Роль родительской общественности в условиях внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Роль родительской общественности в условиях внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства. В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой РФ «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достичь 40%, а среди учащихся – 80%.
На сегодняшний день проблема в области физического воспитания остается масштабной. По статистике, достаточно большой процент школьников имеют проблемы со здоровьем, у многих из них стало нормой не ходить на физкультуру, при этом сказывается пассивная позиция части родителей в отношении оздоровления своего ребенка. Кроме того, недостаточность внимания вопросам нравственно-патриотического воспитания, снижение культурного уровня детей и взрослых, высокая степень распространения вредных привычек среди подростков – все эти проблемы, требуют пристального внимания со стороны как педагогов, так и со стороны государства.
Нам нужны здоровые дети, здоровая нация, а для этого необходимо «оторвать» детей от компьютера и приобщить их к занятиям физической культурой. Считаю, что меры, принимаемые на государственном уровне, смогут исправить ситуацию.
Так, введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) приведет к охвату спортивным движением всех категорий населения.
Меня как учителя физической культуры в школе не оставляет равнодушным тот факт, что комплекс ГТО станет инструментом реализации целей и задач по привлечению школьников к занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни. Актуальность данной темы обусловлена не только возрождением национальной идеи, направленной на улучшение здоровья и патриотизма детей, но и важностью роли родителей в направлении формирования и сохранения здоровья ребенка, его физической подготовленности, физического и психического развития. Речь идет об активном взаимодействии семьи и школы. В школе уделяется достаточное внимание вопросам приобщения семьи к ценностям физической культуры; создается устойчивый, мотивированный интерес к активным видам физкультурно-спортивной деятельности; ведется активная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни. Созданы условия для совершенствования физической активности учащихся во время уроков, на переменах и во внеурочное время (проведение физкультминуток и физкультпауз, организация прогулок, спортивных часов и подвижных игр в динамическую паузу в начальной школе Дни здоровья, «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д.). Во внеурочное время через систему дополнительного образования организованы занятия секций волейбола, баскетбола, и общей физической подготовки для учащихся 4-11 классов. Мы обеспечиваем качественное обучение и максимальное физическое развитие учащихся. Одним из приоритетных направлений работы школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, для этого создана программа «Здоровье», в рамках которой педагоги осуществляют обучение, и контроль за соблюдением правил личной гигиены, выполнением режимных моментов, проводят беседы, классные часы, игры, выступления агитбригад, театрализованные представления по профилактике курения, алкоголизма; ежегодно проводятся конкурсы газет, листовок, плакатов, рисунков, Дни отказа от курения, конкурсы на самый здоровый и самый спортивный класс. В течение лет школа занимает лидирующие позиции, участвуя в спортивных мероприятиях.
Результатом данной работы является I место по волейболу школьников. Победители в осеннем легкоатлетическом кроссе 2015 г. Победители и призеры на муниципальном уровне всероссийской олимпиаде школьников. Участники военных сборах. Победители и призеры в соревнованиях по мини-футболу. Эффективность такой работы во многом предопределена развитием родительско-общественного партнерства. Суть его заключается в объединении интересов школьников, педагогического коллектива и родителей, в стремлении укрепить позиции в привлечении их к занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни.
Именно поэтому, планируя деятельность по взаимодействию образовательной организации с родительской общественностью по вопросам внедрения комплекса ГТО, мы предусмотрели следующие базовые компоненты: ( нормативно-правовое и ресурсное обеспечение;
( информационное сопровождение;
( мониторинговые процедуры;
( организацию и проведение мероприятий спортивной и военно-патриотической направленности. Реализация действий в блоке нормативно-правового и ресурсного обеспечения гарантирует разработку нормативно-правовой базы по внедрению комплекса ГТО в школе; повышение профессионального мастерства педагогов посредством направления их на курсы повышения квалификации; проведение проблемно-практических методических мероприятий в разнообразных активных формах; материально-техническое обеспечение посредством проектирования и развития спортивно-оздоровительной инфраструктуры образовательного учреждения. В блок информационного сопровождения входят мероприятия по организации системной работы по обеспечению присутствия информации на официальном сайте; размещение в кабинетах и холлах баннеров, афиш по проведению спортивных мероприятий или церемоний награждения знаками ГТО; издание буклетов рекламного характера; публикация фоторепортажей на сайте; создание видеофильмов; проведение творческих конкурсов, научно-практических конференций, др. Блок мониторинговых процедур, обеспечивающих внедрение комплекса ГТО, будет определять уровень развитости структуры спортивно-оздоровительной направленности, эффективность медицинского сопровождения учащихся и уровень физической подготовленности. Блок организации и проведения мероприятий спортивной и военно-патриотической направленности предполагает работу по различным видам спортивно-оздоровительной и военно-прикладной деятельности и мероприятий, содействующих повышению привлекательности спорта и здорового образа жизни. К ней относятся: занятия в спортивных секциях, спортивные турниры, праздники, фестивали, туристические походы, летние и зимние военно-спортивные зарницы, клуб по интересам для родителей и др. Мероприятия данного блока носят дифференцированный характер: - в начальном звене: «Вместе с мамой, вместе с папой», «Здоровая семья – крепкая семья», «Малые Олимпийские игры», «День здоровья»; - в среднем звене: «Академия здоровья», «Военно-спортивная игра «Зарница», «День здоровья», «Зимний фестиваль спортивных игр»; - в старшем звене: «Военно-спортивная игра «Зарница», «А ну-ка, парни!», «День здоровья»,. Учимся у чемпионов», сдача норм ГТО.
Ожидаемые результаты:
(Сформированная система стимулов для всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО;
(Повышение мотивации неспортивных учащихся к занятиям физической культуре и ведению здорового образа жизни, их приобщение к спорту;
(Вовлеченность учащихся в непрерывный тренировочный процесс и соревновательную деятельность;
(Рост профессионального мастерства учителей физической культуры через прохождение курсов по данной теме;
(Удовлетворенность участников образовательного процесса функционированием спортивно-оздоровительной среды;
( Уменьшение числа заболеваний школьников по отношению к 2014 году на 20%.
Таким образом, такая системная работа с активным участием родительской общественности по внедрению всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» будет способствовать повышению мотивации участников образовательного процесса, как со стороны учащихся, так и их родителей (законных представителей). А значит, стратегическая цель комплекса ГТО – попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту – будет достигнута.
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
2. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
3. Ким Т.К. Формы организации взаимодействия школы и семьи в физическом воспитании – Научно-методический журнал «Физическое воспитание и детско-юношеский спорт» - М. № 8-2010.