СЦЕНАРИЙ творческого отчета методического объединения воспитателей и классных руководителей С(К)Ш №7 по итогам обобщения передового педагогического опыта


СЦЕНАРИЙ
творческого отчета методического объединения воспитателей и классных руководителей
С(К)Ш №7 по итогам обобщения передового педагогического опыта
В формировании личности ребёнка с нарушением интеллекта важная роль принадлежит воспитателю, классному руководителю. Именно они входят в состав самого многочисленного МО школы, являющегося передовым авангардом во всех инновационных начинаниях, способствующих обновлению содержания воспитания и развитию школы.
Основное направление деятельности МО, помимо совершенствования профессионально-методического уровня и повышения педагогического мастерства кадров, - поиск путей и воплощение педагогических идей, способствующих созданию оптимальных условий для коррекционного воспитания школьников. И не случайно опыт работы МО получил высокую оценку по итогам государственной аттестации школы и был рекомендован к обобщению и распространению. Поэтому не будет большим преувеличением сравнение воспитателей и классных руководителей с атлантами, персонажами мифов, держащих на своих плечах не только воспитательную систему, но и школу в целом. Но как стать настоящим атлантом? Об этом можно узнать из театрализованного мини-представления, дающего ответ на многие вопросы.
Представленный далее краткий научно-методический анализ опыта показывает, что он отвечает в полной мере критериям передового, а секрет успехов и результативности МО раскрыт руководителем МО.
Следующий этап мероприятия – коллективное составление обобщённого портрета из профессионально-личностных качеств наставника, или, как его называли в далёкие времена, ментора.
Заключительный этап мероприятия – добрые пожелания коллег, поощрение и методическая эстафета.
СЦЕНАРИЙ
творческого отчета МО воспитателей и классных руководителей
С(К)Ш №7 по итогам обобщения передового педагогического опыта

Ведущий, замдиректора по ВР Фомина Т.В.: Добрый день уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в нашей педагогической гостиной на методическом шоу, посвящённом итогам обобщения ППО МО воспитателей и классных руководителей.
Кто воздвигнет тебя к небесам?
- Только сам.
Кто низвергнет тебя с высоты?
- Только ты.
Где куются ключи к твоей горькой судьбе?
- Лишь в тебе.
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
- Лишь собой.
Эти строки вполне применимы к личности неутомимого в творческом поиске, целеустремленного и уверенного в успешном результате своей профессиональной деятельности, верного жизненным интересам людей с ограниченными возможностями, исповедующего принципы гуманизма и педагогического оптимизма самого важного и главного педагога: воспитателя, классного руководителя. Ещё В.П.Кащенко отмечал, что «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. … Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности».
Вот почему так важна роль воспитателя, классного руководителя в формировании личности ребёнка с нарушением интеллекта. Именно от них, в первую очередь, зависит, каким человеком станет воспитанник. Поскольку воспитатель и классный руководитель решают общие задачи воспитания, их успешность во многом зависит не только от профессиональной компетенции, педагогического мастерства, но и от сотрудничества и единства в требованиях к ученикам. Поэтому они входят в состав одного, самого многочисленного МО, являющегося передовым авангардом во всех инновационных начинаниях, способствующих обновлению содержания воспитания и развитию школы.
Основное направление деятельности МО, помимо совершенствования профессионально-методического уровня и повышения педагогического мастерства кадров, - поиск путей и воплощение педагогических идей, способствующих созданию оптимальных условий для коррекционного воспитания школьников, их социальной адаптации и интеграции в общество. И не случайно опыт работы именно этого МО получил высокую оценку по итогам государственной аттестации школы и был рекомендован к обобщению и распространению. Поэтому не будет большим преувеличением сравнение воспитателей и классных руководителей с атлантами, персонажами мифов, держащих на своих плечах не только воспитательную систему, но и школу в целом. Но как стать настоящим атлантом? Это можно узнать только от них самих. Встречайте наших героев.
(Выходят воспитатели и классные руководители со стажем и начинающий педагог. Разворачивают над головой плакат-крышу с надписью «МО воспитателей и классных руководителей С(К)Ш №7»).
Воспитатель 1: (обращаясь к молодому) Стой ровно и упирайся обеими руками с одинаковой силой, чтобы тяжесть распределялась равномерно для всех.
Воспитатель молодой: (с возмущением) Что, прикажете мне разорваться что ли?
Классный руководитель: Сразу видно: молодая ещё. А знаешь, у нас есть такие, что при необходимости для опоры не только руки и плечи используют, но и даже головы.
Воспитатель молодой: Но это же тяжело, да и неудобно.
Воспитатель 2: Конечно. Но в нашем нелёгком деле не принято считаться с удобством. Главное – это удержать крышу, под которой – подрастающее поколение и которому требуется много внимания, заботы, знаний, ответов на многочисленные вопросы, т.е. комфортных условий для развития.
Воспитатель 1: А для этого надо быть самым-самым.
Воспитатель молодой: А что означает «самым-самым»?
Классный руководитель: «Самым-самым» включает в себя многое: профессионализм, креативность, готовность к постоянному самообразованию и личностному развитию, к инновациям, умения и навыки диагностики, прогнозирование, целеполагание, планирование, мониторинг...
