Творческий отчет по теме : «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе».

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия














Тема: «Здоровьесберегающие технологии
в учебно-воспитательном процессе».














Учитель начальных классов:
Мельниченко Галина Васильевна.









г. Нижневартовск
2015 год

План работы над темой.



Выбор темы. Изучение литературы и опыта педагогов по данной проблеме.

2012-2013

Систематизация и классификация изученного материала. Отслеживание динамики и результативности.

2013-2014

Оформление работы.
2014-2015




Содержание.

I. Введение. Краткое обоснование актуальности темы.
4

II. Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе.
5

2.1. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий.
5

2.2. Средства для достижения цели здоровьесберегающих технологий.
6-7

2.3. Задачи здоровьесберегающих технологий.
7

2.4. Принципы здоровьесберегающих технологий.
8-9

2.5. Компоненты здоровья.
10-11

2.6. Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий.
12-16

2.7. Факторы воздействия учителя на психологическое состояние здоровья учащихся.
17

2.8. Секреты здоровьесберегающей педагогики.
18

III. Заключение.
19

Библиография.
20



Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.
Сократ

I.Введение.
Краткое обоснование актуальности темы.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие или физических дефектов. (По определению Всемирной организации здравоохранения)
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
1.Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
9092% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т. е. они еще не знают, что больны.
Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% находятся в «третьем состоянии».
Все мы родом из детства, тем не менее, то самое детство, которое мы «прошли», остается для нас загадкой, и мы, взрослые, неустанно о нем размышляем с тем, чтобы сделать детство современных детей по-настоящему детским, т. е. уберечь детей от горестей и ошибок. Детство имеет одно важное преимущество: в нем нет возрастных напластований, в нем информативная чистота, свобода и готовность к познанию мира.
Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т. е. здоровой. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны.
Среди них:
- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);
методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);
санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т. д.);
двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);
- рациональное питание (меню и режим питания);
- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
II. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

2.1. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий.

Цель современной школы подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Стратегическая цель здоровьесберегающих образовательных технологий.
1. Система знаний, умений, навыков в области здоровьесбережения.
2. Развитие: интеллекта, памяти, мышления, воображения, речи, внимания, физических качеств.
3. Воспитание: нравственности, характера, физическое совершенствование, самовоспитание учащихся.
4. Активизация деятельности учащихся: активность учащихся (интерес к собственному здоровью, удовлетворенность занятиями); способы повышения активности (создание положительного эмоционального фона на занятиях; правильная постановка задач занятия; оптимальная загруженность учащихся; соблюдение дидактических принципов).
Тактическая цель.
На короткий промежуток времени – урок, занятие.

2.2.Средства для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий.

Применяются следующие группы средств:

1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. А именно:
движение;
физические упражнения;
физкультминутки и подвижные перемены;
эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
лечебная физкультура;
подвижные игры;
специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);
массаж и самомассаж;
психогимнастика, тренинги и др.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить:
солнечные и воздушные ванны;
водные процедуры;
фитотерапию;
ароматерапию;
ингаляцию;
витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:
выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);
проветривание и влажная уборка помещений;
соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании, кашле и т. д.;
обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.

2.3. Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий.

Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, включение в активную двигательную деятельность).
Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности).
Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывание на природе, в быту).

2.4. Принципы
здоровьесберегающих образовательных технологий.

«Не навреди!» - важнейший из принципов, одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в конкретных условиях.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию более сложного материала.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип постепенности. Важна стратегия и тактика систематического и последовательного обучения. Она предполагает преемственность ступеней обучения.
Принцип индивидуализации и доступности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Его назначение видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог планирует и прогнозирует всестороннее развитие каждого ребенка. Деятельность учащихся должна быть доступной и посильной, а отдых – обеспечивать полное функциональное восстановление организма.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Этот принцип предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьников в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода подразумевает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип комплексного сквозного подхода – заключается в осуществлении преемственности между возрастными видами деятельности.
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования и воспитания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике.
Принцип акмеологического подхода к процессу позволит сделать обучение увлекательным и легким как для педагога, так и для учащихся. Педагог – важнейшее лицо в учебно-воспитательном процессе современной школы. Он сам стремится к совершенствованию, учит детей быть более совершенными как физическими, так и духовно.
Принцип аксиологического подхода трактует тезис о том, что человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, среди которых основная категория – здоровье человека.

2.5. Компоненты здоровья.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, (По определению Всемирной организации здравоохранения).

Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

Здоровье физическое.
Здоровье психическое.
Здоровье социальное.
Здоровье нравственное.

Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка.

