РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА». 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА».
10 класс (68) часов

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы В. И. Буганова, П. Н. Зырянова, А. Н. Сахарова, С. И. Козленко и ориентирована на использование учебников «История России с древнейших времен до конца XVIII века» ч.1, авторы А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, «История России конец XVIII – XIX век» ч. 2, авторы В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, М. «Просвещение», а также дополнительного пособия для учителя: Б.Н. Серов, А.Р. Лагно «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Цели обучения истории:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
освоение систематизированных знаний о прошлом;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления.
Способность учащихся понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Календарно-тематическое планирование
10 класс, «История России с древнейших времен до конца XIXв.
(2 часа в неделю, 68 часов в год)


п/п
Тема раздела, урока
Элементы содержания
Планируемый результат
Вид контроля
Работа с детьми с ОВЗ
Дата проведения







план
факт

1.
Введение.
Российская цивили-зация, Отечество, Родина, история
Выяснить особен-ности становления и развития российской цивилизации.

Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



Часть 1. Древняя Русь. Тема 1. Предыстория народов России. Начало Руси.(5 часов)

2.
Появление человека на территории Восточной Европы.
Палеолит, матриархат, община, мезолит, неолит Первобытное общество
Сформировать представление о процессе появления на территории Вос-точной Европы человека и его развитии.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



3.
Появление славян. Славяне в
V-VII вв. Религия древних славян.
Народ, славяне, этнос, язычество, политеизм, идол, суеверие
Сформировать представление о различных группах населения мира, их расселении, о появлении славян, о Великом пересел-нии народов; о восточнославянс-ких племенных союзах и их соседях.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




4.
Предпосылки образования Древнерусского государства.
Государство, Русь, военная демократия Христианство, дань, полюдье, уроки, погосты
Выявить предпосылки и условия образования Древнерусского государства
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



5.

Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава.
Государство, Русь, военная демократия Христианство, дань, полюдье, уроки, погосты
Уметь охарактери-зовать правление первых русских князей:
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



6.
Русь во времена Владимира Святославича.
Христианство.
Уяснить особенности правления Владимира Святославича
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



Тема 2. Русь в XI-XII вв.(8 часов)

7.
Правление Ярослава Мудрого.
Половцы, обычное право, канонизация
Сформировать представление о занятиях, общественном строе и верованиях восточных славян.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



8.
Русское общество в
XI в.
Вотчина, старшая дружина, младшая дружина. Бояре, воеводы, посадники, домен, кормление, митрополит. Десяти-на, феодальная иерархия.
Рассмотреть и проанализировать государственное управление в XIв,
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



9.
Время новых усобиц. Любечский съезд князей.
Любеческий съезд, порядок наследования
Проанализировать неизбежность княжеских усобиц, соперничество феодальных кланов
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




10.
Владимир Мономах – великий киевский князь.

Показать политику Владимира Моно-маха как стремле-ние восстановить единство державы.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



11.
Политическая раздроблен-ность Руси.
Феодализм, раздробленность, дворянство
Иметь представле-ние об особеннос-тях феодальной раздробленности на Руси
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



12.
Северо – Восточная Русь в XII-н.XIII вв.
Государство, Русь, военная демократия
Создать представ-ление об историче-ских процессах в княжествах Северо-Восточной Руси в XII-н.XIII вв.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



13.
Культура Руси в X-н.XIII вв.
Традиция, культура
Познакомиться с христианской куль-турой и язычес-кими традициями на Руси.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



14.
Повторение.
Термины и даты раздела
Повторение, обоб-щение и структури-рование пройден-ного материала
Итоговый по разделам 1, 2
Самостоятель-ная работа



Тема 3. Русь в XIII-XV вв.(6 часов)

15.
Монголо-татарское нашествие на Русь.
Иго, ярлык, баскаки
Уяснить, в чем заключалось монголо-татарское иго и каковы его последствия для дальнейшего развития России
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




16.
Вторжение крестоносцев. Александр Невский.
Рыцарские ордена
Уяснить итоги борьбы северорус-ских земель с крестоносцами и шведами
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



17.
Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв.
Починок, подсека, перелог, оброк, поместье
Уяснить уровень развития хозяйства, причины его укрепления и подъема. образ жизни крестьян, холопов, купцов, ремесленников
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



18.
Москва – центр объединения русских земель.
Централизация, государство, боярская дума
Уяснить особен-ности объединения русских земель в единое государство
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



19.
Образование единого государства России. Иван III.
Самодержец, герб, барщина, приказы. царь
Уяснить причины и историческое зна-чение образования Русского централи-зованного государ-ства
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