Воспитатель 2: Участие в методических неделях, днях открытых дверей, семинарах, конференциях, открытые занятия, мероприятия, мастер-классы, творческие отчёты, обобщение опыта, публикации… Одним словом, скучать не приходится. Все лезут из кожи вон, тянутся друг за другом, стараясь показать свои возможности и проявить свои способности, выработать свой профессиональный стиль, своё лицо.
Воспитатель молодой: А что в итоге? Денежные вознаграждения, огромные зарплаты?
Воспитатель 1: Ну и молодёжь, прости Господи, пошла. Какие фантазии на уме. Нет, коллега, не угадала. Главное в нашем деле что?
Воспитатель молодой: Что?
Воспитатель 1: Подрастающее поколение, наши ученики.
Воспитатель молодой: Скажете, что всё, о чём вы тут говорили, нужно ученикам? Может, и результаты есть?
Классный руководитель: Конечно, нужно. И результаты имеются, причём ощутимые. А иначе и быть не может. Ведь их не только воспитывают, но и коррегируют, адаптируют, социализируют.
Воспитатель молодой: И как всё это происходит?
Воспитатель 1: Ну, это как раз и не особо сложно. Через вовлечение школьников в полезную деятельность: ценностно-ориентировочную, профессионально-трудовую, физкультурно-оздоровительную, общественную, художественную и свободного общения.
Воспитатель 2: Уйма полезных дел предусмотрена не только Комплексной программой воспитания и развития школьников, но и постоянно действующим смотром-конкурсом под девизом «Школа – твой дом, ты хозяин в нём», кружками и студиями. И всё это лежит на наших плечах и реализуется благодаря головам, которым не чужды творчество, инициатива, прогрессивные идеи. Так что подключайтесь, коллега. Будем работать в одной связке.
Воспитатель молодой: Согласна. Вы знаете, мне кажется, что я заразилась от вас каким-то вирусом, может быть педагогическим. Потому что быстро поняла, кто такой «самый-самый». Это тот, кто, работая в команде и постоянно повышая свой профессиональный уровень, реализуя творческие идеи, добивается высоких результатов в работе. А ведь это и есть суть педагогического мастерства. Я права? И в это заслуга МО воспитателей и классных руководителей. Точно?
Классный руководитель: Молодец, правильно! Даром, что молодая, но оказалась смышлёной и перспективной. Действительно, самые-самые – это те на чьих плечах и держится воспитательная работа и даже школа, а может быть и вся педагогика. Это
Все вместе: Воспитатели и классные руководители. А по совместительству … немножко атланты.
(Исполняется песня)
Когда на сердце тяжесть и холодно в груди,
Забудь свои невзгоды
И в школу загляни.
Там в дружном коллективе
Работают с детьми
Атланты-педагоги,
И счастливы они.
Держать махину школы
Не мёд со стороны.
Напряжены их нервы,
В труде весь день они.
Их тяжкая работа
Важней иных работ.
Если ослабнет кто-то,
То рейтинг упадёт.
Стоят они навеки
У школы на виду.
Не боги – человеки,
Привычные к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты школу держат.
И будет так всегда!
Ведущий: Дорогие друзья. Известно ли вам, что изучение, обобщение, анализ результативности опыта работы МО уже во второй раз позволил признать его передовым, поскольку он в полной мере отвечает признакам и критериям передового опыта. Вот тому доказательства:
педагогический опыт оптимален (затраты времени на данный опыт не стали помехой для решения других проблем, а наоборот, способствовал их более успешной реализации);
опыт устойчив, стабилен, не требует серьезных корректировок, функционирует длительно;
возможно повторение, творческое использование опыта и расширение его до массового;
опыт перспективен: имеет будущее, его перспективность очевидна и доказуема;
опыт научно обоснован: имеет научно-теоретическую основу и базируется на достижениях современной отечественной и зарубежной педагогической науки, специальной педагогики и психологии.
Теоретическая значимость опыта заключается в том, что он представляет собой часть системы методической работы в школе – это часть системы работы с педагогическими кадрами воспитателей и классных руководителей, часть системы управления их работой, а также часть системы повышения их профессионализма и непрерывной учебы. Такой опыт вполне может способствовать обновлению специального образования.
Практическая значимость – опыт способствует психолого-педагогическому сопровождению кадров воспитателей и классных руководителей, их готовности к формированию единой коррекционно-педагогической, развивающей среды, в которой успешно реализуется специфическая цель специального образования – развитие и коррекция всех психических функций, приспособление к жизни в социуме, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта.
Кроме того, по результатам деятельности членами МО собран обширный научно-методический материал, являющийся достоянием Методического банка школы и отражающий позитивный педагогический опыт по коррекционному воспитанию, заслуживающий широкого внимания не только педагогов школы, но и других С(К)ОО. И это происходит стабильно на протяжении многих лет.
Ведущий:
Проходят дни, за годом – год,
за часом – час, минута – за минутой,
но остаётся неизменным факт:
руководит давно работой этой
Елена Акулинина – «звезда».
