Рабочая программа по геометрии 7 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение -
cредняя общеобразовательная школа МОУ-СОШ с. Зоркино
Марксовского района Саратовской области


«Рассмотрено» Руководитель МО

___________ Лебедева Н.С.
Протокол № ___
от «____» ________2013 г.

«Согласовано» Заместитель директора по УВР

___________ Гришина Л.С.

от «____» ___________ 2013 г.

«Утверждено»
Директор МОУ-СОШ с. Зоркино
__________ Власова В.В.
Приказ № ___
от «___» _________2013 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Черноталовой Анны Александровны
по математике 7 класс







Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №_____ от _____________2013г










2013-2014 учебный год



Пояснительная записка

Данная программа и тематическое планирование предназначены для работы по учебнику:
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.
Программа рассчитана на 68 часов,2 часа в неделю.
При написании данных материалов авторы исходили из Примерной программы основного общего образования по математике, Государственных стандартов общего образования второго поколения.
Так при определении целей изучения геометрии в основной школе выделено три направления: личностного развития, метапредметное и предметное.
Значение геометрии в образовании подрастающего поколения невозможно переоценить. На протяжении всей истории человечества геометрия служила источником развития не только математики, но и многих других наук. Именно в ней появились первые теоремы и доказательства. Сами законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи способствовали появлению новых научных направлений и, наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов.
Задача обновления школьного курса геометрии состоит в том, чтобы, опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, сделать его современным, интересным, учитывающим склонности и способности каждого ученика.
Предлагаемый учебник геометрии следует традициям, заложенным в учебнике А.П. Киселева. В нем представлены все основные разделы курса планиметрии, последовательность изучения тем, перечень основных определений и теорем, соответствующих программе основной школы.
В то же время много внимания уделяется вопросам истории математики, научно-популярным аспектам, современным направлениям развития геометрии и ее приложениям.
Использование на уроках геометрии исторического материала позволяет проникнуть в мировоззренческий смысл науки, в процесс формирования ее основных идей, эволюцию методов. Элементы истории служат средством нравственного воспитания учащихся: воспитания чувства патриотизма, гордости за достижения отечественных математиков.
По образному высказыванию Б.В. Гнеденко, «история математики важна не только потому, что она необходима для решения ряда методологических и педагогических проблем. Она важна и сама по себе как памятник человеческому гению, позволившему человечеству пройти великий путь от полного незнания и полного подчинения силам природы до великих замыслов и свершений в познании законов, управляющих внутриатомными процессами и процессами космического масштаба. История науки является тем факелом, который освещает новым поколениям путь дальнейшего развития и передает им священный огонь Прометея, толкающий их на новые открытия, на вечный поиск, ведущий к познанию окружающего нас мира, включая нас самих».
Наряду с интересом к вопросам истории математики, учащиеся живо интересуются современными проблемами в различных областях знания. Этому, в частности, во многом способствует развитие средств массовой информации, научно-популярная литература, компьютерные технологии.
Знакомство с основными направлениями развития науки необходимо теперь каждому выпускнику школы для ориентации в современном мире, правильному представлению о процессах, происходящих в природе и обществе, осознания собственной роли в обществе, в движении вперед.
Для того чтобы познакомить учащихся с современным состоянием развития геометрии, вовсе необязательно вводить элементы высшей геометрии в курс основной школы. Для этого мы включаем в содержание курса геометрии следующие элементы:
а) знакомство с жизнью и творчеством известных современных ученых-геометров;
б) работа с научно-популярной литературой;
в) решение современных прикладных задач;
г) использование современных компьютерных технологий.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей обучения геометрии в школе:
- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- развитие интеллектуальных способностей, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности, ясности и точности мысли, критического мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Геометрия нацелена на формирование аппарата для решения не только математических задач, но и задач смежных предметов, окружающей реальности. Язык геометрии, умение «читать» геометрический чертеж, подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
Одной из основных задач изучения геометрии является развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития учащихся. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Содержание программы. Цели и задачи курса
7 класс
1. Основные геометрические фигуры (19 ч).
Представление геометрии. Основные геометрические фигуры и их свойства. Взаимное расположение точек на прямой. Отрезок и луч. Равенство отрезков. Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число. Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин.
Полуплоскость и угол. Смежные и вертикальные углы. Равенство углов. Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Теорема о равенстве вертикальных углов. Перпендикулярные прямые. Измерение величин углов. Исторические сведения об измерении углов.
О с н о в н а я ц е л ь – познакомить учащихся с основными геометрическими фигурами и их свойствами.
Особое внимание следует обратить на понятия равенства отрезков и углов, с помощью которых в дальнейшем будет определяться равенство треугольников и равенство произвольных фигур. Понятие равенства фигур является одним из наиболее сложных. Оно формируется постепенно, по мере изучения геометрии. На начальном этапе от учащихся не требуется знание всех свойств, лежащих в основе понятий равенства отрезков и углов, достаточно интуитивных представлений о равных отрезках, углах и их свойствах.
Понятия длины отрезка и величины угла не входят в число основных. Они не используются при доказательстве теорем и участвуют лишь при решении задач, где длины отрезков и величины углов выражаются рациональными числами. Следует иметь в виду, что в общем случае длина отрезка и величина угла выражаются действительными числами и поэтому не могут быть рассмотрены в полном объеме на уроках геометрии в седьмом классе.
Повышенного внимания требует теорема о равенстве вертикальных углов. Это первая теорема и первое доказательство курса. От ее понимания и усвоения во многом зависит успешность дальнейшего изучения геометрии. Поэтому так важно, чтобы каждый ученик мог сформулировать данную теорему и провести ее доказательство.
2. Треугольники (27 ч).
Ломаные и многоугольники. Виды ломаных. Длина ломаной. Элементы многоугольника. Периметр многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. Треугольники. Медиана, биссектриса и высота треугольника. Равенство треугольников. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренные треугольники и их свойства. Признак равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Соотношения между сторонами треугольника. Прямоугольные треугольники. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная и их свойства.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о многоугольниках и их видах, о понятии треугольника, его элементах и о равенстве треугольников. Познакомить с доказательствами признаков равенства треугольников и научить применять их при решении задач.
Данная тема является одной из основных тем курса геометрии, так как в ней дается необходимый аппарат для проведения доказательств и решения задач. Особое внимание нужно уделить обозначению и изображению равных треугольников, нахождению в данных треугольниках соответственно равных элементов.
Следует иметь в виду, что признаки равенства прямоугольных треугольников и соотношения между элементами треугольника доказываются без использования аксиомы параллельных. Теорема о сумме углов треугольника будет доказана позднее 8-ом классе, после введения аксиомы параллельных.
Такое разделение геометрии на части, не использующую и использующую аксиому параллельных, позволяет сформировать более четкие представления учащихся о роли аксиомы параллельных; о том, какие свойства и теоремы зависят от нее, а какие нет; закладывает основу для дальнейшего знакомства с неевклидовыми геометриями Лобачевского и Римана.

