Методические рекомендации по использованию занимательного материала на уроках развития речи


Общеобразовательное казенное учреждение города Холмск
Россия, 694620,Сахалинская область, город Холмск, ул. Капитанская, дом 11; тел./факс: (424233) 2-02-96; (424233) 2-01-80,
e- mail: korrekschool@mail.ru
Методическая подборка
занимательного материала к урокам окружающего мира как средства стимулирования познавательной активности младших школьников

Учитель начальных классов Старцева Оксана Ивановна
Холмск
2016

Актуальность
Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Следует отметить, что особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста, потому, что степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности.
Актуальность исследования состоит в том, что учитель начальной школы, прежде всего, должен сохранить и развивать познавательную активность учащихся. Целенаправленное решение этих задач возможно только в том случае, когда учитель будет знать, какова природа происхождения познавательной активности и использовать средства её стимулирования.
Стимулирование познавательной активности младших школьников – это использование таких средств, которые активизируют школьников с трудностями в обучении на мотивационную сферу, а через неё и на самостоятельную учебную деятельность.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в психолого-педагогических науках, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.С. Выготского, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской, П.И. Пидкасистого и др. Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте, условия и методы её формирования в различных видах деятельности изучены в работах Земляновой В.Д., Коротаевой Е.В., Костаевой Т.В.,Кулюткина Ю.Н., Литранович Ж.Т., Матюшкина А.М. и др. Однако вопросы развития познавательной активности младших школьников в учебном процессе в начальном общем образовании требуют дальнейшей разработки. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины обновления способов, средств, методов на пробуждение у обучающихся интереса к процессу познания мира. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г. И. Щукина: «Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания».
Применение занимательных форм на занятиях вызывает эмоциональность у учащихся, положительное отношение к урокам окружающего мира; способствует активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.
Занимательный материал, используемый на уроках окружающего мира является стимулирующим фактором развития познавательной активности младших школьников.
Методические рекомендации:
Включать задания, ориентированные:
- на раскрытие сходства и различия предметов и причинной связи между ними;
- простейшие закономерности природных явлений и их использованию в индивидуальном опыте;
Учитель должен анализировать характер вопросов учащегося. Вопросы свидетельствуют о диапазоне и аспектах познавательной активности детей, о стремлении глубже познать предметы окружающего мира и уловить хотя бы элементарную зависимость между ними; стремление длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; эмоционально-познавательная активность детей выявляется в беседах детей, в обсуждении виденного и наблюдаемого.
Включать совместную активную деятельность детей со взрослыми (например, посадка, уход и наблюдение за растениями),
Развитие речи и мышления детей, используя различный материал на знакомство с окружающим миром.
Использовать нетрадиционные формы обучения, способствующие поиска ответа ребёнком на множество интересующих его вопросов.
Примерный занимательный материал к урокам окружающего мира:
Раздел. Сезонные изменения в природе.
Тема урока: Осень.
Загадки:
- Угадайте, ребята, о каком времени года поведал нам русский поэт Иван Бунин?
- Не видно птиц.
Опустевший и больной.
Покорно чахнет лес,
Грибы сошли, но пахнет
В оврагах сыростью грибной.
И.БунинНародные приметы:
Бюро погоды
Хорошая Плохая
1.Рано просыпаются мухи. 1.Рыба не клюёт.
2.Чуть свет вылетают из ульев пчёлы. 2.Пчёлы в улье и громко гудят.
3.Ласточки и стрижи летают высоко. 3.Муравьи не спешат на работу.
Все выходы закрыты.
4.Поздно вечером сильно трещат
кузнечики. 4.Опускаются головки красного клевера.
5.Божья коровка быстро слетает с руки. 5.Одуванчик складывает свой зонтик.
Комары толкутся столбом.
Загадки:
- Послушайте загадку и догадайтесь, о чем идет речь?
Всех наградила, всё загубила.
(Осень.)
- Почему так говорят об осени?
Тема урока: Зима.
1. «Прослушивание и разбор подслушанных в природе разговоров»:
- Почему так говорят об осени?
Рис.3. Недовольная лиса
- Заяц – беляк всё лето серым был, а сейчас – вон весь в белой шубке щеголяет. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубку надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом.
Вопросы
Почему Лиса осталась недовольной?
Такие «подслушанные разговоры» помогли детям разобраться, что у зверей на зиму меняется окраска шерсти, мех становится густым. Всё это поможет им перенести зиму.
Тема урока: Весна.
Загадки:
Что это за время года?
1.
-Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко,
И душистого ландыша ждёт.
А. Фет
2. О каких временах года идет речь?
Была белая да седая, пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна.)
Тема урока: Лето.
Загадки:
В дверь взойдёт, в дверь вылетит.
(Лето.)
Синенькая шубёнка весь мир покрыла.
(Небо.)
То блин, то полблина, то та, то эта сторона.
(Месяц.)
Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает.
(Роса.)
В неё льётся, из неё льётся, сама по земле плетётся.
(Река.)
В поле тычинка, - золотая вершинка.
(Рожь.)
Раздел: Деревья
Стоят столбы белы, на них шапки зелены.
(Берёзы.)
Раздел: Дикие животные
Тема урока: Дикие животные: подготовка к зиме.
Цель: Разобрав с учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливаем основной фактор, который повлиял на эти изменения. Этот фактор – температура. Изменения в неживой природе приводят к изменению в жизни животных.
1. «Прослушивание и разбор подслушанных в природе разговоров»:
- Как готовятся звери к зиме? Послушайте, как рассказали об этом кабанчик и лисёнок.
Рис.1. Кабанчик и Лисёнок
Аудиозапись диалога животных:
- Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь?
- Худой ты до чего, Лисёнок! – Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
- У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну!
- А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей – то жир. Жир лучше всякой шубы греет!
Вопросы
Что помогает перезимовать дикому кабану?
Как готовится к зиме лисёнок?
Рис.2. Белка и лесная мышь
- Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает… Ах злодейка!
- Кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!
Вопросы
Как звери на зиму запасают корм?
Такие «подслушанные разговоры» помогли детям разобраться, что у зверей на зиму мех становится густым, откладывается жир. Всё это поможет им перенести зиму.
Раздел: Дикие животные
Тема: Животные суши и животные водоёмов.
Игры:
1.Кто лишний? (На рисунке лиса, заяц, медведь, сайгак, белка.)

