Нравственное воспитание детей доклад

ДОКЛАД
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Характер и нравственное поведение ребенка -это
слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Эрих Фромм
 
         «Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим меня миром, связано с моей семьей», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, ее значение в воспитании подрастающего поколения.
       Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно' расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.
       К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.
      Принципиально по-иному решался этот вопрос в нашей стране после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным «консервативным» воспитанием, которое вызывало тревогу.
Н.И. Бухарин говорил, что необходимо «разрушать старые отношения в семейной организации и вести «медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».
     Однако в эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию.
     Многие педагоги считали необходимым искать и' находить положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. «Необходимо, утверждала эта группа педагогов, использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений».
     Однако, несмотря на существование этой точки зрения, набирала силу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребёнка из семьи и воспитать его в специально созданных учреждениях школах-коммунах, детских городках и т. п.
    В 50-60-е годы эта идея возродилась вновь. Идея создания подростковых коммун была связана с тем, что после войны в стране было огромное количество детей, лишившихся родителей. Им необходимо было дать кров и тепло, еду и возможность чувствовать себя нужным обществу. Школы-интернаты должны были избавить детей от пережитков, сохранившихся в советской семье. Они были призваны уберечь ребёнка от разногласий, семейного стремления к накопительству в ущерб общественным интересам, корыстным расчётам и простого легкомыслия.
     Планировалось довести к 1980 году число детей в школах-интернатах до двух с половиной миллионов.
     Предполагалось добиться того, чтобы каждая семья имела бы возможность бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях.
     В 60-х годах В. А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. В своих трудах он писал, что только отец и мать могут быть для ребенка величайшими авторитетами.
     «Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
   Позиция В.А. Сухомлинского была поддержана и подхвачена многими педагогами-энтузиастами, которые доказали, что дети, отторгнутые от семьи в ранние годы, практически всегда развивались односторонне, что нередко приводило к ущербности личности.
    Заслуга В.А. Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям огромна.
   Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей.
   Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребенка в семье.
Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье?
   Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».
    В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
   По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения.
    Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
   Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами.
   Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх духовность, а она бесконечна... У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека...
   Будет нравственное воспитание ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности не будет ничего, никакого воспитания».
     Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
   Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.
Известный педагог и психолог И.С. Кон отмечает: «В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все».
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье. Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия: семья ребенок нравственность поведение поступок семья.
Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.
Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семьи СИ. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта главный показатель развитости человеческого в человеке...
Понятие «добрый человек» очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие».
Это всё понятия нравственности.
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
мотивационно-побудительный;
  чувственно-эмоциональный;
  рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения.
Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.
Эмоции, как известно, бывают положительными: радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п. Человеку свойственно также проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида, ненависть.
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
Чешский педагог М. Климова-Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто.
Дом для ребёнка школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи». Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребенок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребенком эмоций и чувств в собственном доме?
Сочувствие это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому или маленькому, двигаться к поставленной цели. Для маленьких это возможность проявления любознательности, интереса, радости, желания познавать мир во всех его проявлениях.
Для взрослых людей чувства являются источником вдохновения, интереса к окружающему миру и людям, задор и радость в работе, в общении с людьми.
Ни для кого не секрет, что именно чувства способны подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному  труду, проявлению мужества, воли, героизма и бесстрашия. Именно чувства молодой героини из фильма «Москва слезам не верит» помогли ей стать тем человеком, кем она стала. Родителям важно помнить о том, что их искренние чувства по отношению к детям могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием, нотациями, бранью. Родители должны сдавать экзамен не только на умение накормить, одеть и обуть собственного ребенка, но и на умение сказать ласковое слово, смотреть добрыми глазами на ребенка, проявить сердечность, ласку, сочувствие, искренность.
Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребенка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако чаще всего это оборачивается большими проблемами. Необдуманная, нарочитая строгость приводит к лукавству ребенка, притворству и отчуждению.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве  долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.
      «Настоящим человеком становится только тот, писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, вот одно из золотых правил воспитания подростков».
           Что же такое потребность? Потребность это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей. В то время как крик, грубые интонации приведут к противоположным результатам.
Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.
Нравственные потребности состоят из следующих элементов:
Эмпатия способность человека понять затруднительное положение или состояние другого человека, умение войти в его внутренний мир. Человек, умеющий проявлять эмпатию, это душевный, отзывчивый человек.
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость это целый спектр чувств: сочувствие, сострадание, сопереживание. Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитывать отзывчивость. С этим нельзя согласиться. Простой пример. Ребенку дают конфету, он берет ее и пытается угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказываются, говоря ребенку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Проведя такой «эксперимент» несколько раз, можно быть уверенным, что ребенок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать. Таким образом, он получил урок отзывчивости, доброты и т. д.
Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. Еще одной важной потребностью, культивируемой в семье с самого раннего возраста ребенка, является нравственная ценность.
              Нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки -это то, что в отцовском и материнском доме признается как возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.
Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает -говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, врождённый эгоизм или эгоцентризм в нём будет преодолевается.
Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.
Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы и собственный пример родителей.
Одной из самых важных нравственных потребностей является способность ребенка и взрослого проявлять доброту на деле, а не на словах.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.
Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести (совестливости). Понятие «совесть» в словаре трактуется так: «Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т.п.».
            Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека чувство вины в случае невыполнения каких-либо обязательств.
Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается всем содержанием нравственного воспитания в семье. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред.
         Первейшая задача родителей воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...
Воспитать развитые нравственные потребности главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во-вторых, родителя должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
В-четвертых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также четко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
 