Здоровье психическое – это способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Это потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребенка в познании самого себя.

Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Социальная активность школьника проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.

Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Программа здоровьесбережения современного школьника включает:

Рациональное питание.
Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

Оптимальная двигательная активность.
Двигательная активность является фактором, увеличивающим энергетические резервы организма. Чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального развития.

Соблюдение режима дня.
Учет индивидуальных биоритмологических особенностей – необходимое условие для рациональной организации деятельности, а следовательно, и режима дня.

Предупреждение вредных привычек и формирование полезных.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закреплять, когда они осознаны. В основе приобретения и избавления от вредных привычек лежит воля.

Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже совсем маленькой победы.

Критерии оценки здоровья.

Уровень работоспособности.
Оценка наличия вредных привычек.
Выявление физических дефектов.
Оптимальный двигательный режим.
Рациональное питание.
Закаливание и личная гигиена.
Положительные эмоции.
Социальное благополучие.

2.6.Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий.

На уроках и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.

В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать своё внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура.

Главный объект внимания – ученики. Для учителя, придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, важно психофизиологическое состояние школьников и всё, что, так или иначе, связано с влиянием на их здоровье.

Первичная экспресс – оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе проводится по следующим показателям:

возбуждены (перевозбуждены);
утомлены, выглядят уставшими;
взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
настороженны, напряжены, враждебны;
дурашливы, расторможены, расслаблены.

Объектом особо пристального наблюдения на всем протяжении урока являются дети группы риска по здоровью, обусловленного повышенной невротичностью и физической ослабленностью, например, после перенесенного заболевания. Именно к ним должны быть адресованы индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в реализации которых – прицельная психолого-педагогическая диагностика таких учащихся на каждом уроке.
Решать коррекционные задачи приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических – скорректировать неправильную позу ученика – до технологических – изменить темпо-ритм проведения урока, вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание и т. д.
При отслеживании психофизиологических состояний учеников группы риска важны первые признаки утомления, состояние во время ответа и после него, реакция на оценку и т. д.
Слишком эмоциональные или неадекватные реакции учащихся должны быть зафиксированы в памяти учителя, чтобы на следующих уроках в аналогичных ситуациях обратить на этих учеников более пристальное внимание.
Умственная нагрузка – не единственная, приводящая к утомлению. Большие нагрузки испытывают зрительный и слуховой аппараты ребенка, соответственно развивается зрительное и слуховое утомление.
Признаки утомления, как правило, не стойкие. Во время отдыха на перемене или после возвращения из школы они быстро исчезают. Если же восстановления сил не происходит, утомление накапливается, то возникает переутомление.
Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольного, физиологического восстановления организма после нагрузки уже не происходит, и необходимы специальные восстановительные (реабилитационные) воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаментозная терапия.
К признакам переутомления относятся: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания; расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и др.); постепенное снижение иммунитета.
Причины, вызывающие переутомление, в основном, те же, что и приводящие к утомлению, но действующие с большей интенсивностью и длительностью.

Перед учителем стоят следующие задачи:
включение в цели урока элементов оздоровительной направленности;
отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требования СанПиНов;
обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом;
обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности;
обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне;
учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс;
обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;
обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока;
обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма;
планирование переходов от одного этапа к другому, чередование труда и отдыха;
проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специально воздействия;
постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;
соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке;
соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами;
приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения;
реализация индивидально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика;
максимально возможное использование активных методов обучения, стимуляция учащихся на творчество;
использование всего многообразия приемов мотивации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать, поделиться знаниями, радость от достижения);
формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества;
обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным;
контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.

Для школьников особенно важно соблюдение гигиенических нормативов, т. к. возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. В этот период происходит формирование рефракции и чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая еще недостаточно развита или ослаблена, что может привести к развитию близорукости.
Наиболее распространенным нарушением зрения у детей является близорукость (миопия).
Первые признаки близорукости: ученик склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. У близоруких детей чаще отмечаются нарушения осанки, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться. Школьники жалуются на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление.
Необходимо отметить, что среди детей, пришедших в 1 класс, уже 4% имеют миопию.
Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Учащимся предлагаю быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета (палец, карандаш, комнатный цветок и т. д.) на удаленный (противостоящий дом, облако, дерево) и обратно.
Для профилактики напряжения зрения большое значение имеют предметы школьного оборудования, правильный подбор школьной мебели в соответствии с ростом учеников, привитие правильной рабочей позы. Учащиеся с нарушением зрения должны сидеть за передними столами первого от окон ряда. Учеников, которые сидели в третьем от окон ряду, в течение учебного года рекомендуется пересаживать во второй или первый ряд не менее двух-трех раз.
Методика выполнения специальных заданий и упражнений для профилактики миопии определяется следующими задачами:

общее укрепление организма;
активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
укрепление мышечно-связочного аппарата;
улучшение кровоснабжения тканей глаза;
укрепление мышечной системы глаза;
укрепление склеры.

