МОДУЛЬНАЯ АНКЕТА ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и социальных технологий»
МОДУЛЬНАЯ АНКЕТА
ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
Блок №1 «Общие сведения»
1.1. Адрес передового опыта Курганская область, Половинский район, МОУ «Половинская средняя общеобразовательная школа»
1.2. Сведения об авторе (авторах) передового опыта:
№ Ф.И.О. Должность Образование Стаж в образовании Категория Награды, звания, учёная степень
1 Ковшарова Елена Анатольевна Учитель Высшее педагогическое 7 лет Первая Нет
1.3. Сведения об эксперте (экспертах):
№ Ф.И.О. Должность
Место работы Образование Стаж в образовании Категория Награды, звания, учёная степень
1 Никитина Наталья Ивановна Зам.директора по УВР Высшее педагогическое 14 лет Первая Нет
Блок № 2«Теоретическая интерпретация опыта»
Наименование темы опыта:
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы. 
Объект положительного педагогического опыта:
Воспитательный процесс на уроках русского языка и литературы 5-11 классы.
Актуальность темы:
Актуальность этой темы заключается в том, что ученье это самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.
Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности. Понятие личности - одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с переходом на ФГОС, становится активно используемой категорией и в педагогике. Меняются ценностные ориентиры, и в качестве самой большой ценности общества становится свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
На протяжении нескольких лет в своей педагогической деятельности стремлюсь применять личностно-ориентированный подход. В этой технологии мне нравится то, что ученик становится субъектом учения. Всем известно, что учебный материал будет интересен ученику тогда, когда этот материал становится предметом деятельности самого ученика, когда система взаимосвязанных понятий, способов действий обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, «самостроительства» и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности.
Перспектива данного подхода заключается в умении обучающихся реализовываться себя в практически любой полезной деятельности. Личностно-ориентированным подходом я хочу добиться того, что мои выпускники с лёгкостью и уверенностью будут аргументировано представлять свою точку зрения.
Новизна.
Система работы учителя по развитию у обучающихся стремления к саморазвитию, к познанию окружающего мира помогает учащимся утвердиться в том образе жизни, когда инициативность, разносторонность, станет опорой отношений с окружающим миром, людьми и с самим собой, ориентирует детей на самостоятельное мотивированное добывание знаний.
Продуктивность опыта включает в себя: в первую очередь это самосовершенствование личности, когда ученик желает знать, владеть и пользоваться знаниями; это развитие творческих способностей, когда ученик нестандартно подходит к решению какой-либо, к примеру, лексической задачи; это умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; это сформированность навыков самостоятельной и групповой работ.
Возможность внедрения опыта.
Опыт может быть использован каждым учителем на своих предметах.
Условия функционирования опыта:
В работе по русскому языку и литературе практически каждый ребенок может реализовать себя, благодаря разнообразным формам и методам работы:- разработка и создание проектов, презентаций, тестов, может быть, даже игр. Это также и индивидуальная, групповая работа, работа в парах и многое другое.
Блок №3. «Практико-прикладная интерпретация опыта»
Я постараюсь в данной анкете показать свою работу в развитии личности в условиях преподавания русского языка и литературы. Ведь веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение составлять связанный текст, высказывая свои мысли, и самое главное, по моему мнению, помочь ребёнку не бояться их высказывать и аргументировать. Поэтому личностно-ориентированная направленность лежит в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности. Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты. Школьники чаще всего получают задания творческого характера: составить ребусы, кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказ, эссе, карточку по заданной тематике.3.1.Описание сущности опыта:
Целью своей работы определяю: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Педагогические задачи, стоящие передо мной:  создать условия для обеспечения личностного развития обучающегося; помочь личности осознать происходящие в ней процессы развития; вызвать мотивацию к учению; научить ребенка осознанно управлять мотивацией, ставить цели своего развития. 
Как же я применяю лично-ориентированный подход на уроках. Каждый свой урок (будь это русский язык или литература) начинаю с того, что, обращая внимание обучающихся на тему урока, прошу их сформулировать цель урока. Стараюсь чаще спрашивать слабых и неусидчивых учеников, вызывая их на диалог и акцентируя их внимание на том, о чём пойдёт речь на уроке. Это помогает им сориентироваться в дальнейшей работе. А учеников с рассеянным вниманием и «вертлявостью» это включает в работу, задаёт им темп работы с самого начала урока. Также этот приём придаёт уроку личностно-ориентированную направленность, когда учащиеся сами формулируют цель, вопрос, ответ на который они должны будут найти к концу занятия. Например, на уроке литературы в 10 классе по теме «Анализ эпизода «Небо Аустерлица». Сравнительный анализ фрагмента из фильма и эпизода художественного текста романа «Война и мир», я предлагаю учащимся ответить на вопрос: «Что воздействует сильнее: художественное слово или фрагмент?» Чтобы ответить на него, десятиклассники должны будут сопоставить эпизод художественного произведения с кинофрагментом, на основе чего сделать выводы – и это будет целое исследование, которое поможет ответить на сформулированный в начале урока вопрос.