 
 
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ – ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье  людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является  возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.
   Следствием этого   выступают бездуховность,  переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
    Вопросы о решающей роли нравственного  воспитания  в развитии и формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних  пор.
   Основы нравственности  утверждали Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и В.Н. Сухомлинский. 
   «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра», - писал Л.Н.Толстой.
   Но если педагоги -  классики, писатели, поэты, учёные признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше  значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.
   Содержание воспитательной работы в нашей школе по формированию нравственности учащихся включает в себя:
- воспитание стремления к знанию, общей культуре;
- привитие высоких нравственных принципов: гуманизма, честностир, доброты;
- уважение к старшим, моральную гигиену, презрение к жестокости и воровству;
- приобщение учащихся к системе культурных ценностей;
- привитие любви к Родине, уважение к законам, нормам жизни;
-воспитание позитивного отношения к труду как высшей ценности жизни;
- физическое развитие детей, выработка эстетического вкуса и любви к искусству, прекрасному.
  Таким образом, мы ставим цель в образовательной системе – сформировать самостоятельную,  свободную творческую личность основе овладения ею общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитие талантов и способностей.  Достижения целей воспитания осуществляется через педагогические технологии, авторские программы, включающие различные формы и методы воспитания, воздействие  на учащихся.
Опыт воспитательной работы в школе показывает, что на современном этапе роль нравственного просвещения должна возрастать. Открытость и широкий спектр информационных каналов привели к тому, что на ребят обрушиваются различные, порой противоречивые взгляды на нормы морали и взаимоотношений в обществе. Безусловно, ребенку без помощи взрослых очень сложно сделать правильный выбор в этом потоке информации.
Анкетирование, проведенное среди учащихся показало, что уровень нравственного просвещения некоторых учащихся явно недостаточен. В анкете ребят просили ответить на вопросы, как они понимают такие качества человека, как зло, добро, гордость, зависть, честность, скромность, трусость, хитрость и др. Анализ ответов показал, что уровень нравственного просвещения некоторых учащихся недостаточен. Об этом говорят, встречающиеся определения нравственных качеств личности:
добро - это все хорошо; храбрость - это готовность пойти на все; гордость - это высокомерие; скромность - это нерешительность и т.д.
Такое понимание некоторыми школьниками нравственных качеств личности говорит о том, что они не задумывались над сущностью в глубоким смысле этих нравственных категорий, у них не сложилась целостная система представлений о
нравственности.
Особую роль в нравственном просвещении принадлежит педагогам гуманитарного цикла. Именно они призваны воспитать патриотизм, гражданские и нравственные чувства учащихся, акцентируя внимание ребят на высоких нравственных качествах литературных героев.
Однако нравственное воспитание не ограничивается только рамками уроков. Среди других направлений этой деятельности в школе наиболее эффективными
являются:
- проведение семинаров по проблемам нравственности;
- участие ребят в классных часах, беседах, дискуссиях на этические темы;
- встречи учащихся с деятелями литературы, ветеранами войны;
Именно в процессе этих мероприятий учащиеся знакомятся с особенностями внутреннего мира человека, нравственными ценностями и нормами взаимоотношений в обществе, в семье, происходит взаимодействие подростка с окружающим миром взрослых и сверстников.
  Эффективное воспитание и обучение, формирующие образованную культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине, «чтобы воспитать человека во, всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).
   В определении уровня воспитанности своих учеников нам помогают «методики изучения личности учащихся».
   Классным руководителям 1-2-х и 3-5-х классов предлагается методика Н.П. Капустина, по которой ребенок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает учитель и выводится итоговая оценка. Затем высчитывается средний бал и определяется уровень воспитанности. Классным руководителям предлагается диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся М.И. Шиловой. Пользуясь этой программой, на основе педагогических наблюдений классный руководитель определит уровень воспитанности учащихся на данный момент и заполнит сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся.
Классным руководителям предлагается также методика Н.П. Капустина по определению уровня воспитанности, по которой учитель может поработать в течение года вместе со своими учениками.
  Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой непоправимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (телесного или этического) большего вреда общества нанести невозможно. Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание химии или физики?
   После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей    жизни    человек    должен    в    совершенстве    владеть    законами  нравственности.
  Нравственное воспитание - это важнейшая задача формирования личности.
Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
 
