Развитие фантазии, воображения, художественной интуиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Развитие фантазии, воображения, художественной интуиции на уроках изобразительного искусства
в начальной школе.

Из опыта работы
Кудымовой С.Г.
Георгиевск
2011
Изобразительное искусство - один из важнейших предметов в начальных классах. Недооценка предмета приводит к серьёзным просчётам в процессе творческого развития ребёнка. Урок изобразительного искусства затрагивает эмоции учащихся; в процессе изобразительной деятельности пробуждаются творческие способности каждого ребёнка, происходит их развитие. На уроках изобразительного искусства, я приобщаю учащихся к достижениям мировой художественной культуры, знакомлю с миром искусства, так как это обогащает не только ум, но и эмоции ребёнка, формирует чуткость, отзывчивость, умение понимать прекрасное. Приобретение ребёнком потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться. Именно желание и умение учиться характеризует младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно говорить лишь о совершенствовании процесса обучения и о поиске нового в общении с детьми. Путь развития творческого сознания ребёнка весьма интересен. Смена ярких образов реальными предопределена образным мышлением. Развитие образного мышления идёт через развитие творческой активности, и чем раньше начать этот процесс, тем лучше. В школе к самому продуктивному периоду развития творческой деятельности относятся учащиеся 2-6-х классов. Обстановка положительных эмоций, безусловно, оказывает сопутствующее воздействие на детей.
Детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в школе является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Преподавание изо в школе, музыки, мировой художественной культуры прежде всего являются важной составляющей школьного воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей детей. Изобразительное искусство помогает детям познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, направляя внимание с поверхностного наблюдения к серьёзному анализу натуры, учит различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходство и различие, оно учит мыслить образами, учит переживанию, состраданию, прощению, любви. Так же творческая деятельность приносит много радости школьникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.
Иногда говорят, что школа не призвана готовить художников и что подобные знания, умения и навыки им не нужны, что достаточно использовать уроки изобразительного искусства лишь для воспитания у детей чувства прекрасного, умения разбираться в различных видах изобразительного искусства. Всё это правильно, но конкретная изобразительная деятельность и заложенные в неё основы изобразительной грамоты помогают ребёнку глубже проникнуть в сложный мир окружающей действительности, понять его.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Российское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура. Характерной чертой российской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры.
Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка.
Проявлению творческих способностей младших школьников способствует и наличие воображения, фантазии, возможность их проявления, создание таких ситуаций на уроке, когда ребёнок за эти способности поощряется, а не наказывается взрослым. Именно способность у школьников подражать даёт возможность педагогу использовать это качество для развития творческих способностей. Демонстрация детям творческих возможностей человека предполагает формирование их интереса к участию в творческой деятельности. Попробовав, младшие школьники увлекаются ею, что впоследствии исследовать, наблюдать, пробовать, творить становится привычкой.
На уроках рисования надо стараться развивать творческий подход к цветовому решению, обращать внимание ребят на влияние и взаимодействие формы и линии. Необходимо развивать восприятие цвета и формы, наблюдая красоту цветовых и линейных отношений в природе и искусстве. Также надо объяснять и показывать на примерах, что цвет и линия могут радовать и отпугивать, вызывать чувство покоя и тревоги, нежности и раздражения. Выражение чувств в руках человека, а, значит, и в их руках.
При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения - это осознание ими успешности вы овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя ребёнок способным, у него складывается определённое отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о каком успешном учении говорить не приходится. Поэтому узнать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Если человек – творческая личность, то он сумеет применить свои способности в любой сфере интересов и роде занятий.