«Активация познавательной деятельности учащихся через метод проектов в дополнительном образовании».


СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПЫТА
1.Масштаб инновации – Системное.
2.Количество участников инновационной работы – группа педагогов.
3.Уровень инновации – региональный.
4.Описание инновационного опыта
Тема: «Активация познавательной деятельности учащихся через метод проектов в дополнительном образовании».
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня остро встает вопрос о проблемах преподавания родного тувинского языка и литературы в нашей республике. Самая главная проблема – это сокращение часов по родному тувинскому языку. Все понимают, что это и есть начало глобальной проблемы, которая может привести к исчезновению тувинского языка. Дальше закономерно мы придем к потере всей национальной культуры, поскольку язык – основа культуры каждого народа.
Моя педагогическая деятельность началась в 2006 году, когда, окончив Тувинский государственный университет, я пришла работать в гимназию г. Шагонар. И по сей день я продолжаю работать здесь, стараясь осуществить возложенную на меня миссию учителя, который является сцепляющим звеном, передатчиком нынешнему поколению ценной духовно-нравственной культуры моего тувинского народа.
Большой удачей в своей педагогической деятельности я считаю, что попала в творческий коллектив, где каждый учитель – твой друг, соратник, наставник.
В МБОУ «Гимназия г.Шагонар» с сентября 2009 года по май 2012 года проводился эксперимент по теме «Воспитание и обучение детей на основе изучения этнической культуры». Почему именно в гимназии г.Шагонар начали эксперимент по такой теме?
Шагонар сегодня – это не только рост преступности и безработицы среди подросткового и молодежного возраста, но и мера утраты традиций и самобытной культуры. Кроме того Шагонар – город многонациональный, в котором основное национальное разделение идет между русскими и тувинцами. В воспитательной среде важно учитывать и этот фактор, так как сегодняшний день характеризуется конфликтностью не только на глобальном уровне, но и на этническом. Поэтому основной целью эксперимента было формирование у детей основ этнической культуры как части их духовной культуры и ориентировано на развитие и социализацию личности как представителя этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях мировой цивилизации. Это модель базовой культуры выпускника гимназии.
Цели эксперимента реализовывалась через комплексное планирование мероприятий в основном и дополнительном образовании. Я была участницей данного эксперимента, которая осуществляла образовательную программу «Улусчу ужурлар» и проведение проектных недель в гимназии. Самым эффективным методом в моей практике оказался метод проектов в дополнительном образовании, который развивал познавательную активность детей по моему предмету и закономерно перерастал в занятия научно-исследовательской работой.
Объект инновационного проекта: активация познавательной деятельности учащихся.
Предмет: формирование компетентности учащихся по методу проектов.
Ресурсы проекта: образовательная среда: образовательная программа «Улусчу ужурлар», кабинет, оборудованный компьютером, проектором.
Идея проекта: эффективность обучения и качество знаний учащихся будет выше, если привлекать учащихся в основном и дополнительном образовании к методу проектов, который помогает формировать метапредметные навыки учащихся.
Гипотеза: реализация на уроках и во внеурочной деятельности метода проектов приведет к формированию и дальнейшему развитию метапредметных навыков учащихся, которая заключается в следующих знаниях, умениях и способах деятельности, соответствующих требованию уровня подготовки выпускников основной общеобразовательной школы: осуществлять самостоятельный поиск информации различного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в различных формах по методу проектов.Каковы же главные цели введения в школьную практику метода проектов:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
3. Развивать исследовательские умения.
Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время понятие “Новые образовательные технологии” не мыслится без метода проектов, по которым понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).
Метод проектов явление не новое в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30-е годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.
Первоначально его называли методом проблем и разработан он был американским философом и педагогом Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанном на его личных интересах.
В основе метода проектов лежит развитие когнитивных (познавательных) и творческих умений учащихся, а также умений самостоятельно конструировать свои знания.
В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".  
В настоящее время метод проектов приобрел популярность в связи
с растущей необходимостью формирования новой системы образования и воспитания молодежи,
ее переориентации на социализацию личности через участие в общественно значимой деятельности,
развитие способности к самостоятельному решению разнообразных жизненных трудностей и проблем
Новизна опыта
Новизна инновационного проекта заключается:
в адаптации приемов обучения с применением метода проектов по темам регионального компонента в организации дополнительного образования;
апробации приемов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации; разработке дидактических заданий для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Ожидаемый результат
Преподавателю Учащимся Родителям
Возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.
Учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
Приобретает коммуникативные навыки и умения;
Овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Возможность участвовать в процессе обучения, начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.
Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов работы по методу проектов, можно выделить следующие:
формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
формирование компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения;
повышение мотивации к обучению;
овладение компьютерной грамотностью обучающихся, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
организация проектно-исследовательской деятельности;
создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе;
развитие пространственного мышления, познавательных способностей обучающихся;
эстетическая привлекательность уроков;
развитие творческого потенциала учащихся.
Теоретическая база
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дью и, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Также я изучила труды Шликене Т. Н. «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся» и Аствацатурова Г. О. «Технология современного урока и творчества учителя школы».
Основное содержание проекта
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Сегодня, когда по требованиям ФГОС мы должны обучать детей не столько теоретическим понятиям по своему предмету, сколько учебным универсальным действиям, которые могут им пригодиться в жизни, одним из наиболее эффективных методов является метод проектов. Итак, что такое понятие «Метод проектов»?
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Основной задачей обучения по методу проектов, является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:а) выделение внутреннего учебного материала;
б) организация целесообразной деятельности;
в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.Исследовательский предмет может быть по содержанию:
• монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;
• межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;
• надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.
В нашей гимназии стало традицией ежегодно проводить проектные недели в дополнительном образовании. По своему предмету я проводила проектные недели, посвященные празднованию Шагаа.
Основными требованиями к использованию метода проектов в рамках проведения экспериментальной работы в гимназии были:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Определение конечных целей совместных/ индивидуальных проектов;
5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
7.Использование исследовательских методов:
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
• подведение итогов, корректировка, выводы
Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.
Самым сложным моментом для меня при введении проектной деятельности была организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Сначала нужно было подготовить и обучить самих классных руководителей, заинтересовать, увлечь их идеей об исследованиях по региональному компоненту, а именно по традициям и обычаям, быту тувинского народа. Далее необходимо было сформулировать 15-20 групповых тем на классы гимназии (по выбору). Темы дифференцировались по степени сложности, но это оказалось совсем не обязательно, так как выбор темы зависел от заинтересованности самих учащихся. Учащиеся должны иметь возможность выбрать тему проекта, степень сложности проектировочной деятельности.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Для четкой организации каждому классу я готовила отдельный график поэтапной работы выполнения проекта. Сроки подготовки и проведения проектной недели: от 10 до 14 дней.
Основные этапы выполнения проекта
Этап Сроки Задача Деятельность учащихся Деятельность учителя
Начинание 1 день Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы Уточняют информацию, обсуждают задание Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает
Планирование 1 день Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает
Принятие решения 1-2 дня Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование Наблюдает, консультирует
Выполнение 5-6 дней Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект. Наблюдает, советует (по просьбе)
Оценка
результатов 1-2 дня Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)
Защита
проекта 1 день Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка. Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
В первые годы проведения проектных недель при защите работ было видно, что классный руководитель все равно помогал детям. И это самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Допускалась некоторая помощь со стороны руководителя, если дети защиту проектной работы готовили с использованием компьютера, так как они презентационный материал самостоятельно подготовить не могли. Но ход проектной работы отслеживали по паспорту проекта, и важен был конечный продукт проекта.
В ходе проведения экспериментальной работы и проведения мною проектных недель я заметила, что, действительно, меняется роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогал им научиться работать в «команде». Из этих проектных недель в нашей гимназии выявились яркие дети, которые проявляют склонность к исследовательской работе. Они занимают призовые места в научно-исследовательских конференциях.
По типологии проектов в гимназии классам я предлагала по количеству участников - групповые (должен быть задействован каждый ребенок класса), по доминирующему методу - творческие (или исследовательские), по доминирующему содержательному аспекту – культурологические, по характеру контактов – региональные, по продолжительности – краткосрочные проекты.

