Обобщение передового педагогического опыта педагога дополнительного образования Садыкова Г.Ф.

Обобщение передового педагогического опыта
педагога дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района»
Садыкова Гизара Фагимовича

«Повышение познавательной активности и развитие творческих способностей обучающихся в творческом объединении «LEGO –роботы»,
путем вовлечения в проектную деятельность»

Актуальность опыта.
Современная школа и дополнительное образование живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, способности самообучаться, умения практически применять полученные знания в практической деятельности. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы педагога, которая проявляется в интересе воспитанников к предмету обучения. Требованием современной педагогики является тенденция к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка. Одной из таких технологий является проектная деятельность обучающихся.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ученик воплощает новые знания в реальные продукты. Этот метод очень актуален и эффективен, он дает возможность учащимся обучиться умениям и навыкам исследовательского поиска, синтезировать и анализировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве обучающихся и педагога дополнительного образования должен быть направлен на повышение творческой деятельности и развитие творческих способностей при выполнении творческих проектов по робототехнике.
Организация метода проектов требует от педагога большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их обучающимися.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности обучающихся в творческом объединении «LEGO –роботы» и развитие творческих способностей и склонностей, путем вовлечения в проектную деятельность.
Считаю, что проектная деятельность помогает достичь этого, стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:
Личностно ориентирована;
Использует множество дидактических подходов;
Самомотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения;
Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
Приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего труда.
Развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
Прививает общую информационную культуру ребенка;
Реализует индивидуальный подход в обучении обучающихся;
Является платформой для реализации межпредметных связей.

Условия возникновения опыта.
В системе дополнительного образования детей я работаю более 30 лет. Я начинал свою педагогическую деятельность в конце 80-х годов, то метод краткосрочных проектов использовал в практике работы кружка Умелые руки». Когда я стал руководителем творческого объединения творческого объединения «LEGO-роботы» понял, что без использования метода проектов дальнейшая работа не будет плодотворной. Чтобы повысить интерес к робототехнике, создать атмосферу творчества и развивать творческие способности воспитанников, пришел к выводу, что необходимо изучать методику учебного проектирования и в полной мере ее использовать.
Представленный в данной работе опыт работы формировался и систематизировался в условиях МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей» Рузаевского муниципального района в течение пяти последних лет моей педагогической деятельности. Тема моего самообразования, над которой работаю с декабря 2011 года, звучит следующим образом «Использование метода проектов по образовательной робототехнике при реализации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) « LEGO – роботы» как средство развития творческих способностей обучающихся».
Теоретическая база.
Метод проектов возник во второй половине девятнадцатого века в сельскохозяйственных школах США. Другое название – «метод проблем». В основу метода легли педагогические концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи: деятельность обучающегося должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.
Возникновение метода проектов часто связывают с Дальтон - планом, создателем которого считают американского деятеля народного образования Е. Паркхерса. Особенность Дальтон - плана заключалась в том, что обучающемуся предоставлялась свобода и в выборе знаний, и в использовании учебного времени. Но, несмотря на то, что Дальтон-план основан на принципе индивидуального обучения, русский педагог Л.Э.Левин отмечал, что «Дальтон - план создаёт организационные условия для работы, а метод проектов определяет новое содержание школьной программы».
В начале двадцатого столетия метод проектов заинтересовал и отечественных педагогов. Так, например, русский педагог С.Т. Шацкий определил основные элементы метода проектов, среди них:
реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;
организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;
соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);
упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.
Сейчас в связи с реформированием российского школьного образования метод проектов возрождается. Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс.
Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предложил, обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с деятельностным подходом.
Главная идея, на его взгляд, состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал. Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания».
Цель опыта:
Повышение познавательной активности обучающихся в творческом объединении «LEGO –роботы» и развитие творческих способностей и склонностей, путем вовлечения в проектную деятельность»
Новизна опыта:
Заключается в пошаговом обучении воспитанников творческого объединения «LEGO –роботы» методам проектной деятельности, исследовательским компетенциям. Каждый шаг (этап) предполагает цели, задачи и результаты овладения обучающимися данными компетенциями.
Задачи:
Изучение возможностей Интернет ресурсов (платформ для дистанционных конкурсов, олимпиад, и т.п.);
Разработка о организация учебных занятий с использованием методов проектов;
Организация участия воспитанников в очных и заочных и заочных конкурсах технического творчества по робототехнике;
Проверка посредством мониторинга эффективности использования метода проектов в учебной деятельности;
Развитие ключевых компетенций обучающихся при обучении по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) « LEGO – роботы».
Методы работы:
Наблюдение;
Индивидуальные занятия с авторами проектов;
Изучение результатов деятельности воспитанников;
Диагностика успешности воспитанников.

