Создание и использование электронных презентаций как одно из средств развития информационной компетенции учащихся на уроках литературы

Научно-исследовательская работа
«Создание и использование электронных презентаций как одно из средств развития информационной компетенции учащихся на уроках литературы»



Предметная область: литература
Ф.И.О. автора работы: Лобанова Лариса Ивановна
Возрастная категория: педагог
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 8 имени Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР В.М. Афанасьева» г. Брянска














Содержание
Введение .. стр. 3- 4
Основное содержание. стр. 4- 9
Выводы. стр. 9
Список литературы. стр. 10
Приложения. стр. 11-21
а) Приложение №1 «Типы презентаций» .. стр.11
б) Приложение №2 1.«Алгоритм работы учащегося..» стр.12
2.Макет проекта презентации стр.13-16
в) Приложение №3 «Объекты анализа» стр.17-20
г) Приложение № 4 Использование типа презентации «Объяснение нового материала».. стр.21














1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одобренная Правительством Российской Федерации, в качестве приоритетных направлений на первое место ставит переход к новым образовательным стандартам. При этом современное образование должно создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые обеспечили бы успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Одной из таких компетенций является информационная компетенция.
При анализе исследований PISA было установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез.
Таким образом, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
В настоящее время существует государственная программа компьютеризации школ, осуществление поставки компьютерной техники в школы, подключение школ к сети Интернет. Компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться и адаптироваться в современном мире. Умение работать с информацией повышает конкурентность учащегося первоначально в образовательной среде, а впоследствии и в сфере его профессиональной деятельности.
Итак, необходимость работы заключается в следующем:

Развитие информационных компетенций учащихся является
приоритетным направлением в Российском образовании.

Недостаточная разработанность образовательных стандартов нового поколения в интересующей нас области.


В педагогической науке не выработаны единые рекомендации для практиков и нет единого определения, классификации компетенций и их конкретизации в школьных программах.
Объект исследования: образовательный процесс, ориентированный на развитие информационных компетенций учащихся.
Предмет исследования: методика формирования информационных компетенций учащихся в работе с компьютерной презентацией в процессе овладения приёмами и методами информационного поиска.
Цель исследования: на основе анализа современной психологической и методической литературы, осмысления опыта учителей обосновать эффективность такого методического приема, как создание и использование электронных презентаций на уроках литературы, разработать методические рекомендации по созданию и использованию презентаций.
Гипотеза: На основе анализа собранной информации предполагаем, что систематическое внедрение методических рекомендаций по созданию и использованию компьютерных презентаций значительно повысит эффективность обучения учащихся на уроках литературы, повысит интерес к предмету.
Методы исследования: изучение и анализ методической литературы, наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках литературы, анкетирование учащихся, обработка полученной информации.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Брянска.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1.Раскрыть сущность понятия компетенции через представление разных точек зрения учёных, педагогов, выделение в них общих существенных элементов.
2.Представить существующие в педагогической науке взгляды на выделение информационной компетенции из числа других компетенций.
3.Составить методические рекомендации по составлению и использованию презентаций на уроках литературы.
4.Используя презентации на уроках, способствовать формированию и совершенствованию информационной компетенции учащихся.
Ожидаемый результат: методические рекомендации по использованию презентаций на уроках литературы повысят интерес учащихся к предмету «литература», усилят мотивацию познавательной деятельности, сделают процесс обучения более эффективным.

