Использование фрагментов художественных и документальных фильмов как средство повышения познавательной активности на уроках истории в 5 классе.


Использование фрагментов художественных и документальных фильмов как средство повышения познавательной активности на уроках истории в 5 классе.
Фрагменты художественных и документальных фильмов помогают решить важные задачи, которые ставит современная образовательная программа по истории.
Ознакомление обучающихся с фрагментами документальных и художественных фильмов дает возможность учителю сделать свои уроки интересными и насыщенными. В процессе просмотра возникает достаточно устойчивое непроизвольное внимание, что обусловлено яркостью, динамичностью изображения, звуковым сопровождением.
Видеофрагменты способствуют повышению качества знаний, улучшению усвоения материала, повышению познавательной активности. Существует выражение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», которое доказывает необходимость применения данной технологии. Видеоносители помогают снизить утомляемость на уроке, способствую усилить эмоциональное восприятие материала.
Перед просмотром фрагмента учитель должен дать вопросы, на которые ученики ответят после просмотра, то есть сформулировать учебную задачу или проблемный вопрос. Чтобы они уже по ходу просмотра фильма обращали внимание на те или иные моменты. Перед просмотром можно сначала прочитать текст учебника по данному вопросу. По ходу показа фрагмента фильма можно останавливать демонстрацию, разъяснять какие-либо понятия, называть исторические личности, представленные в показе. После просмотра организуется беседа по вопросам, и учитель осуществляет контроль усвоения, понимания информации.
При изучении истории в 5 классе по теме «Поэма Гомера «Илиада» я использую фрагмент фильма «Троя» режиссера Вольфганга Петерсена, который показывает бой Ахиллеса и Гектора. Применение видео способствует усилению наглядности, пониманию культурного многообразия мира, умению характеризовать образы главных героев.
На уроке истории по теме «Поэма Гомера «Одиссея», описывая странствия царя Одиссея, я показываю обучающимся фрагменты фильма «Одиссея» режиссера Андрея Кончаловского. Демонстрация фильма вызывает интерес у обучающихся, способствовует формированию уважительного отношения к культуре, традициям народов мира.
Фильм «300 спартанцев» повествует о бое в Фермопильском ущелье и о подвиге спартанцев во главе с царем Леонидом, преградивших путь персидскому войску Ксеркса. Фрагменты этого фильма мы используем, изучая тему «Нашествие персидских войск», что влияет на формирование положительного отношения к процессу познания, проявления внимания, желания посмотреть всю картину, больше узнать об описываемых событиях.
Документальный фильм «Александр» режиссера Оливера Стоуна на уроке по теме «Поход Александра Македонского на Восток», помогает сформировать представление о роли личности в истории, изучить и систематизировать информацию. Позволяет погрузиться во время жизни Александра.
Кроме того, использую отрывки из следующих документальных фильмов: «Тайны египетских пирамид», «Семь чудес света», «Колизей», «Знакомство с древним Римом», «Сокровища Древней Греции» и другие.
Таким образом, чтобы обеспечить активное восприятие обучающимися новых знаний на уроках истории в 5 классе, усилить эффективность занятий считаю для себя необходимым продолжить отбор фрагментов документальных и художественных фильмов.