Она в первых рядах всегда.
Сама мероприятия проведёт
и за собою членов поведёт.
Ей опыта не занимать
и честно скажем, есть что передать
Своим последователям и друзьям,
самой быть впереди и там и сям.
Сегодня о МО расскажет она коротко,
ведь именно они – основа ППопыта.
Руководитель МО: Секрет успехов и результативности нашего МО заключается в целенаправленности и правильном выборе направлений методической работы, заинтересованности, а также, что немало важно, в здоровой амбиции и духе соперничества воспитателей и классных руководителей, которыми является большинство педагогов всего коллектива. Каковы же основные направления работы методического объединения? Это:
изучение вопросов организации воспитательного процесса; овладение его научной методологией;
ознакомление с новыми положениями, документами, постановлениями и т. д.;
углубленное изучение методики проведения внеклассных мероприятий;
опережающее рассмотрение вопросов методики изучения наиболее сложных вопросов внеклассной и внешкольной работы с демонстрацией открытых внешкольных мероприятий, занятий, воспитательных и классных часов;
изучение положений дидактики, теории воспитания, попытка их практического применения;
изучение возрастной и специальной педагогической психологии, психолого-педагогических особенностей детей разных возрастных групп;
информация о новых книгах, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике воспитательной работы;
систематическое изучение уровня воспитанности учащихся;
совместная работа классного руководителя, воспитателя и учителей предметников;
психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся, укрепление взаимодействия семьи и школы и др.
Этим направлениям в полной мере отвечает содержание методической работы. Оно формируется на основе следующих источников: документы, положения, дающие общую целевую ориентацию всей методической работы; достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследований, в том числе, исследований по проблемам самой методической работы: инструктивно-методические документы Министерства образования РК по вопросам организации воспитательной работы; информация о передовом, новаторском и массовом опыте; данные конкретного анализа состояния уровня воспитанности и развития учащихся, а также профессиональной диагностики кадров воспитателей и классных руководителей, помогающие выявить первоочередные темы и проблемы методической работы и самообразования.
Выбор содержания методической работы – дело творческое. Особенно творчество важно при определении форм методической работы, от которых зависит интерес всех членов к методическим мероприятиям и их результативность. Наши воспитатели и классные руководители все без исключения
занимаются самообразованием,
проходят аттестацию,
повышают на курсах квалификацию.
Являясь активными членами,
знакомят с наработанными темами
на заседаниях методобъединения,
проходящих интересно и своевременно.
Решая актуальные задачи и проблемы
подходами и путями лишь современными,
используя только активные формы,
укладывающиеся в интерактивные нормы.
Это – практикумы, семинары, конференции,
дни открытых дверей, презентации,
методические недели, мастер-классы,
творческие отчёты и показы,
смотры-конкурсы достижений,
инновационная работа и эксперименты,
составление рекомендаций,
подготовка публикаций,
проведение игр и тренингов –
Всё это залог мастерства и умения.
Ведущий: Итак, учитывая всё сказанное, мы можем составить обобщённый портрет из профессионально-личностных качеств нашего воспитателя и классного руководителя, т.е. наставника, или, как его называли в далёкие времена, ментора.(Проводится упражнение «Ментор»: М – мастер, мыслящий, мудрый, маститый, миролюбивый, многозначительный, мягкосердечный, милосердный… Е – единомышленник, естественный… Н – наставник, новатор, наблюдательный, находчивый, наторелый, нацеленный, … Т – творческий, трудолюбивый, толерантный, терпеливый, талантливый, … О – олигофренопедагог, оптимист, ответственный, обаятельный, общительный, образованный, одухотворённый, оперативный, организованный, … Р – реалист, романтик, разносторонний, распорядительный, разумный, рассудительный, рефлексивный, решительный, рукодельница, … )
И последнее. Известно, что за обобщением ПО закономерно следует его распространение и внедрение, а также тиражирование. Для этого важное значение имеет презентация опыта через различного рода методические мероприятия.
А поскольку процесс тиражирования предполагает два этапа: презентацию опыта и непосредственное тиражирование, то, следуя им, наш опыт уже неоднократно представлялся в ходе методических мероприятий областного, республиканского и даже международного уровней: на научно-практических конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации и др., а также в многочисленных публикациях из опыта воспитательной работы, которые ежегодно пополняют наш методический банк.
В заключение этой части нашего шоу мы проведём методическую эстафету. Надеюсь, мне удалось заинтриговать многих из вас, что же это за эстафета? Дело в том, что сегодня Акулинина Е.И., более 20 лет успешно руководившая МО и ставшая по праву лидером большой команды, в которую входят большинство из вас, в связи со сменой полномочий, подошла к финишу в качестве руководителя МО. Поэтому она сейчас с гордостью передаст эстафету новому руководителю МО. Это классный руководитель, знакомая не понаслышке с работой воспитателя, Нуралинова А.А., которая приглашается на старт своей новой карьеры.
Хочется пожелать всем членам МО во главе с новым руководителем доброго здоровья, оптимизма и больших творческих успехов в претворении новых идей и освоении вершин педагогического олимпа.