Межпредметная интеграция на уроках физики как средство развития познавательной активности учащихся с особыми образовательными нуждами


Межпредметная интеграция на уроках физики
как средство развития познавательной активности учащихся
с особыми образовательными нуждами.
Обучение детей с особыми образовательными нуждами специфично из-за своеобразия протекания познавательной деятельности. У этих детей повышена утомляемость, недостаточно сформированы внимание и память, порой труднее формируется логическое мышление.
Познавательный интерес к физике формируется и развивается в процессе учения. Главная цель учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом. Успешно осуществить данную цель можно на интегрированных уроках физики с использованием коррекционно-развивающих упражнений.
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учебная деятельность организуется в форме интегрированных уроков, направленная на развитие познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными нуждами.
Эти упражнения можно использовать на любом этапе урока.
Интеграция физики с математикой
Упражнение на развитие распределения внимания и зрительной памяти.
Учащимся предлагается таблица, которая включает числа от 1 до 25 красного цвета и от 1 до 24 синего цвета в случайном порядке. Таблица вывешивается на доске. Один ученик у доски по сигналу как можно быстрее находит в ней числа в порядке возрастания или убывания, а остальные учащиеся внимательно следят. В случае затруднения помогают. Время работы можно фиксировать.
8 9 24 20 16 6 19
4 5 12 1 24 13 23
14 18 17 22 2 11 6
22 11 7 21 8 3 9
2 7 16 23 19 16 3
13 1 5 10 22 25 17
15 10 18 20 4 14 12
Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.
и л м о н 3 1 2 2 1 5 4
1 2 3 4 5
Какое слово у вас получилось?
Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти.
Детям предлагаются зашифрованные слова и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.
А в е и к м н о р с
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Какие слова у вас получились? (скорость, время и расстояние).
На этапе актуализации знаний учащимся необходимо собрать пословицы из частей потерявших друг друга.
Интеграция физики с литературой.
Упражнение на развитие языковой догадки.
Элементы народного фольклора и объяснение отраженных в них явлений на основе знаний основных понятий МКТ о строении вещества.
На мешке с солью…………….……..вывеска не нужна.
Нарезанный лук пахнет………………веревка соленая.
Овощной лавке……………….…и жжет глаза сильнее.
Волка………………………………….……нюх кормит.
Как из воды………………………..………не отмоешь.
Без сала дегтя………………………………..…….вода.
Как с гуся………………………...……….сухим выйти?
В этих пословицах ученики называют такие явления как смачивание и несмачивание, причиной которых является взаимодействие молекул жидкости и твердых тел или молекул различных жидкостей.
Интеграция физики с геометрией.
Упражнение на развитие механической зрительной памяти.
Предлагается четыре геометрические фигуры. На каждой фигуре изображена физическая величина. Время запоминания 10-15 секунд.

Какие фигуры вы запомнили? На какой фигуре располагалась каждая физическая величина?
Интеграция физики и химии.
Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти. Использование химических символов для обозначения атомов и молекул. Ученикам предлагается найти в таблице Менделеева и назвать атомы водорода, кислорода, углерода.

При проведении интегрированных уроков обеспечивается дополнительная стимуляция, усиливающая основной мотив. В качестве дополнительных стимулов выступают: похвала взрослого, отражающая успехи ребенка к достижению цели, соревновательный, престижный мотивы.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.