В течение урока (исходя из вида и типа урока), применяя личностно-ориентированный подход, использую следующие приёмы:
Работа в парах, где один из учеников преуспевает в знаниях, а другой отстаёт. Первый для второго выступает в роли помощника. Также возможны в группах и дифференцированные задания, когда наиболее слабые отрабатывают навык при помощи тренировочных упражнений под руководством учителя. Когда материал урока прост и лёгок, то делю класс на группы, дав им задание, после чего необходим ответ от каждой группы. Чаще всего в этом случае прошу выйти отвечать более слабого ученика. Ответ уже будет обсуждён в группах и ученику легче выразить общую точку зрения. Это, по моему мнению, мотивирует таких учеников к учению. Ни для кого не секрет, что чаще мы работаем на слабого ученика. Но про сильных, целеустремлённых, забывать нельзя, необходимо постоянно их стремление к обучению «подпитывать». Я на уроках с такой формой работы (в группах) стараюсь дать таким обучающимся задание оценить отвечающего из другой группы и аргументировать своё решение.
Учащихся, которые больше других интересуются учебным материалом моих предметов, привлекаю в качестве консультантов на зачетах, в работе с отстающими. Готовлю с ними отдельные этапы урока, которые они затем проводят самостоятельно. Такая работа является хорошим стимулом не только для самого учащегося, но и для его одноклассников, которые тоже хотят выступить в роли учителя.
С целью развития творческих способностей, поддержки одаренных детей в области гуманитарных предметов предлагаю учащимся принять активное участие в различных дистанционных Всероссийских конкурсах. Например, мои ученики участвовали во Всероссийском конкурсе сочинений «Моя семья в ВОВ», видеоконкурсе «Лучшее чтение стихов С.Есенина». Развитию интеллектуальных способностей, активизации познавательной деятельности способствует участие во Всероссийских интернет-олимпиадах. В одной из таких приняли участие и мои пятиклассники. Она называется «Языкознание» в электронной школе «Знаника». Обучение с личностно-ориентированным подходом способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, повышает у ребенка мотивацию к обучению, являясь тем самым важным условием эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы.
Творческие дифференцированные задания помогают самореализовываться личности ученика, проявляют и развивают его творческие способности. Например, подготовка сообщений на заданную тему, описание картины или иллюстрации, разносторонний анализ эпизода, пересказ какого-либо эпизода от первого лица, либо, выразительное чтение. Зная способности, прошу нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка.
Личностно-ориентированный подход – это ещё и обращение к личному опыту учащихся. Например, в процессе изучения художественных произведений я считаю, нужно учитывать личный опыт ученика, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответ на наши вопросы. Например, при изучении «Путешествия из Петербурга в Москву» Карамзина, мы рассуждаем, а есть ли необходимость, нужда в введении личного дневника, а кто из учеников ведёт свой дневник и как долго? Такое общение становится связующими звеньями между учителем и учеником, данные беседы располагают к дальнейшему изучению литературы. При изучении отрывков из «Отрочества» Л.Толстого мы беседовали на такие нравственные темы, как «Дружба», «Предательство», оценка данных критериев в среде подростков. После прочтения «Детство» М.Горького мы обсуждали вопрос «Можно ли применять физическое наказание в семье?». Писали мини-сочинения «Я будущий родитель». Иногда на обсуждении подобных тем я задаю компрометирующие вопросы для того, чтобы обучающиеся вступали в дискуссию, аргументировали свои ответы.
Уважительное отношение к личности ученика, к его мнению вызывает у него желание работать на каждом уроке. Считаю, что важно выслушать мнение каждого из детей.
Ведь на уроках литературы учим не только думать, говорить, но и чувствовать: жалеть, радоваться, сопереживать, осуждать, разумно оценивать события, описанные в произведении. Учащиеся пятых, шестых классов, читая, часто пропускают важное, не обращают внимания на детали. Я стараюсь в таких случаях путем постановки проблемных вопросов подвести ребят к тому, что хотел сказать автор. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте. При выразительном чтении наизусть стихотворения, отрывка прошу учеников выходить к доске и отвечать перед аудиторией. Есть такие обучающиеся, которые стесняются. Тогда я их прошу сначала рассказывать с места, а после выходить к доске, но стараться смотреть на потолок или в окно. Многие ученики после этого переставали стесняться. Часто прошу самих (особенно слабых) учеников оценивать выразительное чтение своих одноклассников, аргументируя поставленную оценку. Это им нравится – выступить в роли учителя, но некоторым и сложно, потому что оценка должна быть объяснена.
Задаю сообщения (предполагает после рассказ у доски), где сильным - материал найти самостоятельно, а слабым – я даю готовый материал, если же он с ним справится хорошо, то в следующий раз попрошу его приготовить самостоятельно сообщение, дав ему небольшую ссылку, где можно найти материал.
Чтобы развивать речевую, орфоэпическую грамотность обучающихся, я использую в своей работе небольшие «Минутки грамотности». Например, в стихотворении «Бородино» много устаревшей лексики, но некоторые слова ещё употребляются в узких кругах общества (например, пожилое поколение). Мы с учениками говорим, что нельзя их употреблять в речи, что подобные слова автор использует, чтобы передать колорит эпохи.