3. Окружность и круг (9 ч).
Понятия окружности, круга. Элементы окружности и круга. Взаимное расположение прямой и окружности. Взаимное расположение двух окружностей.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся об окружности, круге и их элементах. Научить изображать различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, двух окружностей, решать задачи на взаимное расположение прямых и окружностей.
Наиболее трудным здесь является рассмотрение случая, когда прямая и окружность или две окружности пересекаются. Доказать данные факты без использования дополнительных аксиом не представляется возможным. Поэтому доказательства теорем о пересечении прямой и окружности и о пересечении двух окружностей помечены звездочкой и не являются обязательными.
4. Геометрические места точек и задачи на построение (7 ч)
Понятие о геометрическом месте точек. Примеры геометрических мест точек на плоскости. Задачи на построение. Примеры решения задач на построение.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятии геометрического места точек, познакомить с основными примерами геометрических мест точек, научить решать задачи на нахождение геометрических мест точек. Представить учащимся основные методы построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки, научить решать задачи на построение.
Наряду с задачами на доказательство и на вычисление, задачи на нахождение геометрических мест точек и задачи на построение образуют важный класс геометрических задач. Они дают необходимый материал для развития логического мышления учащихся, практических навыков построения геометрических фигур.
Следует иметь в виду, что простые задачи, которые решаются в этой теме не предполагают рассмотрения всех этапов решения задач на построение, к которым относятся: анализ, построение, доказательство и исследование. С этими этапами решения учащиеся знакомятся постепенно. Вместе с тем, каждая задача на построение представляет собой маленькое, посильное для учащихся исследование, при выполнении которого происходит активное повторение пройденного материала.
5. Итоговое повторение (6 ч).

