Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной и творческой активности


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Проектно-исследовательская деятельность
как средство развития познавательной и творческой активности
обучающихся в условиях реализации ФГОСИз опыта работы педагога дополнительного образования
МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
Маркиной Марины Анатольевны
р. п. Дмитриевка, 2016 г.
Идея: Создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность.
За последние десятилетия образовательная система претерпела существенные изменения, в обществе произошли кардинальные перемены в представлении о целях образования и путях их реализации. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Современный выпускник должен быть готов к тому, чтобы занять активную позицию, самостоятельно ставить цели и успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к переподготовке в соответствии с требования рынка труда.
МБОУ «Никифоровская СОШ №1» работает над созданием в школе единой образовательно-развивающей среды, способствующей развитию личности учащегося и подготовки его к самореализации в жизни. Разработана и действует Программа развития «Школа развития личности».
Ориентируясь на программу образовательного учреждения, как педагог дополнительного образования, ставлю целью своей профессиональной деятельности: подготовку всесторонне развитых, образованных членов общества, формирование их личности, воспитание способности к творчеству через проектно-исследовательскую деятельность.
Считаю, дополнительное образование в современных условиях – это значимая составляющая образовательной системы. Ребенок на занятиях творческих объединений выбирает для себя то дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать успешным. (Приложение 8). Ученик стремится реализовать здесь свои задатки и раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и интересных дел для него становится исследовательская работа.
Определяю эту деятельность как творческий процесс совместной работы двух субъектов - педагога и ученика. Педагог при этом выступает как организатор формы и условий исследования, благодаря чему у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Проектно-исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества. Роль педагога в проектно-исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном. В условиях проектно-исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. В условиях, когда новое знание не транслируется, а добывается из первоисточника, педагог не обязан, да и не может всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей. (Приложение 1).
Выделяю главный принцип в своей работе с учащимися - это принцип предоставления возможностей для самостоятельной творческой работы. Так, в ходе подготовки к проектам, конкурсам детям предоставляется возможность проявить свои творческие исследовательские способности.
Именно поэтому, в начале работы, существенным считаю вопрос выбора темы и проблемы исследования. Желательно, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребенка, и при этом была интересна и педагогу. В постановке проблемы исследования уделяю внимание ее актуальности, иначе творческий процесс сводится к формальному проделыванию необходимых действий, что не дает необходимых педагогических результатов. Такие темы как: «Роль куклы в жизни наших предков», «Всегда ли кукла была просто игрушкой? », «Загадки живописи», «Символика в костюмах наших предков» и другие не оставили равнодушными многих учеников и привлекли к участию проектно-исследовательской деятельностью. (Приложение 2).
Непосредственную работу по созданию системы формирования и развития проектно-исследовательских умений и навыков учащихся планирую не только во внеурочной, но и во внешкольной деятельности. Метод социального проектирования, на мой взгляд, в данном случае является ведущим. Так, наше ученическое объединение «Театр забавной игрушки» разработало социальный проект «Тепло в твоих ладошках», главной целью которого является помощь детям сиротам. Результатом данной деятельности стали следующие направления работы:
организации ярмарок по сбору средств для детей-сирот;
организация взаимодействия с социумом (детский сад «Березка», «МБУ ДО «Никифоровская ДШИ», районный краеведческий музей, библиотеки);
разработка мини-проектов исследовательского характера.
(Приложение 3).
Проектно-исследовательская деятельность – это всегда жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны. Все это позволило обучающимся творческого объединении «Театр забавной игрушки» наиболее полно раскрыть свои способности, включиться в самостоятельную творческую деятельность. Результатом проявления самостоятельности, креативного способа мышления стали победы моих учеников в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных выставках художественного мастерства, форумах, смотрах, фестивалях и других мероприятиях художественно-эстетического направления. На протяжении нескольких лет прослеживается положительная динамика доли обучающихся, ставших победителями и принявших участие в творческих мероприятиях различного уровня. Исследовательская деятельность учащихся дополнительного образования, как их авторское достижение, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал. Итоги участия в мероприятиях различного уровня можно проанализировать по количеству призовых мест. (Приложения 4, 6).
Добиться продуктивного индивидуального развития позволяет каждому из нас, да и любому ребёнку только собственный жизненный опыт. Именно то, что удается добыть своей головой и собственными руками, всегда даёт конкретный результат. Проявить свое «Я», показать свои умения - очень важно для школьника. «И не важно, каким творчеством занимается ребенок, - подчеркивает А.В. Ворстер, – лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, все в занятиях получит дальнейшее развитие, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности» .Опыт проектно-исследовательской деятельности может вызвать споры и имеет свои недочеты. Однако результаты подтверждают, что роль данной работы неоценима в образовательной практике. Свои идеи по организации исследовательской деятельности я высказываю в статье «Организация научно-исследовательской работы со школьниками в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей». Данная работа была опубликована в сборнике ТОИПКРО. (Приложение 5).
Материалы проектно-исследовательской деятельности ученического объединения «Театр» забавной игрушки» представлены на школьных и районных методических объединениях, семинарах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, форумах. Опыт работы транслируется на различных уровнях, размещен в сети интернет. (Приложения 4, 7).
Дополнительное образование детей, как подчеркивает А.К. Бруднов, представляет собой органическое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.
Практика показала, что проектно-исследовательская деятельность способна научить детей творчески мыслить, стремиться к саморазвитию и самореализации. Занятия с использованием проектных технологий помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых детей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают творческие объединения дополнительного образования, непременно пригодятся воспитанникам в жизни. Пригодится ребенку и сам навык творчества, и владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности учащихся во взрослой жизни.
Ресурсы:
infourok.ru proektnaya-deyatelnost…dopolnitelnogo proshkolu.ru club/tworez/file2/1514523