Часто при чтении какого-либо произведения, параллельно задаю орфографические и пунктуационные задачки, что способствует запоминанию, выработке умений ориентироваться в тексте и воспринимать его не как набор предложений, а единицу, несущую в себе особый смысл. Например, при изучении вводных конструкций и вставок: «В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую. И расстояние небольшое – всего лишь около шестидесяти километров, – но одолеть их оказалось не так-то просто». (9 класс – «Судьба человека» М. Шолохов). Или: «Майданов декламировал нам отрывки из поэмы своей «Убийца» (дело происходило в самом разгаре романтизма), которую он намеревался издать в чёрной обёртке…» (9 класс «Первая любовь» И.С. Тургенев).
Иногда прошу, например, при рассмотрении иллюстраций к произведениям, образовать причастные, деепричастные обороты. Такое задание становится похожим на игру, поэтому многие учащиеся включаются в неё. Можно даже организовать в виде мини-конкурса: кто придумает последний оборот или кто больше. Можно и не только обороты, но и части речи, словосочетания, эмоционально окрашенные предложения. Можно использовать картину Васнецова «Алёнушка» при изучении причастного оборота. (Сидящая на берегу, смотрящая в озеро и так далее). Такая связь предметов (ИЗО и русский язык) активизирует речевую деятельность, обогащает её, способствует этическому воспитанию.
В своей работе я стараюсь наполнить урок творчеством учеников, их эмоциями, а не просто заучиванием материала и его отработкой на практике, я стараюсь изменить способы подачи учебного материала, чтобы ребенок мог осознать богатство своего внутреннего мира. Личностно-ориентированный урок этому способствует.
Особое внимание в условиях личностно ориентированного подхода обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом носить творческий характер.
Я убеждена, что личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка и литературы способствует развитию умений и навыков каждого учащегося в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.
3.2. Результативность опыта (цифры, % ). Адреса внедрения опыта:
Я как учитель должна не только знать приёмы и методы лично-ориентированного подхода, но и постараться создать условия для развития личности моих учеников. Чтобы достичь этого, необходимо использовать разнообразные формы организации учебной деятельности; стимулирование школьников к высказываниям, без страха перед ошибкой выполнять задания различной сложности, поощрение желаний ученика самому найти способ решения какой-либо задачи; оценивать деятельность ребёнка не только по конечному результату, но и в процессе его достижения; создание речевых ситуаций на уроке, в которых каждый из учеников смог бы раскрыть себя, выразить свою точку зрения, своё мнение.
Отчёты за последние годы говорят о неплохом качестве обучения от 59 % до 71 % по русскому языку, от 60 % до 74 % по литературе. Качество подготовки обучающихся по государственной итоговой аттестации в 11 классах в 2015-2016 учебном году: русский язык - средний балл составляет 65; по литературе – 58. Наивысший балл по русскому языку равен 91. По итогам аттестации обучающихся 9-х классов в новой форме в 2013-2014 уч.г. качество составило- 66%, успеваемость - 100%. Обучающиеся принимают активное участие в олимпиадах, занимают призовые места на уровне школы, принимают участие в районных олимпиадах, заочных олимпиадах, участвуют в различных конкурсах на уровне школы, района, области. Рагимова Айнура является победителем второго муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку 2012-2013 уч. г., призёром второго муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2014-2015 учебного года. Петрова Дарья, ученица 10 б класса, стала победителем второго муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2014-2015 учебного года. Никулина Виктория, ученица 11 а класса 2015-2016 учебного года, заняла 1 место в областном конкурсе творческих работ «Педагог в современном мире» в номинации «Учителю посвящается…» Козлова Светлана, ученица 11 Б класса 2015-2016 учебного года, заняла 3 место в областном конкурсе «Учитель в моей жизни» в номинации «Сочинение. Эссе».
В заключении мне хотелось бы отметить, что какую бы роль мы не играли в судьбе ребёнка, нам необходимо знать то, что воспринял ребёнок, чему научился, как он умеет «работать» над собой, самовыражаться, ведь это определяет всю его дальнейшую жизнь.
Блок №4. «Заключение эксперта»
Опыт работы учителя русского языка и литературы МОУ «Половинская СОШ» по теме «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы» актуален в современных условиях. Это обусловлено тем, что в связи с переходом на ФГОС, понятие личности становится активно используемой категорией в педагогике. Меняются ценностные ориентиры, и в качестве самой большой ценности общества становится свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника. Представленный опыт работы имеет положительные результаты. Методы и приемы, предложенные Ковшаровой Е.А. возможно переносить на деятельность других учителей, но только с творческим подходом, с учетом тех условий, в которых они работают. Данный передовой опыт может быть рекомендован для использования в работе учителей гуманитарного цикла.
Дата заполнения модульной анкеты «_____»_____________2016г.
Подписи эксперта: Подпись автора
______________________ _________________________
Н.И. Никитина М.П. Е.А. Ковшарова
8 (35 238) 9-11-45 89195636519