Технология опыта.
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий обучающихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях и технология сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося.
Этапы становления опыта
Метод проектов хорошо встраивается в разделы дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «LEGO - роботы». На занятиях творческого объединения, при подготовке к соревнованиям и выставкам по робототехнике обучающиеся создают творческие проекты для соревнований роботов или могут разрабатывать собственные проекты LEGO роботов для конкурсов научно-технического творчества по робототехнике, по интересующей их тематике, широко используя в своей работе межпредметные связи.
Первые проекты с моими воспитанниками я выполнил в 2011-2012 учебном году, одновременно изучая возможности конструктора LEGO Mindstorms NXT 2.0. А когда обучающиеся начали выполнять данную работу самостоятельно, тогда и удалось достигнуть высокой степени мотивации обучающихся к выполняемым заданиям.
Одним словом, метод проектов изменил мою педагогическую деятельность. Я активно стал внедрять его в свою практику. Появилась возможность совместной творческой работы педагога и обучающегося. Для эффективного ведения творческих проектов необходимо точно определиться с видом, содержанием и формой творческого проекта до постановки задачи перед учениками.
Метод проектов хорошо встраивается в разделы дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «LEGO - роботы». На занятиях творческого объединения, при подготовке к соревнованиям и выставкам по робототехнике обучающиеся создают творческие проекты для соревнований роботов или могут разрабатывать собственные проекты LEGO роботов для конкурсов научно-технического творчества по робототехнике, по интересующей их тематике, широко используя в своей работе межпредметные связи. При построении модели робота затрагиваются множество проблем из разных областей знаний от механики до биологии и истории - что является вполне естественным.
Проекты воспитанников разнообразны и по времени выполнения:
краткосрочные (2-3 занятия);
среднесрочные (до 10 занятий);
долгосрочные, требующие времени для сбора информации, разработки, поиска материала, конструирования робота, программирования робота, оптимизации конструкции, подготовка презентации робота и защиты (до 3 месяцев).
Кроме изготовления модели робота, я требую от обучающихся создания мультимедийной презентации (в программе Power Point или видеоролик), которую они демонстрируют во время защиты проекта. У меня скопилось достаточно много подобных презентаций. Несколько таких презентаций я предлагаю вашему вниманию в приложениях к данной разработке.
Проектные работы обучающихся, которые готовы к выставкам, конкурсам технического творчества по робототехнике, презентуются перед своими товарищами и приглашенными родителями. Я как руководитель творческого объединения даю оценку проекта по следующим критериям:

Защита проекта Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения. Обучающийся обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы конкретными примерами.
Оформление проекта выполнения Печатный или электронный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения проекта.
Основные этапы разработки LEGO - проекта:
Выбор темы проекта.
Цель и задачи представляемого проекта.
Разработка механизма на основе конструктора LEGO Mindstorms NXT 2.0
Составление программы для работы механизма в среде LEGO Mindstorms NXT –G.
Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей, оптимизация конструкции.
Создание портфолио проекта (описание проекта, создание презентации проекта, съемка видео демонстрирующее работу робота, обработка видео и размещение в Интернете).
Представление и защита проекта (предварительная перед товарищами и родителями).
При разработке и отладке проектов обучающиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность детей.
Главное, что работая над творческим проектом, у обучающихся создаются предпосылки для формирования активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения, что является актуальным и при переходе на новые стандарты образования.
Эффективность этого метода подтверждена и призовыми местами творческих проектов, разработанных обучающимися на занятиях.

Участие воспитанников творческого объединения «LEGO - роботы» в выставках, конкурсах научно-технического творчества


Дата
Место проведения
Тема проекта
Выполнили

Республиканский уровень


2012 г

Конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ
Робот «Исследователь лабиринтов»

Дигашев Александр,
11 лет


2012 г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робот «Механическая рука»
Садыков Марат,
12 лет


2012 г
Конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ
Робот «Разносчик»
Островецкий Кирилл, 10 лет


2013г.
Конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ
Модель робота «Двухрукавный горизонтальный поворотный мост»
Недайборщ Даниил,
12 лет


2013г
Республиканский конкурс
среди детей и молодежи РМ «Одаренные дети»
Робот «Баскетболист»
Недайборщ Даниил,
11 лет


2013 г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робот «Мостоукладчик»

Садыков Марат,
13 лет



Конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ
Робот «Музыкант»
Попков Даниил,
13 лет


2013г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робот «Гимнаст»
Садыков Марат,
13 лет


2013г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робот «Дуэлянты»
Дигашев Александр,
12 лет, Островецкий Кирилл, 11 лет


2013г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робот «Трубочист»
Островецкий Кирилл, 11 лет


2013г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робот «Велосипедист»
Попков Даниил,
15 лет


2014
Республиканский конкурс
«Одаренные дети»
Робот «Блинопечка»
Садыков Марат,
14 лет


2014 г
Республиканский конкурс
среди детей и молодежи РМ «Одаренные дети»
Робот «Медик»
Недайборщ Даниил,
13лет


2014г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робот «Внедорожник с сочлененной рамой»
Недайборщ Даниил,
13лет



Конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ
Робот «Пианист»
Попков Даниил,
15 лет


2014 г
Конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ
Робот «Блино-торторезчик»
Дигашев Александр,
13 лет


2015 г.
Конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ «Одаренные дети»
Робот «Учитель»
Садыков Марат,
15лет


2015 г.
Конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ «Одаренные дети»
Робот «Рыбак»
Попков Даниил,
16 лет


2015г.
Конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ
«Робот для посадки деревьев».
Князев Александр,
13лет


2015г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робототизированный контейнер для мусора
Садыков Марат,
15 лет


2016 г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робот для росписи цилиндрических поверхностей»
Князев Александр,
14 лет


2016 г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робот «Сортировщик плодов овощей»
Огурцов Никита,
13 лет


2015-2016 г
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия
Робототизированный железнодорожный переезд»
Попков Даниил,
16 лет


2015-2016 г
Конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ
Одаренные дети
Робот «Лунный лифт».
Борисов Александр, 13 лет

Всероссийский уровень


2015г.
Всероссийский конкурс технического творчества «Ш.У.С.Т.Р.И.К» школьник умеющий строить инженерные конструкции
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Садыков Марат,
15лет


2015г.
Всероссийский конкурс технического творчества «Первые шаги в науке»
Модель робота «Двухрукавный горизонтальный поворотный мост с монорельсовой дорогой»
Недайборщ Даниил,
14 лет

Международный уровень


2015г.
Международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта!"
Робот «Лунный лифт».
Борисов Александр, 13 лет


Результаты научно-технического творчества воспитанников творческого объединения «LEGO - роботы»
На республиканском уровне
Отборочный тур московского Международного форума«Одаренные дети» 2013 г. Садыков Марат Гран-при, Горбунов Никита III –место, Недайборщ Даниил III –место.
Республиканский отборочный тур Московского международного форума «Одаренные дети» 2014 г. Недайборщ Даниил I – место, Садыков Марат III – место.
Республиканский отборочный тур Московского международного форума «Одаренные дети» 2015, Садыков Марат III – место.
Республиканский конкурс технического творчества среди детей и молодежи Республики Мордовия «Творчество юных-современной России»2015 Недайборщ Даниил I – место, Садыков Марат II – место, Борисов Александр III – место, Кижаев Даниил III – место.
Межрегиональный молодежный образовательный форум «Инерка – 2015». Выставка технического творчества «Юные Кулибины».
Недайборщ Даниил II – место, Попков Даниил III – место
Открытый республиканский отборочный тур Московского международного конкурса «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ – БУДУЩЕЕ РОССИИ» Кижаев Даниил III – место, Борисов Александр III – место.
Республиканский конкурс технического творчества среди детей и молодежи Республики Мордовия «Творчество юных – современной России Огурцов Никита II – место.
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия 2016 г.: Огурцов Никита I – место, конкурс «Лучшее объединение научно-технического творчества детей и подростков «Юные Кулибины», творческие объединения технического направления работы МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭРР» Рузаевского муниципального района - победитель.
IV открытый фестиваль проектов «КосмОдис-Краснослободск 2016» Борисов Александр и Огурцов Никита диплом финалиста (призеры)
На межрегиональном и российском уровне
XV всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»2015 Недайборщ Даниил лауреат заочного тура
V Всероссийский конкурс научно – технического творчества «Ш.У.СТР.И.К.» 2015 - школьник, умеющий строить инженерные конструкции Садыков Марат I – место, участник конкурса Борисов Александр.
Всероссийская конференция «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской федерации 2014 г. Участники: Садыков Марат, Недайборщ Даниил.
На международном уровне
Международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта!" Участник Борисов Александр.
Итоги внедрения проектной деятельности воспитанников в образовательное пространство нашего Центра:
повышение качества образования обучающихся, заинтересованности предметом;
сформированность новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии;
повышение уровня сформированности компетенций обучающихся;
совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе использования возможностей новых информационных технологий;
создание условий, которые позволяют реализовать способности и интересы обучающихся;
создание условий для реализации моделей открытого образования, для вариативности и индивидуализации образования;
высокая оценка педагогической общественности Рузаевского муниципального района, республики Мордовия.
Все это позволяет сформировать у выпускников системы дополнительного образования ключевые компетенции, использовать полученные знания при изучении других предметов, создать развивающую образовательную среду, которая повлекла повышение качества знаний обучающихся.

