ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
 Учебная деятельность в основном сосредотачивается на уроке, поэтому урок- главная составная часть, образовательного процесса. В арсенале современного преподавателя существует много разнообразных методов и форм обучения, способных  поддерживать высокий уровень преподавания.  На сегодняшней день наиболее востребованным является метод проекта.
Метод проекта  предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Основная цель метода проектов: предоставление учащимся возможности самостоятельного приобщения знаний в процессе  решения  практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний  из различных предметных областей
“Применение метода проекта на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать  новые формы организации  деятельности учащихся   и в значительной мере способствует повышению качества знаний”. На уроках русского языка и литературы мы учим самостоятельно, мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивая умения устанавливать причинно-следственные  связи. Наличие  значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усваивать необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Учебный проект для преподавателя – дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектированию, а именно - учит  проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии  изготовления продукции проектирования, презентации  хода своей деятельности.
Возьмем, к примеру, фрагмент подготовки проекта по литературе.
Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
Рассмотренный проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры.
Цель учебного проекта:
·Развитие  творческих коммуникативных способностей студентов;
·Формирование компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности.
·Формирование навыков  анализа  художественных  произведений  и работы  с различными источниками информации.
Задачи:
·     Активизация познавательного интереса  учащихся;
·     Формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
·     Основополагающий вопрос: Живая у Чичикова душа или мертвая.
Группа, работающая над образом Чичикова должна работать по плану;
·     Портрет
·     Художественные детали
·     Одежда
·     Манера,  речь·     Биография  Чичикова·     Характеристика другими  персонажами и авторская характеристика
·     Сравнение  образа Чичикова с другими персонажами и губернскими
·     чиновниками.
 Затем студенты должны ответить на вопросы:
1.  Живая у  Чичикова душа или мертвая;
2.  Какими  грехами отягчена  душа героя?
Студенты должны оформить   результаты своего исследования в виде презентации (Образ Чичикова в поэме «Мертвые души» Гоголя.).
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы, в первую очередь  имеет следующую цель: повышение практической навык образующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным игровым, исследовательским, творческим  методам самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, ролевыми играми, творческими заданиями. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Преподаватель часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий  кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Метод проекта помогает активизировать студентов, у большинства появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы  применить их тут же для решения поставленных в проекте задач. Самым же главным результатом является формирование у студентов умения вести себя в условиях когда требуется в короткое, ограниченное время делать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает    решить, где, и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть – результаты действий .Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а преподавателю  решать проблемы.
Таким образом, проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное - продумать способы введения метода проекта в структуру уроков русского языка  и литературы
Метод проекта нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания проектной методике сводится к следующему: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу, эти знания применить» и в настоящее время привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениям