Исследовательский метод на занятии по лепке из соленого теста как фактор развития познавательной активности воспитанников.

Исследовательский метод на занятии по лепке из соленого теста как фактор развития познавательной активности воспитанников.
Слайд 1.
Добрый день уважаемые коллеги. Очень приятно вновь встретиться с Вами. Тема моего выступления Слайд 2 «Исследовательский метод на занятии по лепке из соленого теста как фактор развития познавательной активности воспитанников.
Слайд 3 Одной из актуальных проблем современного общества является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.
На первый план выходят определённые требования к такой личности – формирование творческой, активной, социально ответственной, высокообразованной, обладающей хорошо развитым интеллектом личности ребенка. В этой связи проблема сохранения интеллектуально-творческого потенциала детей представляется очень важной и актуальной.
Слайд 4Отличительной чертой такой личности является – исследовательская поисковая активность. Важно направить её в позитивное социальное русло. Собственная исследовательская практика ребёнка позволяет это сделать самым естественным и оптимальным путём.
Исследовательская деятельность обучающихся связана, прежде всего, с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Слайд 5 Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования:
- постановка проблемы,
- изучение теории,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
- научный комментарий, собственные выводы.
Исследовательскую поисковую активность можно развивать у ребенка на занятиях в учреждении дополнительного образования в различных видах деятельности: художественной, спортивной, конструкторской, коммуникативной, организаторской и др. Для этого в творческих коллективах должны создаваться дополнительные условия, оказывающие благотворное влияние на развитие познавательной активности воспитанников, их социальное развитие и воспитание.
Слайд 6 В моем коллективе работа в данном направлении ведется на основе реализации экспериментальной образовательной программы «Истоки» Одной из задач которой является создание условий для развития исследовательских способностей воспитанников в процессе выполнения изделий.
Ребята осваивают не только лепку из соленого теста, но и работают с природным материалом ивой а так же для оформления работ используют атласные ленты.
Занятия в коллективе создают благоприятные условия для исследовательской деятельности. Ведь даже сам вид творчества - лепка из соленого теста способствует этому. В первую очередь это изучение рецепта соленого теста, изучение свойств красок для обработки изделий, поиск новых способов художественно - эстетического оформления изделий.
Слайд 7 В начале обучения используя стандартный рецепт замеса – стакан муки, стакан соли. Закрепив теоретические и практические навыки работы с таким тестом на этапе замеса теста для работы я предлагаю детям поэкспериментировать. Ребята могут сами придумать рецепт соленого теста с добавление других ингредиентов. Например, не мелкая соль «Экстра», а соль крупного помола. Или вместо пшеничной муки предлагаю использовать муку грубого помола, ржаную. Проводя исследовательскую работу по замесу теста с помощью разных рецептов и сравнив его по качеству с тестом замешенным по традиционному рецепту дети делают выводы и выносят решения по результатам эксперимента. Следующий этап:
Мука – соль + ?????????
И предлагаются несколько вариантов дополнительного ингредиента. Предлагают, как сами дети так и педагог. В состав может входить клей ПВА, гипс, крахмал и другое.
Слайд 8 Большим интересом у моих воспитанников пользуется метод исследования - способ окраски теста. Под четким руководствам педагога с соблюдением необходимой ТБ мы использовали природный краситель, синтетический, замешивали тесто с добавление какао и других веществ. Анализируя и сравнивая качество материала для лепки изготовленного с добавлением различных ингредиентов дети делают выводы и выбирают лучший способ замеса теста или тот способ который подходит для изготовления определенной работы.
Важное место в занятии отводится работе по художественно эстетическому оформлению изделий. Для этого применяются различные краски, которыми мы раскрашиваем наши работы. Перед тем как приступить к данному этапу мы с воспитанниками проводим исследовательскую работу по выявлению свойств различных красок. Воспитанники делают вывод, что акриловые краски не пачкают руки, медовые имеют блеск, гуашь яркая краска, но на руках оставляет след. Таким образом исследую свойства и качество красок воспитанники делают вывод какой краской раскрасить то или иное изделие.
Еще одним важным компонентом в нашей работе является клей для склеивания различных деталей композиции. Марок клея много ПВА, «Титан», «Момент», супер клей. Проводя исследования, изучая его свойства дети приходят к выводу, что клей Титан имеет очень сильный запах и работать с ним долго нельзя, супер клей слишком быстро сохнет, поэтому лучше и безопаснее использовать для склеивания бумаги клей ПВА. Нашли оптимальный для нас вариант клей определенной марки который не имеет сильного запаха и удобен в использовании.
Слайд 9 Таким образом включая в занятия декоративно – прикладного творчества исследовательскую деятельность мы способствуем тому, что учим детей подходить к работе и с научной точки зрения, учим их анализировать, сравнивать искать пути решения проблемы.
Участие воспитанников в исследовательской деятельности – это ступенька на пути к становлению творчески самостоятельной, ориентирующейся в социуме личности.
С мое точки зрения, значимого результата в исследовательской деятельности воспитанник может достичь только при квалифицированной помощи педагога.
Слайд 10 Социальная полезность собственных возможностей должна ощущаться ребёнком и приносить ему удовлетворение. А освоение опыта исследовательской деятельности, составной части нашей образовательной практики, позволит по-новому взглянуть на вопросы развития познавательной активности воспитанников.
Список литературы
Азаров, А.В. Искусство воспитывать / А.В. Азаров. – М.:Просвещение, 1995. – 217 с.
Богданова, Т.Д Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Д. Богданова. – М.: Рождество, 1994. – 198 с.
Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – М.: Прогресс, 1977. - 217 с.
Воспитание школьника. Журнал. – М.; 1997-2007 г
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. - 344 с.
7.. Маслова Н.Познай себя. Диагностика методики самопознания. 1995г. стврополь

15