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Наименование разделов и тем
Всего часов

В том числе на:




Авторская (примерная программа)
Рабочая программа

уроки

Контрольные
работы


1.
Основные геометрические фигуры
19
19
18
1

2.
Треугольники
27
27
25
2

3.
Окружность и круг
9
9
8
1

4.
Геометрические места точек и задачи на построение
7
7
6
1

5.
Итоговое повторение.
6
6
6










Итого:
68
68
63
5


Учебно-методический комплект «Геометрия, 7–9», авторы Смирнова И.М., Смирнов В.А.
Учебник геометрия 7–9;
Рабочие тетради для 7 класса предназначены для организации решения задач учащимися на уроке после изучения нового материала;
Дидактические материалы для 7 класса, Б. Г. Зив;
Тематические тесты по геометрии. 7 класс. Т.М. Мищенко
Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии. 7 класс. А.В.Фарков





















Календарно-тематическое планирование
на 2013-2014 учебный год

№ уро
ка
Содержание (разделы, темы)
Кол-
во часов
Дата проведения
оборудование




план
факт


1. Основные геометрические фигуры
19




1/1
Вводная беседа
1




§1 Основные геометрические фигуры
2




2/1
Основные геометрические фигуры и их свойства





3/2
Взаимное расположение точек на прямой.



линейка

§2. Отрезок и луч
3




4/1
Отрезок и луч.



линейка

5/2
Равенство отрезков.



линейка

6/3
Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число.



Дифференцированные карточки

§3. Измерение длин отрезков
2




7/1
Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин.



линейка

8/2
Решение задач по теме «Измерение длины отрезка» Самостоятельная работа



Линейка Дифференцированные карточки

§4. Полуплоскость и угол
4




9/1
Полуплоскость и угол. Смежные и вертикальные углы.



Демонстрационная модель угла, таблица «Виды углов» Линейка, угольник

10/2
Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Равенство углов.



Линейка, угольник

11/3
Теорема о равенстве вертикальных углов.



Линейка, угольник

12/4
Перпендикулярные прямые.



Линейка, угольник

§5. Измерение величин углов
3




13/1
Измерение величин углов.



Демонстрационный транспортир

14/2
Исторические сведения об измерении углов.



Демонстрационный транспортир

15/3
Решение задач по теме «Измерение величин углов» Самостоятельная работа



Демонстрационный транспортир

§6. Ломаные и многоугольники
3




16/1
Ломаные и многоугольники. Виды ломаных. Длина ломаной.



Линейка, угольник

17/2
Элементы многоугольника. Периметр многоугольника.



Линейка, угольник

18/3
Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.



Линейка, угольник
Дифференцированные карточки

19
Контрольная работа № 1
1




2. Треугольники
27




§7. Треугольники
2




20/1
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Треугольники.



Модели треугольников, плакаты с готовыми чертежами

21/2
Медиана, биссектриса и высота треугольника. Равенство треугольников.



Линейка, угольник

§8. Первый признак равенства треугольников
3




22/1
Первый признак равенства треугольников.



Плакаты с готовыми чертежами Линейка, угольник

23/2
Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»



Дифференцированные карточки

24/3
Самостоятельная работа по теме «Первый признак равенства треугольников»





§9. Второй признак равенства треугольников
3




25/1
Второй признак равенства треугольников



Плакаты с готовыми чертежами

26/2
Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников»



Дифференцированные карточки

27/3
Решение задач по теме «Первый и второй признак равенства треугольников»



Плакаты с готовыми чертежами

§10. Равнобедренные треугольники
3




28/1
Равнобедренные треугольники и их свойства.