Ознакомится с материалами проектов и видео можно на сайтах:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «РОБОТ ДЛЯ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ». ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНЫЕ ТЕХНИКИ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Автор: Князев Александр Романович, 13 лет, руководитель: Садыков Гизар Фагимович, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, г.Рузаевка 2015.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] РОБОТ «ЛУННЫЙ ЛИФТ». ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНЫЕ ТЕХНИКИ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕМА: КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МАШИНОСТРОЕНИЕ, РОБОТОТЕХНИКА Автор: Борисов Александр Сергеевич, 11 лет, руководитель: Садыков Гизар Фагимович, педагог дополнительного образования: МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, г.Рузаевка 2015
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Всероссийский конкурс научно - технического творчества «Ш.У.СТР.И.К.» 2015 - школьник, умеющий строить инженерные конструкции 2015. Победители Республика Мордовия - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Видео демонстрирующее работу модели двухрукавного поворотного моста, построенного из деталей конструктора «LEGO MINDSTORMS. NXT 2.0»Автор: Недайборщ Даниил Алексеевич, 13 лет, руководитель: Садыков Гизар Фагимович, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, г.Рузаевка 2015.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Гизар Садыков youtube
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Робот Исследователь лабиринтов из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Механическая рука из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Баскетболист из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Блинорезка из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Тягач из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Гимнаст из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Дуэлянты из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Разносчик из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Инфоурок, сайт Садыкова Гизара Фагимовича, методиста, педагога дополнительного образования МБУ ДО «ЦДОД ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района республики Мордовия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Техническое творчество в дополнительном образовании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Администратор клуба.
Журнал «Народное образование Республики Мордовия» № 5-6 2015, статья «Техническое творчество обучающихся как основа профориентационной работы» (из опыта работы творческого объединения «LEGO - роботы»)
Анализ результативности.
Мой опыт работы по методу проектов показал, что реализация данного метода на практике ведет к изменению позиции педагога дополнительного образования. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в творческом объединении, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Использование в своей работе метода проектов позволило мне преодолеть пассивность обучающихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у обучающихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов.
Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде.
Проектная деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на занятиях, а воспитаннику поверить в свои силы. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого воспитанника на свой уровень развития.
Без сомнения, проекты являются одним из главных способов самовыражения детей, способствуют их самореализации.
Адресная направленность опыта
Опыт работы по данной технологии может использоваться педагогами системы дополнительного образования детей. Применяемый мною метод проектов помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить партнерские взаимоотношения с обучающимися, дает обучающимся возможность самовыражения и самореализации.
Современное образовательное пространство учреждений дополнительного образования выводит данную технологию на первое место
Заключение
Начиная работу по заявленной теме, я выдвинул следующую гипотезу: «Повышение познавательной активности обучающихся в творческом объединении «LEGO –роботы» и развитие творческих способностей и склонностей, путем вовлечения в проектную деятельность» будет успешным при выполнении следующих условий:
Формирование у воспитанников навыков самообразования, самореализации личности. Развитие умения использовать возможности Интернет ресурсов для поиска информации, творчески подходить к решению задачи, анализировать проблему и доводить решение задачи до работающей модели, излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы, путем логических рассуждений.
Участие воспитанников в очных и заочных и заочных конкурсах технического творчества по робототехнике.
Воспитание у обучающихся чувства делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважение мнения других, умение слушать товарищей), ответственного отношения к делу, самостоятельности, умения ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, быстро находить коллективное и самостоятельное решение возникающих проблем, эффективно распределять обязанности. Воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики и культуры общения, основ бережного отношения к оборудованию.

Метод проектов в учебной деятельности способствует развитию ключевых компетенций обучающихся при обучении по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) « LEGO – роботы».
Заголовок 115