Статья по математике Использование метода проектов при обучении младших школьников математике


М.Н. Клочко,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 г. Алексеевка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
В современной научной и методической литературе проблеме, связанной с использованием метода проектов, посвящено много работ и это неслучайно. Метод проектов был разработан ещё в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учётом их личных интересов. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных её этапах.
С помощью метода проектов у человека любого возраста можно вырабатывать умения:
выявлять и формулировать проблемы;
проводить анализ;
находить пути решения проблем;
получать информацию из различных источников;
обрабатывать собранную информацию и т.п.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно значимой для ребёнка проблемы. Включение младших школьников в проектную деятельность с раннего возраста учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Н.Ю. Пахомова даёт такое определение методу проектов в современном понимании: «Метод проектов – не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения. [1, с.110]
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В методической литературе существуют разные взгляды на понятия «метод проектов» и «проектная деятельность». Мы придерживаемся мнения о том, что проектная деятельность и метод проектов, взаимосвязаны и метод проектов рассматриваем как форму организации проектной деятельности учащихся.
В данной статье мы используем понятие «проектная деятельность», придерживаясь мнения Н.В. Матяш, согласно которому она является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное, творческой деятельности. То есть проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества по самой сути.[2, с.285]
Проектная деятельность, как и любая другая, имеет свои этапы, основными из которых являются: погружение в проект, планирование деятельности, осуществление деятельности, оформление и презентация результатов.
На каждом этапе ставятся свои цели и задачи.
На первом этапе – подготовка учащихся к проектной деятельности; определение проблемы, темы и целей проекта; образование групп учащихся для работы над проектом. На втором – разработка перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных; определение источников информации, распределение обязанностей между членами группы; выработка процедур и критериев оценки результатов и т.д.
Кроме того, на каждом этапе определяется деятельность учителя, учащихся, а иногда и родителей. Такое взаимодействие требует определённых условий и большого объёма времени, что трудно совместить с урочной деятельностью. Поэтому часто проектная деятельность ассоциируется с внеурочной.
В начальном курсе математики проектная деятельность имеет свою специфику. Дело в том, что математика, на первый взгляд, представляет собой свод жёстких правил и методов, аккуратное и точное следование которым порождает у школьников иллюзию успеха, особенно у девочек. Однако, как только ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, начинается самое интересное и трудное, поскольку нет общих правил и алгоритмов, выполнение которых позволяет найти решение задачи. И самое неприятное в том, что главными препятствиями для поиска решения такой задачи, является результат тяжелого учительского труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно вырабатываемый на уроках, а также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и естественное стремление ребёнка к творчеству.
На наш взгляд, именно метод проектов предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолевать негативное отношение к нестандартным заданиям и поддерживать у учащихся интерес к любым математическим заданиям, и особенно к заданиям, выполнение которых имеет практический выход.
Далее, остановимся на рассмотрении проекта по математике для учащихся четвертого класса, который мы условно назвали «Путешествие к морю».
В группе продлённого дня детям было предложено обсудить возможность путешествия к морю всем классом. Во-первых, следовало определить, куда идти; затем составить маршрут движения; продумать, каким видом транспорта удобнее добираться до места; где делать остановки так, чтобы на небольшом расстоянии от них были интересные места; решить, какие продукты и сколько необходимо взять с собой; сколько денег при этом потребуется и т.д.
Для участия в конкурсе на лучший проект путешествия класс делился на три группы по 9 человек в каждой. Эти группы, в свою очередь, делились еще на три подгруппы по 3 человека в каждой.
Первая группа рассчитывала маршрут и отвечала на вопросы: какое море ближе; каким видом транспорта дешевле и удобнее воспользоваться; через какие населённые пункты и достопримечательности целесообразно следовать и пр.
Выполняя это задание, учащиеся не только выполняли простые арифметические вычисления, но и решали задачи по темам: «Время и его измерение», «Скорость, время, расстояние», работали с масштабной картой, переводили одни единицы измерения величин в другие.
Вторая группа, учитывая состав участников путешествия, выясняли, сколько в этом составе мальчиков, девочек, взрослых женщин и мужчин. Эта группа детей рассчитывала, где будут привалы и в каких бытовых условиях, сколько и каких вещей понадобится, кто будет их нести. Определяла перечень и количество посуды, инструментов, необходимых для путешествия, а также материальные затраты на их приобретение.
В ходе подготовки проекта учащимся этой группы также приходилось не просто выполнять арифметические действия, но и работать с именованными числами, а также решать задачи по темам «Масса и её измерение», «Цена, количество, стоимость».
Третья группа детей составляла меню, рассчитывала, сколько и каких продуктов потребуется на всё путешествие, где и как их целесообразно приобретать, сколько денег на это потребуется. Кроме того, необходимо было равномерно распределить продукты по массе между всеми участниками путешествия так, чтобы каждый нёс посильную ношу.
В ходе подготовки проекта учащимся этой группы составляли и решали задачи с пропорциональными величинами.
На подготовку проекта было отведено семь дней. Дети имели возможность посоветоваться с родителями, учителем и воспитателем группы продлённого дня.
Анализируя проведённую работу, можно отметить, что занятия проектной деятельностью помогают в достижении определённых результатов:
возростает познавательный интерес детей;
происходит сплочение коллектива;
исчезает излишняя застенчивость и боязнь детей сделать ошибку.
ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
Складывается уверенность, что проведённая нами работа, поможет детям не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. – 110 с.
2. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. – 285 с.