Использование технологии проектной деятельности в преподавании физики как необходимое условие достижения планируемых результатов по предмету.


Учеба - это труд. Хорошо учиться в школе, означает трудиться много и самое главное - «в системе». Трудиться систематически в 12-17 лет очень трудно. Чтобы увлечь своим предметом, достичь с учениками высоких результатов, нужно хорошо знать и понимать того, кого ты учишь, понять, что им движет, каковы мотивы его поступков, какие цели он себе поставил, и делать это надо искренне.
- переход на новый стандарт потребовал от педагогов по-новому взглянуть на содержание планируемых результатов
- по предмету физика все планируемые результаты делятся на предметные и метапредметные, а предметные на частные и общие - составляя рабочую программу мы должны учесть планируемые результаты не только по предмету, но и по межпредметным программам, по программе регионального содержания
- получается, что спектр направлений нашей работы прилично расширился
- традиционная система обучения уже не позволяет развивать весь перечень УУД, все планируемые предметные результаты
- перечень разных групп планируемых результатов тесно пересекается с дидактическими задачами различных технологий, поэтому современный педагог должен владеть несколькими технологиями
- одна из межпредметных программ предназначена для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности, которые прослеживаются и в предметных результатах по физике
- обычно учителя физики, проектируя урок, предусматривают ученический и демонстрационный исследовательский эксперимент, конструирование, моделирование, но при этом зачастую опускаются важные звенья проектно-исследовательской деятельности
- предполагаю, что технология проектной деятельности помогает устранить данные пробелы, поэтому мною она была выбрана для детального изучения с последующим внедрением в собственную практическую деятельность
- проектная деятельность предполагает соблюдение семи этапов:
1)определение проблемы и вытекающих из неё задач;
2)выдвижение гипотезы их решения;
3)обсуждение методов работы;
4)обсуждение способов оформления результатов;
5)сбор, систематизация и анализ полученных данных;
6)оформление результатов и их презентация;
7)формулирование выводов и выдвижение проблем.
- даже одно название этапов уже частично отражает перечень планируемых результатов
- проектированием мы занимаемся на уроках и на внеурочных занятиях
- по продолжительности выполняем краткосрочные (урок, пара уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие) проекты
- по типу реализуемые проекты носят исследовательский и практикоориентированный характер
- далее хотелось бы остановиться на конкретных примерах и продемонстрировать тот факт, что технология проектной деятельности – это не такое уж «бумаготворчество», как принято считать в педагогических кругах
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до дополнений и изменений к существующим моделям, восстановление моделей по чертежам или описанию.
Примерами таких проектов могут быть: Выполнение пособия по какой – либо теме, например,
- «Приборы для демонстрации давления твердых тел»,
Цель данного проекта: Сделать прибор, установку по физике для демонстрации физических явлений своими руками.
Объяснить принцип действия данного прибора. Продемонстрировать работу данного прибора.
ЗАДАЧИ:
Сделать приборы вызывающие большой интерес у учащихся.
Сделать приборы отсутствующие в лаборатории.
- «Модели фонтанов». Цель работы: создать декоративный фонтанчик для дома.
Задачи: изучить историю создания фонтанов; выяснить, от чего зависит высота струи фонтана; дать рекомендации тем, кто желает сделать фонтан своими руками
«Модель перископа».
Цель работы: создать перископ.
Задачи: изучить законы распространения света, дать рекомендации тем, кто желает сделать перископ своими руками.
«Модели плавающих средств». Цель работы: создать плавательное средство.
Задачи: изучить условия плавания тел, дать рекомендации тем, кто желает сделать плавательное средство своими руками.
- Создание видеороликов по теме «Забавные и серьезные опыты по физике».
Цель:
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос, философско-физические исследования (в жанре эссе)
Примерами таких проектов могут быть:
«Модель фонтана». Цель работы: создать декоративный фонтанчик для дома.
Задачи: изучить историю создания фонтанов; выяснить, от чего зависит высота струи фонтана; дать рекомендации тем, кто желает сделать фонтан своими руками
«Модель перископа». Цель работы: создать перископ для увеличения освещения комнаты светом.
Задачи: изучить законы распространения света, изучить историю создания перископов; исследовать, от чего зависит количество света, передаваемое перископом; дать рекомендации тем, кто желает сделать перископ своими руками.
Лабораторные работы также могут быть проектами и , в частности, исследовательскими: «Условия плавания тел», «Период и частота колебаний математического маятника».
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы (стенда), и реферат или доклад об ученом или физическом явлении.
- «Необычные природные явления». Цели:
Образовательные: углубить и расширить имеющиеся у учащихся знания о физических явлениях.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления;
Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы.
- «Н.И. Кибальчич и его проект», «Изобретение или история колеса», «Дмитрий Иванович Менделеев как воздухоплаватель», «Как Майкл Фарадей обессмертил свое имя», «Изобретения Леонардо да Винчи»;
Стенды: «Физика фронту», «Нобелевские лауреаты России по физике» и т.д.
Творческий проект предполагает максимально свободный и не традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и литературно-физические трактаты
- Создание панно «Опыты М.В. Ломоносова по электричеству», выставки рисунков «Солнечная система», «Космические корабли».
- спектакль: «Суд над инерцией», «Суд над трением»;
- игра «Плавание тел» и т.д.
     Стремление к разнообразию учебного процесса, использование исследовательской деятельности пробуждает интерес у обучающихся к занятиям по физике и соответствует требованиям современной жизни, направляет мысль учителя на поиски новых форм организации уроков. Я считаю, без этого нельзя выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью.