Выступление на педсовете «Использование информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»












Выступление на педсовете

«Использование информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»








Подготовила: Болтова С.Ю.
Заместитель директора по УПР
Донецкого профессионального лицея
коммунального хозяйства

















г. Донецк
2014




«Использование информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»



Древняя мудрость гласит:
« можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя.»

Преподаватель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у студентов, без внутренней мотивации - освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Над этим вопросом задумываются многие педагоги, в том числе, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одного и того же материала) работу привлекательной для студентов, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание студентом того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения дает ему веру в свои силы.
В лицее можно очень эффективно использовать компьютерные технологии и ЦОРы. Они помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения различных дидактических задач. Практика показала, что можно выделить несколько направлений использования компьютера и ЦОРов в нашей работе:

1.Использование прикладного программного обеспечения по различным предметам.


Во время индивидуальной работы за компьютером осуществляется совместная деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности.

2.Выполнение вспомогательной функции при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий.



У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует или очень низкая учебная мотивация. Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker, CMART Notebooc. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание студента-инвалида, делают процесс обучения более осознанным. (Видео Вода – это жизнь)


В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют задействовать основные сенсорные системы человека, особенно кинестетическую, так как именно она связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.
Сегодня существует множество сайтов, которые предлагают готовые развивающие флеш-игры. Их тоже можно использовать на уроках, т.к. они развивают различные психические процессы.
Появление в арсенале педагога такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении таких детей.


Все студенты, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке, перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже пальчиками.

3. Преподавание начальных элементов компьютерной грамоты.



Наша задача – уже с первых занятий привить студентам гигиенические нормы работы за компьютером, убедить их, что компьютер – это не только средство развлечения, а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем студентам на начальном этапе обучения является процесс рисования. По мнению современных учёных: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, студент отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём.
Научно обосновано и доказано, что студенты, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные. Графические редакторы ориентированы на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых изображений. Студент может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение превращается в занимательную игру, которую студент создаёт собственными руками.

4.Средство эмоциональной разгрузки.


Студентам нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик (Интернет позволяет без труда находить такой материал). Во время проведения уроков включение коротких видеозаставок снимает у студентов усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией.

5. Средство для создания и использования учебных тренажеров,
тестовых заданий.



Имея в арсенале работы учебные тренажеры по разным предметам (созданные самой или позаимствованные у коллег-педагогов в Интернет-сообществе), можно подготовить урок, коррекционное занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым студентом. Студенту дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.

6. Средство для изготовления раздаточного дидактического материала.

Поскольку для специальных школ практически нет печатного дидактического материала, приходится самим разрабатывать такие пособия. Персональный компьютер в руках педагога, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография.
Имея за плечами опыт использования возможностей компьютерных технологий на уроках, могу сказать, что это не просто новое веяние времени, а реальная необходимость. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью студентов с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации и выживания детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, наполненном информацией и новыми технологиями.
А что думают по этому поводу сами дети? Вот некоторые из высказываний, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил».


Помните, дорогие коллеги, что наша задача – превратить учебу в живое, интересное и увлекательное сотрудничество педагога и студента, в принципе не имеющее границ. А новые технологии – добрые помощники нам в этом.



15