Методическая разработка внеклассного мероприятия Брейн-ринг За здоровый образ жизни

ринг
"Если хочешь быть здоров ..."


Шахалова Ольга Викторовна, учитель биологии МБОУ «Лицей «Дубна» г. Дубны Московской области»
Цели игры:
расширение знаний учащихся по здоровому образу жизни;
воспитание любознательности, умения наблюдать и делать выводы;
активизация мыслительных процессов и познавательного интереса учащихся;
формирование навыков правильного поведения в повседневной жизни.
Правила игры:
1.От каждого класса выступает команда из 10 человек.
2.Все команды участвуют в игре одновременно.
3.Игра идёт до 5 очков. Побеждает команда, набравшая это количество баллов.
4.Ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Если ответа нет, то балл суммируется с баллом следующего вопроса, так происходит до 3 баллов, после чего эти баллы сгорают.
При проведении Брейн - ринга рекомендуется использовать мультимедийное оборудование, что даёт возможность провести данное мероприятие более динамично и эмоционально.
Ход игры:
Каждая команда сидит за своим столом, на котором стоит номер команды и имеется звуковой сигнал, который подаёт капитан при готовности команды дать ответ на вопрос. У ведущего находятся номера вопросов, которые, как в лотерее, вытаскивает капитан команды правильно ответившей на предыдущий вопрос. Первый вопрос игры выбирается ведущим. На вопросы № 1 – 20 ответы даются после 1 минуты обсуждения, а на блиц - вопросы ответы даются через 15 секунд, то есть практически без обсуждения.
ВОПРОСЫ К ИГРЕ
Известно, что кровь у человека красного цвета. Тогда почему аристократов называют
«голубой кровью»?
( В Испании так говорили о людях со светлой кожей, в отличие от смуглых
мавров, вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течёт
голубая кровь)
Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живёт Хозяйка Земли. А вот что поётся в русской песне об этом дереве:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Что это за дерево? Объясните, о чём говорится в песне.
( люди освещали дома берёзовыми лучинками; дёгтем из берёзовой коры
смазывали оси колёс, чтобы не скрипели; от болезней почек, печени и лёгких помогает
отвар берёзовых почек; полы мыли да парились берёзовыми вениками)
«Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П. И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало». О каком насекомом идёт речь?
(вошь.)
4. Назовите длину дистанции Марафонского бега. Почему она именно такая?

(42 км 195 м Весть о победе афинян над персами в 490 году до н.э. принес в Афины быстроногий Филлипид. Он вбежал на городскую площадь и сообщил: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер).
5. «Ледяная вода полезна для тела и ума». Какому русскому полководцу принадлежат эти слова?
(Александр Васильевич Суворов)
6. Какими веществами загрязняют воздух автомашины?
(Окись углерода, оксиды серы и азота, альдегиды, углеводороды, аэрозоль свинца, соединения мышьяка).
7. Человеку для нормального функционирования организма необходимы 10 металлов – железо, медь, кобальт, марганец, цинк, магний, молибден, натрий, калий, кальций. Это металлы жизни. Что необходимо употреблять в пищу, чтобы получить эти металлы?
(Сырые фрукты и овощи)
8. Сохранению и укреплению здоровья способствуют двигательная активность и закаливание. Какие органы в организме человека, прежде всего, страдают от малоподвижного образа жизни?
(Сердце, суставы, сосуды, мышцы, нервная система, позвоночник)
9. В каком городе состоялись первые летние Олимпийские игры?
(Афины)
10. Известно, что в Древней Греции женщинам запрещалось не только участвовать в Олимпийских играх, но и появляться на этих соревнованиях. Тем не менее одной из женщин удалось сделать это, переодевшись в мужское платье. Но она была разоблачена и приговорена к смертной казни. К счастью, учитывая большие заслуги ее мужа и сыновей, ее помиловали. Но с этого времени было внесено изменение в правила Олимпийских игр. Какое?
(Все спортсмены должны были выступать обнаженными)
11. В каком виде спорта самый высокий старт?
(Парашютном)
12. Человек имеет утром один рост, а вечером его рост уменьшается. Чем объясняется это явление?
(Это происходит из - за межпозвоночных хрящей, которые являются своебразными амортизаторами. Сдавливаясь при движении и ходьбе, межпозвоночные диски сплющиваются, что приводит к уменьшению роста)
13. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
(Потому что с возрастом в костях уменьшается содержание органических веществ, костные перекладины и наружный слой становятся более тонкими)
14. В старину человек искал лекарственные средства почти в слепую, наугад. Одно из поверий гласило:"По форме растение похоже на ту часть тела человека, которую оно лечит". От каких болезней лечили женьшенем?
(Растение, похожее на человека в целом, должно лечить от всех болезней. Корень ценился тем выше, чем больше походил на человека)
15. При окислении одного грамма белков выделяется столько же энергии, сколько при окислении одного грамма углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях?
(Т.к. белок основной строительный материал организма и использовать его в качестве "топлива" организму невыгодно)
16. В 1492 году папе римскому Иннокентию VII с целью омоложения дали выпить кровь, взятую от трех десятилетних мальчиков. Могло ли это заменить ему переливание крови?
(Нет, т.к. в пищеварительном тракте кровь переваривается)

17. Один из исследователей с несколькими друзьями провел 45 минут в сухой камере при t + 126 о С без вреда для здоровья, в то время как кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным. Как можно объяснит результаты этого эксперимента?
(Живой человеческий организм с помощью механизмов терморегуляции - теплоизлучения и испарения пота с поверхности тела - способен поддерживать постоянную температуру тела)
18. Почему аристократы в любое время года ходили в перчатках?
(Чтобы избежать заражения туберкулезом или, как тогда называли, чахоткой, а также других болезней "грязных рук")
19.Что американцы назвали чумой 20-го века? 
(Курение. Сегодня курит треть населения планеты.)
20. Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, понадобится в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад.
(Зарядка).

БЛИЦВОПРОСЫ.
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешены на ветке.
(Шиповник).
2. Назовите средства закаливания.
(солнце, воздух, вода.)
3. С какого возраста можно начинать закаливание?
(С рождения.)
4. Назовите болезни «грязных рук».
(желудочно – кишечные заболевания, дизентерия, гепатит, туберкулез.)
5. Назовите виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры.
(хоккей, фигурное катание, прыжки с трамплина на лыжах, биатлон и т. д.)
6. Назовите русского борца – призера четырех олимпиад.
(Александр Карелин.)
7. Назовите первого российского олимпийского чемпиона по теннису.
(Евгений Кафельников.)
8. В каком году проходила олимпиада в Москве?
(1980).
9. Народная мудрость гласит: «Держи (что ?) в тепле, а (что?) в холоде».
(Ноги, голову.)
10. Какой самый простой и доступный способ закаливания?
(Хождение босиком.)
11. В какое время суток прием пищи должен быть минимальным?
(После 18 часов.)
12. В каком фрукте содержится максимальное количество железа?
(Яблоко.)
13. Назовите продукт, содержащий наибольшее количество йода.
( морская капуста, хурма)
14. Назовите принципы закаливания - три П.
(Постоянно, последовательно, постепенно)
15. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В древнем Китае одной из  страшнейших пыток было лишение человека этого состояния.
(Сон). 

Используемая литература:

1. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Составители В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003
2. Химия и экология. 8 – 11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Сост. Г.А.Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2004
3. Биология. 6 – 7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005
4. Учебники ОБЖ 9 – 11 классы
5. Правила дорожного движения.


15