Линейка, угольник

29/2
Признак равнобедренного треугольника.



Линейка, угольник

30/3
Решение задач по теме «Равнобедренные треугольники»



Линейка, угольник
Дифференцированные карточки

§11. Третий признак равенства треугольников
3




31/1
Третий признак равенства треугольников.



Линейка, угольник

32/2
Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников» Самостоятельная работа



Дифференцированные карточки

33/3
Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»



Дифференцированные карточки

34
Контрольная работа №2 по теме «Треугольники »
1




§12. Соотношения между сторонами и углами треугольника
3




35/1
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Внешний угол треугольника



Плакаты с готовыми чертежами
Линейка, угольник

36/2
Соотношения между сторонами и углами треугольника.



Линейка, угольник

37/3
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»



Дифференцированные карточки

§13. Соотношения между сторонами треугольника
3




38/1
Соотношения между сторонами треугольника.



Линейка, угольник

39/2
Неравенство треугольника.



Плакаты с готовыми чертежами

40/3
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами треугольника»



Линейка, угольник

§14. Прямоугольные треугольники
2




41/1
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства



Линейка, угольник

42/2
Признаки равенства прямоугольных треугольников. Самостоятельная работа



Дифференцированные карточки

§15. Перпендикуляр и наклонная
3




43/1
Перпендикуляр и наклонная



Линейка, угольник

44/2
Задача Архимеда



Линейка, угольник

45/3
Решение задач по теме «Перпендикуляр и наклонная»



Линейка, угольник

46
Контрольная работа №3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
1




3. Окружность и круг
9




§16. Окружность и круг
2




47/1
Понятия окружности, круга.



Циркуль, плакат «Окружность и её элементы»

48/2
Элементы окружности и круга.



Циркуль, плакат «Окружность и её элементы»

§17. Взаимное расположение прямой и окружности
3




49/1
Взаимное расположение прямой и окружности.



плакат «Взаимное расположение прямой и окружности» Линейка, циркуль

50/2
Касательная к окружности



Линейка, циркуль

51/3
Решение задач по теме «Взаимное расположение прямой и окружности»



Линейка, циркуль

§18. Взаимное расположение двух окружностей
3




52/1
Взаимное расположение двух окружностей



плакат «Взаимное расположение двух окружностей» Линейка, циркуль

53/2
Решение задач по теме «Взаимное расположение двух окружностей» Самостоятельная работа



Линейка, циркуль

53/3
Решение задач по теме «Окружность и круг»



Линейка, циркуль

54
Контрольная работа №4 по теме «Окружность и круг»
1




4. Геометрические места точек и задачи на построение
7




§19. Геометрические места точек
3




45/1
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Понятие о геометрическом месте точек.





56/2
Серединный перпендикуляр.



Линейка, угольник

57/3
Решение задач по теме «Геометрические места точек»



Линейка, угольник

§20. Задачи на построение
3




58/1
Построения циркулем и линейкой



Линейка, угольник, циркуль

59/2
Решение задач на построение. Самостоятельная работа



Линейка, угольник, циркуль

60/3
Задачи на построение циркулем и линейкой



Линейка, угольник, циркуль

61
Контрольная работа № 5 по теме «Геометрические места точек и задачи на построение»
1




5.Повторение. Решение задач
6




62/1
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Измерение отрезков и углов.



Линейка, циркуль

63/2
Признаки равенства треугольников.



Линейка, угольник

64/3
Равнобедренный треугольник



Линейка, угольник

65/6
Соотношения между сторонами и углами треугольника



Линейка, угольник

66/7
Прямоугольные треугольники



Линейка, угольник

67/8
Задачи на построение помощью циркуля и линейки.



Линейка, циркуль

68/9
Итоговый урок






ИТОГО
68






Контрольные работы - 5