Год Класс Тема проекта Выход
2012-
2013 5
1) «Тувинские игры для детей школьного возраста» Проектная неделя
«Шагаа»
6
2)Технология изготовления французского и тувинского сыра», «Тыва тоннарнынхевири» 7
3) «Тувинские национальные головные уборы» 8
4) «Каменные изваяния Тувы», «Видовое разнообразие змей в Туве» 9
5) «Обряды в день Шагаа», «Аъттындериг-херексели» 10 6) «Тувинские частушки о человеке труда» 2013-
2014 5
1) «Тыва торелболук» (Правильное произношение родственных имен) Проектная неделя
«Шагаа»
6
2) «Дожек-дою» (Обряд при рождении ребенка) 7
3)1-й проект «Порода лошадей» 2-й проект «Дошка-загадочный узел» 8
4) «Хылбыкбайырлалы» (Праздник подстригания волос ребенка) 9
5) 1-й проект «Древние молитвы тувинцев»
2-й проект «Тувинские национальные игры Шагаа» 10
6) «Олут езузу» (Традиция рассаживания людей в юрте) 11
7) «Куда езузу» (Свадебный обряд тувинцев)
8) Проект родителей, посвященный к Шагаа2014-
2015 5
«Кижиниң салаалары-биле холбашкан хемчээлдер» Проектная неделя
«Шагаа»
6 «Тыва йогурт» 7 Сөѳк хемдиир езулал» 8 «Өгге олурар езулал. Хоруглуг олуттар» 9 «Тос сыртык» 10 «Чыып алыр чемиштиг үнүштер» 11 «Ыдыктыг казымалдар» Проведение проектной недели Шагаа – это большой праздник для учащихся и учителей гимназии. Это могут быть различные выходы проектов при защите, начиная от представления простой «раскладушки» или концертных номеров, заканчивая целыми представлениями-показами или отрывками из спектаклей. Дети готовятся тщательно, приглашают родителей, друзей из других школ.
Как я уже обозначила ранее, из такой разнообразной исследовательской деятельности выявились способные дети по исследовательской работе. И я привлекала их к углубленному изучению своего предмета. Результат превзошел все мои ожидания. Активация познавательной деятельности детей повысилась не только по дополнительному образованию, но и в учебное время.
№ год УРОВЕНЬ место класс Ф.И.О. Тема доклада
1 2011 Кожуунный этап НПК школьников «Шаг в будущее» II место 10 класс Балды Ай-кыс“С.Сүрүң-оолдуң “Озалааш хем” деп чогаалында таарымчалыг маадырларны чуруп көргүскен сөстер”
2 2011 Кожуунный этап НПК школьников «Шаг в будущее» I место 10 класс Балды Ай-кыс«Анализ произведений В.Кок-оола»
3 2015 Кожуунный этап НПК школьников «Шаг в будущее» III место 11 класс Монгуш Анай-Кара
Орлановна«Образ 60-ти богатырей в представлении современной молодежи»
4 2015 Республиканский этап НПК школьников «Шаг в будущее» Участие 11 класс МонгушАнай-Кара
Орлановна«Образ 60-ти богатырей в представлении современной молодежи»
5 2015 Кожуунный этап НПК школьников «Чанчылывысутпаал, сагыызындегкамнаал!» II
место 11 класс Доржукай АржаанаКызыл-ооловна«Чоннуң аас чогаалы-
чаңчыл езулалдарның шыгжамыры»
6 2015 Кожуунный этап НПК школьников «Чанчылывысутпаал, сагыызындегкамнаал!»
II
место 8
класс Натпит-оол СылдысОлегович «Өггеолурарезулалдар. Хоруглуголуттар»
Заключение
Как учитель-экспериментатор в рамках эксперимента я проводила кожуунные и республиканские конференции, посвященные тувинским писателям-юбилярам. Особо яркой и насыщенной, с масштабным привлечением учащихся и учителей кожууна и республики прошла конференция, посвященная творчеству писателя Куулар Ч.Ч. «Тайна творчества, поднимающая дух человека». Также уже традиционно в 2015 году 14 ноября мною проведена конференция «Алдын хуннун саарылган херелдери» («Струи золотых солнечных лучей»), посвященная творчеству члена Союза писателей Российской Федерации Марии Амын-ооловны Кужугет с привлечением учителей и учащихся кожууна. Также учащимся гимназии посчастливилось познакомиться с творчеством замечательных современных писателей Ооржак Менги и Лидии Ооржак.
Для учителя главное – заинтересовать детей, как мы говорим в педагогике, активировать познавательную деятельность. Так, мне метод проектов помог сначала собрать детей в единый сплоченный коллектив, а далее уже углубленно работать с учащимися, которые занимаются исследовательской деятельностью.
Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя. И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе, учитель, в первую очередь, должен четко представлять что такое “проект”, как правильно организовать работу над проектом, какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом учащимся. Метод проектов помогает решить проблемы, связанные не только с образованием, но и с воспитанием учащихся, а именно с их социализацией.
Список литературы:
Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2007 г.
Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии (курс дистанционного обучения для учителя). – М., 2001.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч для администрации школ, 2000. – № 6. – С. 96.