Во избежание зрительного утомления самое эффективное средство – активный отдых, заключающийся в смене рода деятельности. Несколько несложных движений, разминка, ходьба по комнате.
Для совершенствования зрения большое значение имеют также прогулки, экскурсии, спортивные игры (теннис, баскетбол, волейбол), подвижные игры.

В условиях общеобразовательного учреждения педагог обязан выполнять следующие функции:

знать сущность и методики предупреждения близорукости;
грамотно осуществлять подбор мебели, соответствующей, росту детей,
формировать правильную рабочую позу школьников;
обучать учащихся правилам гигиены зрения,
обеспечить оптимальное освещение школьных помещений;
проводить на уроках физкультминутки;
систематически организовывать активный отдых учащихся на переменах;
знать детей с нарушениями зрения, создать для них соответствующие условия зрительной работы;
ежегодно анализировать динамику состояния зрения каждого ученика, обучать школьников умениям и навыкам сохранять свое зрение, привлекать к этой работе родителей.


2.7. Факторы воздействия учителя
на психологическое состояние и здоровье учащихся.

Всё в учителе оказывает то или иное воздействие на класс.
Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся:

Способность к сочувствию, сопереживанию.
Способность к рефлексии как умение и регулярно тренируемый навык выхода за пределы своего «Я», возможность посмотреть на себя и всю ситуация со стороны.
Умение владеть своими эмоциями, быстро и результативно приводить себя в необходимое психо-физиологическое состояние.
Умение эффективно слушать, включает качество слушания, управление диалогом, поддержание обратной связи с партнером.
Проявление поисковой активности, лежащие в основе личностного развития и профессионального самосовершенствования, тесно связанные с уровнем креативности и адаптационных возможностей.
Толерантность, способность терпимо относится к различным проявлениям жизни, даже если это не очень нравится, но не ущемляет ничьих прав и свобод, в том числе собственных.
Способность в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты.

Развитие этих и подобных качеств – задача самого учителя, школы, в которой он работает, и всей системы образования.

2.8. Секреты здоровьесберегающей педагогики.

Они были вырублены маленькими буквами на большом камне в горах Тибета.

Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты не принесут пользы ни тому, кто делает добро, ни тому, для кого оно делается. И доброжелательность, и добродушие, и добросердечность – всё, чего так не хватает в нашей современной жизни происходит от корня добро.
Секрет успешности в делах и в жизни состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык – находить поводы и причины для радости – сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), но, не манипулируя, а искренне и умело, находя то, что действительно заслуживает одобрение или восхищение.
Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства – в профессионализме всех работающих в школе.
Секрет результативности – в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье духовном и телесном благополучии.
Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании получаемых результатов.
Секрет технологичности. Создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.
Секрет надежности получаемых результатов – в привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков, имеющих необходимую подготовку, а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати.
Секрет перспективности. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 года (с перспективой на 5-6 лет).
Секрет истинности состоит в ощущении непротиворечивости того, что делается законам природосообразности и обязательном присутствии таинственного «пятого элемента», который наделяет жизнь смыслом, радостной энергией созидания и именуется любовью.
III. Заключение.

Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Общеизвестно, что мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в школу, имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают ребёнку быстрее осваивать то, что ему интересно. К концу первого года обучения большинство детей начинают говорить о своём нежелании ходить в школу. Поэтому не случайно цель начальной школы звучит как развитие устойчивого интереса к «стране знаний». И здоровье учащихся играет здесь не последнюю роль.
Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т. д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.
Очень важно не упустить время, пока современный школьник растет и развивается, и грамотно сформулировать основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе:
научить детей определять свое состояние и ощущения;
сформировать активную жизненную позицию;
сформировать представление о своем теле, организме;
учить укреплять и сохранять свое здоровье;
понимать необходимость и роль двигательной активности;
обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;
уметь оказывать элементарную помощь при травмах;
формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Библиография.

О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова «Интегрированные уроки»
В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья»
Е.В. Советова «Оздоровительные технологии в школе»
Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»
Санитарно-эпидемиологические нормы
И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова «Здоровьесберегающие технологии»








13PAGE 15


13PAGE 141915




Заголовок 115