20.
Повторение.
Термины и даты раздела
Повторение, обоб-щение и структури-рование пройден-ного материала
Итоговый по разделу 3
Самостоятель-ная работа



Часть 2. Единая Россия(XV-XVI вв.) Тема 4. Россия в XVI в.(4 часа)

21.
Реформы Ивана Грозного. Внешняя политика Ивана Грозного.
Абсолютизм, деспотия, сословно-представительная монархия, реформы, сословия. Опричнина, земщина, бобыли
Уяснить особен-ности политического развития России в первой половине XVIв
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




22.
Культура и быт в конце XV- XVI в.
Культура, народность, житие, летопись
Иметь представление об особенностях культуры и быта в конце XV- XVI в.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



23.
Повторение
Термины и даты раздела
Повторение, обобщение и структурирование пройденного материала
Итоговый по разделу 4
Самостоятель-ная работа



24.
В преддверии Смуты.
Смута, кризис
Понимать особен-ности исторического периода перед Смутным временем.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



Тема 5. Россия в XVII в.(8 часов)

25.
Смутное время.
Гражданская война. интервенция, семибоярщина, ополчение, самозванчество
Иметь представление о состоянии России после смерти Ивана Грозного, опреде-лить причины Смуты
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



26.
Первые Романовы.
Земский собор, сословия
Иметь представление о начале преодоле-ния последствий Смуты.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



27.
«Священство» и «царство».
Раскол, старообряд-чество, реформы Никона, обмирщение, секуляризация, реализм, икона
Охарактеризовать причины и сущность раскола в России
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




28.
«Бунташный» век.
«Медный» бунт, «соляной» бунт, «прелестные» письма
Выяснить особен-ности народных выступлений пери-ода правления царя Алексея Михайло-вича
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



29.
Внешняя политика России в XVII в.
Рада, договор, воевода
Выяснить основные направления внешней политики Российского государства в 17 веке и ее результаты, итоги.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



30.
Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
Стрелецкие мятежи
Знать особенности правления Федора и Софьи
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



31.
Культура и быт в XVII в. Хозяйство и сословия.
Обмирщение, секуляризация, реализм
Знать характерные явления культурного развития страны в 15-17 веках
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



32.
Повторение.
Термины и даты раздела
Повторение, обоб-щение и структу-рирование прой-денного материала
Итоговый по разделу 5
Самостоятель-ная работа



Часть 3. Императорская Россия. Тема 6. Россия в конце XVII-XVIII вв.(12 часов)

33.
Начало славных дел Петра.
Флот, Великое посольство, ассамблея, ратуша
Сформировать представление о преобразованиях Петра
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



34.
Эпоха Петра Великого.


текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




35.
Северная война.
Регулярная армия, рекруты
Рассмотреть реформы внешней и внутренней политики России во время правления Петра I
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



36.
Реформы Петра Великого.
Гильдия, магистрат, коллегия, синод
Усвоить характер реформ Петра I, их цели и значение для развития страны.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



37.
Итоги правления Петра Великого.
Северный союз, Ништадтский мир
Охарактеризовать создание армии нового образца и превращении России в европейскую супердержаву
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



38.
Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война.
Дворцовый переворот, бироновщина. кондиции
Усвоить суть дворцовых переворотов
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



39.
Золотой век Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм, департамент
Рассмотреть время правления Екатерины Великой, суть «просвещенного абсолютизма».

текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



40.
Внешняя политика России во второй половине XVIII в..
Сословно-представи-тельная монархия. Абсолютная монар-хия, диссиденты, разделы Польши
Уметь охарактери-зовать внешнюю политику России во второй половине 18 века
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




41.
Социально-экономическое развитие России 18 века
Мануфактура, месячина, протекционизм, ясак
Охарактеризовать социально-экономическое развитие России 18 века
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



42.
От Булавина до Пугачева.
Астраханское восстание, движения работных людей
Охарактеризовать народные движения 18 века
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



43.
Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.
Барокко, классицизм, сентиментализм, синод, секуляризация, сектанты, хлысты
Иметь представление об особенностях культуры, духовной жизни и быта в XVIII в.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



44.
Повторение.
Термины и даты раздела
Повторение, обобщение и структурирование пройденного материала
Итоговый по разделу 6
Самостоятель-ная работа



Тема 7. Россия в первой половине XIX в.(11 часов)

45.
Россия в начале
XIX в.
Ярмарка, промышленный переворот
Охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале 19 века
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