2.Это интересно!
Подумайте, какие признаки указывают на то, что выдра – обитатель водоёмов. Выдра очень осторожна. Днём отсиживается в земляной норе на берегу, а ночью охотится. У зверька длинный, сильный хвост, приплюснутая голова. При нырянии воздух не попадает внутрь, так как ноздри и уши у выдры плотно прикрываются специальными клапанами. Обтекаемое упругое тело животного покрыто тёплым красивым коричнево-бурым мехом, который высоко ценится. Питается зверёк рыбой.
Раздел: Птицы
Тема урока: Птицы
Игра «Догадайся, кто я» (Даётся описание какого-либо животного или предмета)
«Узнай птицу».У этой птицы по бокам перышки белые. А вот головка, крылья, хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у этой птицы хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Очень нарядная эта птица! Но известна она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит, ссорится – отсюда и её название.
(Сорока.)
Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой прелестной птицы. Она зимовала в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнёзда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц. Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.
(Кукушка.)
Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползёт. Эта птица обследует все трещины и щели в коре дерева и ловко достаёт насекомых своим тонким клювом.
(Поползень.)
Эта птица живёт в России, на материке, круглый год. Она похожа на ворону, только вдвое меньше её и вся чёрная, а вокруг шеи серые пёрышки, будто платочком повязана.
(Галка.)
Ребусы:

Аист.
Кроссворды:
«Птицы»


По горизонтали.
4. Серенькая птичка,
Птичка – невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда?
(Вертишейка.)
6.Пусть я птичка – невеличка.
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Снегирь.)
.
По вертикали.
1.Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел.)
3. Не ворона, не синица – Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –Раздалось в лесу «ку-ку».
(Кукушка.)
2. Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист.
Голосисто- голосисто
Заливается горнист:
«На лугу трава не смята!
Солнце смотрится в реку!
На зарядку - ка, ребята!
На за-ряд-ку-ка-ре-ку».
(Петух.)
5. Это старый наш знакомый
Он живёт на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Однако, чтобы познавательная активность стала системным личностным образованием, необходимо постоянно на уроках окружающего мира, проводить данную работу по стимулированию, посредством занимательного материала.