 
 
Формы работы с детьми
Младший школьный возраст
Цель: научить младших школьников познавать мир, взаимодействовать с
миром, в котором он живет.
Задача: формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому.
1. Знакомство с культурой семейных отношений.
а) Беседы «Мой дом», «Тепло отчего дома», «Мои семейные обязанности», «Что значит любить маму (папу)?».
б)  Домашние задания - практикумы «Ласковые слова маме», «Приятное для братишки», «Игры с младшим братом».
в) Ролевые игры «Праздник в семье», «Мамины помощники».
г)  Проигрывание сюжетов «Как утешить плачущего малыша», «Как поднять настроение маме».
д) Праздники в школе и дома «У нас гости», «Праздник вежливости».
2. Формирование культуры отношения к природе.
Усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «экология», «природа», «гигиена», «атмосфера». Наблюдение за явлениями природы и их описание в слове (стихи), музыке (песни), живописи. «Эко-лото», «эко -викторина», уход за цветами.
3. Приобщение к русской национальной культуре.
а) Проведение традиционных славянских праздников.
б) Конкурс сказок, услышанных от бабушки.
в) Исполнение русских частушек, народных песен.
г) Русские национальные игры.
4. Формирование качеств, от которых зависит культура поведения. Понятия: справедливость,   честность,   ответственность,   отзывчивость, вежливость, исполнительность, инициатива.
а)  Беседы: «Кого мы называем добрым», «Кого мы называем честным», «Я и мы», «Мы все умеем сами», «Можно и нельзя».
б) Проигрывание сюжетов.
Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Хочу и надо» (по Щурковой) операция
«Подарок ветерану», аукцион Деда Мороза.
Праздники: «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики», Праздники
Букваря, операция «Живи, книга». Работа санпостов по сохранению
учебников.
Домашние задания практикумы
Уход за садово-огородными и комнатными растениями, животными, участие
в классных и школьных парадах животных. Культура работы с ручным
инструментом.
Младшие подростки
Цель: направить внимание школьника на значение и личностный смысл осваиваемых, усваиваемых и присваиваемых социальных норм, на жизненные последствия внедрения их в жизнь человека.
Задача: формирование образа Человека как феномена мира.
1. Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека. Темы классных часов: «Что такое духовное богатство человека», «Мир человеческих чувств», «Как изучить свой характер», «Внешняя и внутренняя культура человека», «Человек и обстоятельства», «Герои и ан-тигерои». Практикумы: заполнение карты самооценки качеств личности на основе самопознания своих черт характера.
2. Познай самого себя.
Темы классных часов: «Красота истинная и искусственная», «Когда добро
творит зло», «По каким критериям судить о воспитанности людей», «Как
работать над собой», «Ответственность мера добра и зла», «Дружелюбие,
трудолюбие, честь и достоинство».
Практикумы «Девичья красота, составление эталонов поведения для своего
возраста.
Сюжетно-ролевая игра по Щурковой «Предметы и люди».
Философские вечера «Сократовские беседы».
Турниры эрудитов и т. д.
3.  Основные понятия: «коллектив», «деятельность», «цели» (личные, коллективные), «самоуправление», «общественное мнение».
Варианты детских объединений по основной деятельности - класс, кружок,
исследовательская группа, секция, клубы по интересам, ориентация на
кружки в учреждениях дополнительного образования, союзе детей
«Росиночки».
Формы работы: собрание группы, класса, классные часы, сбор-игра
«Росиночки», работа с активом, КТД, экскурсии, походы, часы общения,
«посиделки», кафе именинников и т. д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Старший подростковый возраста
Цель: оказать скрытую помощь подростку, анализируя социальные
проблемы, инициируя самостоятельное осмысление подростком себя «среди других».
Задача: помочь подростку справиться с проблемой осознания себя как
