиболее доступно с преобладанием инициативы как игровой, так и учебной деятельности.
Таким образом, деятельность учителя-логопеда должна быть направлена не только на устранения речевого нарушения, но и на преодоление проблем индивидуально-личностного характера и социализацию обучающихся.
Список литературы:
1. Грачева И.А., Маландина С.С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности//Школьный логопед. -2010.-№4.- С. 58-65
2. Данилюк Л.А. Инновации в деятельности школьного логопеда// Логопед.- 2010.-№3.- С. 105-109
3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко - 3-е изд.-АСТ.,2002. – С.265
4. Кириллова М. И. Социализация младших школьников с нарушением речи в условиях общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук - Ставрополь, 2006.- 185 с.