Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях изобразительного искусства.

Гумерова Вера Александровна
Учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №26 г.Сургут
Доклад
Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях изобразительного искусства.
Тема моего выступления: «Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях изобразительного искусства». Начать свое выступление я хотела бы с цитаты известного педагога – новатора Василия Александровича Сухомлинского:
"Истоки способностей и дарования детей – находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Эстетически плохо исполненный рисунок – это не самовыражение ребёнка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности или несформированной способности к рисованию.
В ходе занятий начального и дополнительного образования, я сталкиваюсь с трудностями и проблемами, которые испытывают дети с НОДА, когда им приходится выполнять действия, требующие точности движений, скоординированности действий глаз и рук, вызывающие у данных детей огромные трудности, которые порой заставляют их отступать перед любой задачей, тем самым мешая развитию не только изобразительной деятельности, но и развитию мелкой моторики. 
В нашей школе с этого года было введено инклюзивное обучение в рамках урочной системы в первых классах и в рамках дополнительного образования с первого по пятый класс. Инклюзивное обучение помогает детям с ОВЗ социализации в обществе и достижению определенных успехов, когда одноклассники стремятся помочь учащимся с нарушением моторики в работе, а так же дает нам дополнительный опыт обучения данных детей.
При проведении занятий изобразительного искусства учащиеся быстро утомляются и теряют интерес к работе. Для решения этой задачи я использую на занятиях игровые методы и приёмы, а также нетрадиционные техники рисования способствующие развитию мелкой моторики (например: монотипия графическая техника отпечатка красочного рисунка или пятна на другую поверхность, кляксография - когда капля краски при помощи трубочки раздувается причудливыми линиями по листу бумаги а затем дети придумывая различные образы их дорисовывают, рисунки из ладошки, где в основе любого рисунка лежит ладошка ребенка, пластилинография то есть объёмный рисунок или раскраска с помощью пластилина, рисование манной крупой, когда на контурный рисунок выполненный клеем ПВА насыпается манная крупа, рисование мятой бумагой, когда с помощью комочка бумаги и краски на палитре создается интересная фактура рисунка, бумагопластика - создание различных декоративных композиций из вырезанной цветной бумаги или раскрашенных картинок и другие техники). Больше уделяю времени для рисунка акварелью, так как рисование кисточкой не требует большого мышечного усилия, а следовательно, снимает напряжение кисти и способствует ее расслаблению, формируя правильный двигательный навык. Кроме того, занятия с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Так как в рамках урока программа не всегда позволяет применять нетрадиционные материалы и техники, большинство идей мы воплощаем на занятиях в изостудии, где в процесс включаются самые необычные средства изображения: парафиновая свечка для смешанной техники акварельного рисунка, зубная щетка для техники набрызга, ватные палочки для техники пуантилизма или точечного рисунка, коктейльные палочки для кляксографии и поделок, нитки для ниткографии и настрига на объёмные рисунки, мятая бумага и многие другие занимательные техники, что бы заинтересовать детей, вовлечь в творческий процесс, снять у детей отрицательные эмоции, страхи и получить удовольствие от творчества. Работа с пластическими и нетрадиционными материалами, такими как восковой пластилин, тесто, песок и другие материалы, также помогали выработке точных изолированных движений.
На занятиях изобразительного искусства учащимся с ОВЗ сложно ориентироваться в пространстве листа бумаги, плавно прослеживать глазами за движениями своей руки, правильно удерживать ножницы, карандаш, изображать простые формы, поэтому, прежде всего, мы стараемся учиться правильному захвату карандаша используя специальные коррекционные упражнения складывая большой, указательный и средний палец «в щепотку» и захватывая различные предметы, учимся следить глазами за движениями своей руки, проводить линии в заданном направлении.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я постоянно систематизирую различные упражнения и методики в этом направлении. Основные упражнения, которые я использую на занятиях с учащимися младших классов это:
- закрашивание (сначала хаотичное, затем используется плотная штриховка в контуре);
- обводка трафаретов внутренних и внешних, с последующим раскрашиванием и штриховкой;
- проведение линии от точки до точки;
- рисование по опорным линиям;
- дорисовывание начатого рисунка;
- рисование по едва заметным контурам (обводка);
- рисование линий длинных, коротких, горизонтальных, вертикальных.
На занятиях я работаю с детьми по принципу от простого - к сложному, где мы учимся последовательному изображению рисунка: когда учащийся закончив одну часть, видит, как должна быть изображена следующая часть, и прорисовывает ее.
Когда ребенку с ОВЗ сложно справится с изображением формы или с вырезанием мелких деталей, применяется индивидуальный прием «рука в руке».
При проведении физкультминутки мы сочетаем упражнения пальцами с речевым сопровождением в стихотворной форме вместе с детьми, что позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, позволяет совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.
Занятия по рисованию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствуют формированию навыков наблюдения, представления и как следствие-правильного изображения рисунка, подчас совершенно оригинального от показанного мною.
Воспитывая интерес к творчеству, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.
При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.
В своей дальнейшей работе с детьми ОВЗ, я планирую продолжать использование нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей данных детей.
Спасибо за внимание!

Докладчик: Гумерова Вера Александровна




=ђ Заголовок 315