человека и индивидуальности, вырастить во взрослого человека. 1.. Жизненное самоопределение.
а)  Беседы: «С чего начинается взрослость» «Как создается характер», «Мужской и женский характеры», «Как готовить себя к семейной жизни», «Первая любовь», «Как стать обаятельной женщиной», «Как стать обаятельным мужчиной», «Культура самопознания и самовоспитания».
б)  Практикумы: «Как изучить свои способности», тест, анкеты, тренинги по вопросам подготовки к жизненно важным ситуациям.
в)  Вечера, конкурсы, праздники «Час искусства», «Новые диски», «Наши художники-земляки», групповые посещения выставок, театров, «круглые столы», турниры эрудитов, встречи с представителями разных профессий. 2. Общечеловеческие нравственные ценности. Беседы, экскурсии, чтение книг, посещение выставок: - исторические корни русского человека
- черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души)
- человеческая трагедия (смерть близкого, землетрясение, война...)
- Заповедь Библии «не убий!»
-  человеческая радость (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой).
Нравственное правило: «Найди себя прежде, чем искать что-либо другое.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Старшеклассники
Цель: Добиться осмысления старшеклассниками понимания того, что они должны жить достойно, осознавая свою значимость в практических делах. Задача. Строить жизнь сегодняшнего старшеклассника в согласии с
идеальными представлениями о смысле жизни. Труд и призвание.
В рамках учебного плана организуется трудовая деятельность (работа в мастерских).
- Практические дела в лагерях труда и отдыха;
- ученических производственных бригадах в летний период;
- ремонтные работы;
- работа на различных предприятиях города в летний период;
- экскурсии на промышленные предприятия города;
- встреча с людьми различных профессий;
- профессиональная диагностика;
- шефская работа; Культура и личность.
Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников:
- культура как синтез духовности предшествующих поколений;
- нравственная культура;
- культура труда;
- политическая культура;
- религия и культура;
- человек - мера всех вещей;
- святыни человеческой души;
Вера, Достоинство, супружеская и родительская любовь.
- расы, народы, нации;
-  ценности жизни, принадлежащие всему миру, природные богатства, культура, наука, образование, здравоохранение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коллективное творческое дело: «В гости к природе» Цель: оздоровление и развитие учащихся, воспитание выносливости,
гражданских и патриотических качеств, любви к природе. Организация КТД: проведение совещания старост и физоргов 5-11-х
классов, подготовка учащихся к выполнению заданий, распределение
обязанностей учителей и учащихся 11-х классов. Оборудование: разработанные задания (вопросы, рисунки, содержание игр и
т.д.), план-схема местности, компас, канат, палатка.
Основным содержанием игры: «В гости к природе» является путешествие по различным станциям, которые располагаются недалеко друг от друга (50 м) в лесу или на поляне. На каждой станции: Исторической, Экологической, Географической, Поэтической, Спортивной.
Необходимо ответить на предложенные вопросы или выполнить задание с учетом возраста детей.
На станции «Исторической» учащиеся отвечают на вопросы, связанные с историей малой родины.
На станции «Экологической» участникам задают вопросы, связанные с экологией, природой родного края.
На станции «Географической» проводится ориентация на местности. На «Спортивной» - игры и спортивные соревнования. Задания на станции «Поэтической» заключаются в исполнении песен и чтении стихов о природе. Итоги КТД подводятся по следующим показателям:
а) количество учащихся на старте и финише;
б) количество правильных ответов на каждой станции;
в) время прохождения дистанции.
В заключении КТД оформляется таблица участия классов по каждому виду соревнований на станциях.
 
 

15