46.
Начало царствования Александра I.
Якобинцы, Негласный комитет». Министерство, континентальная блокада
Охарактеризовать правление Павла 1 и вошествие на престол Александра 1 в результате последнего дворцового переворота
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




47.
Отечественная война 1812 г.
Партизаны, сейм,
Отечественная война
Рассмотреть причины, ход, военные операции и итоги Отечественной войны 1812г;
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



48.
Отечественная война 1812 г.
Венский конгресс
роль России после победы над Наполеоном в международных отношениях
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



49.
Внутренняя политика Александра I.
«Военные поселения», декабристы
Уяснить шаги Александра I во внутренней политике, образование тайных организаций и их роль.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



49.
Внутренняя политика Александра I.
«Военные поселения», декабристы
Уяснить шаги Александра I во внутренней полити-ке, образование тайных организаций и их роль.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



50.
Начало правления Николая I.
Цензура, бюрократия, теория «официальной народности»
Выяснить представителей общественной жизни России при Николае I
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



51.
Попытки укрепить империю.
Кодификация, «общес-твенная запашка», «инвентарные прави-ла», протекционизм
Охарактеризовать внутреннюю политику Николая I
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




52.
Общественная жизнь России при Николае I.
Славянофилы. западники, полемика, социализм
Выяснить суть движения славянофилов и западников.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



53.
Крымская война.
1853-1854 гг.
Восточный вопрос, вооруженный нейтралитет
Проанализировать ход войны, выяснить ее предпосылки и причины поражения России.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



54.
Золотой век русской культуры.
Классицизм, романтизм, реализм, национальное самосознание, ампир, сентиментализм. 
Иметь представление об особенностях «золотого века» русской культуры
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



55.
Повторение.
Термины и даты раздела
Повторение, обобщение и структурирование пройденного материала
Итоговый по разделу 7
Самостоятель-ная работа



Тема 8. Россия во второй половине XIX в.(12 часов)

56.
Накануне отмены крепостного права.
Манифест, негласный комитет
Выяснить предпосылки отмены крепостничества в России в 1861г
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



57.
Отмена крепостного права в России.
Редакционные комиссии, «свободные сельские обыватели», «временно обязанный», отрезки, круговая порука
Уметь охарактеризовать процесс отмены крепостного права
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




58.
Государствен-ные преобразования 60-70х гг. XIX в.
Земство, гласные, «третий элемент», присяжные, мировой судья, резервист
Уметь охарактеризовать либеральные реформы второй половины 19 века
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



59.
Промышлен-ность и сельское хозяйство после отмены крепостного права.
Промышленный переворот, инфраструктура, фабрика, КВЖД, многоукладность, интенсивное хозяйство, коренной передел земли
Выявить изменения произошедшие в промышленности и сельском хозяйстве в пореформенной России
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



60.
Общественное движение в 60-70е гг.
XIX в.
Либерализм, народничество, радикализм, «хождение в народ», терроризм, нигилизм
Ознакомиться с общественным движением 60-70-х годов 19 века
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



61.
Внешняя политика России в 60-70е гг. XIXв..
Средняя Азия, текинцы, «Союз трех императоров»


Проанализировать основные направления внешней политики России в 60-70-е годы 19 века
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



62.
Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.
«Земский союз», революционная ситуация, «Диктатура сердца», «Народная воля»», Черный передел»
Проанализировать внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



63.
Россия в конце XIX в.
Монополия, забастовки, марксизм
Рассмотреть особенности развития экономики России в конце 19в;
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход




64.
Промышленный подъём 90х гг. XIX в.
Община, отработочная система
Иметь представ-ление об особен-ностях промыш-ленного подъёма 90х гг. XIX в. в России
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



65.
Россия в первые годы правления Николая II.
Монополия. забастовок, марксизм
Рассмотреть особенности развития экономики России в конце 19в
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



66.
Наука и искусство второй половины
XIX в.
Академия наук, научное общество. система народного образования, новаторство, художественный стиль. градостроительство
Выяснить характерные черты научно-технической мысли и развития науки, появления научных обществ, создания системы народного образования, новаторства в изобразительном искусстве.
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



67.
Русская православная церковь в XIX в.
Обер-прокурор Синода, поповщина, белокриницкая иерархия (австрийское согласие)
Определить положение русской православной церкви в конце 19в
текущий
Индивидуальный дифференци-рованный под-ход



68.
Итоговое повторение.
Термины и даты
Повторить материал по истории России с древнейших времен до 19 века.
Итоговый по курсу
Самостоятель-ная работа















15