Проблема определения и классификации «компетенций» и «компетентностей» в педагогической науке.
В электронной энциклопедии «Википедия» определение компетенции дается следующим образом: компетенция (от лат. competere соответствовать, подходить) способность применять знания, умения; успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области; компетентный (от лат. competentis – соответствующий, способный)- обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области.
В отечественной научной литературе делаются попытки развести эти два термина, наполнив их разным содержанием. Например: под «компетенцией» понимается некоторое отчужденное, заранее заданное требование к подготовке человека, а под «компетентностью» – уже состоявшееся его личностное качество (характеристика).
Таким образом, компетентность – это проявленная компетенция человека. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности человека. Компетентность остается характеристикой человека, а компетенция тем, чем он уже владеет (способность, умение). Именно то, чем он владеет, и определяет его характеристику как компетентного. Поэтому нам важна не характеристика сама по себе, а то, что ее определяет, чем можно и нужно овладеть, чему можно научиться, т. е. компетенциям или компетентностям.
Доктор педагогических наук, академик А.В.Хуторской предлагает определения «компетенция» и «компетентность». «Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения».
Приведу также точку зрения доктора педагогических наук, профессора Е.Е. Вяземского: « Компетенции – это наиболее общие (универсальные) культурно выработанные способы действий (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества».
С. В. Степанов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, дает определение компетенции как совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности). Она является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере.
С учетом данных позиций определяются следующие группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования, информационные.
Нас интересуют информационные компетенции, которые включают в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Это умение владеть телевизором, магнитофоном, телефоном, факсом, компьютером, принтером, модемом и т.д. – современными средствами информации . Аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ. Интернет-поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача – информационными технологиями.
Таким образом, информационная компетенция позволяет:
Принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Самостоятельно ставить и обосновывать познавательную цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели.
Самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно - коммуникативных технологий.
Обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализ, синтез, обобщение, структурирования, прямого и косвенного доказательства, моделирование, мысленный эксперимент, систематизация материала) .
Использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Для российских школьников и педагогов область этой компетенции быстро и значительно расширяется за счет внедрения информационных технологий в учебный процесс.
Поэтому, работа по созданию и использованию электронных презентаций на уроке литературы – это один из способов формирования информационной компетенции учащихся.
Компьютер – это не только источник информации, но и средство обучения, позволяющее активизировать процесс познавательной деятельности, способствующей развитию гибкости мышления, умению ориентироваться в мире, информационном пространстве. Умение работать с информацией повышает конкурентоспособность человека в профессиональной деятельности.
Ученик должен знать компьютерные программы, при помощи которых можно создать презентацию. Одной из таких программ является программа MicrosoftPowerPoint, которая поможет создать мультимедийные презентации, слайды, составлять хронологические таблицы, насыщать урок различной информацией, иллюстрациями, звуком и т.д. Эта программа дает возможность выводить через проектор на экран карты, рисунки, портреты, видеофрагменты и т.д.
При подготовке к нетрадиционным формам урока: урок-семинар, урок-игра, урок-конференция, урок-практикум учащиеся сами используют видеофильмы, компьютерные программы, информацию Интернета. Все это позволяет рационально организовывать деятельность учащихся, повышать их мотивацию к изучению литературы.
Но учителю следует помнить о том, что ученик может удержать в памяти от 5 до 9 тезисов. Накопление большей информации ведет к загруженности усвоения материала. Таким образом, при создании презентации, которая планируется для показа в классе на общем экране должна писаться короткими фразами, которые воспринимаются «одним взглядом».
К оформлению слайдов также предъявляются определенные ребования, с которыми можно ознакомиться, например, на сайте: gcro.ru>ftp/opsop/skk_oforml_prez.dok.
При составлении и использовании электронных презентаций, важно знать типы презентаций. ( Приложение № 1)
Систему использования компьютера на уроке можно разделить на три уровня.
Первый уровень - компьютерная поддержка уроков. На этом уровне используется учителем в качестве средства визуализации материалов урока. Здесь достаточно использовать пакет программ MicrosoftOffice. На уроке литературы практикуются выступления учеников с использованием ИКТ программа MicrosoftPowerPoint – при помощи этой программы создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию текстовые фрагменты, анимацию, что позволит решать поставленные задачи на уроке. Презентация может использоваться на всех этапах урока: при постановке проблемы на уроке, при движении темы, на заключительном этапе, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны эффектные превращения, подборка портретов, цитат. Презентация может быть планом урока, его логической структурой. Она обеспечивает учителю возможность информационной поддержки; иллюстрирования; использования разнообразных упражнений; экономии времени; расширения образовательного пространства урока. Для ученика – это концентрация внимания; включение всех видов памяти; повышение интереса к предмету.
(Приложение №4)
Второй уровень - компьютерное сопровождение уроков. На этом уровне презентация является продуктом деятельности учителя. Она может осуществлять текущий контроль знаний учащихся, являться средством повторение ранее изученного материала.
Третий этап - использование современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков литературы с вовлечением в работу всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Уроки с использованием программ компании «Кирилл и Мефодий» всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Важно знать, что презентация строится по определенному плану:
- представляется тема проекта, ее актуальность, суть, цель, задачи, механизм реализации проекта, указывает основные этапы в реализации проекта, указывает время, потраченное на разработку данного проекта, называет форму представления итогов проведенной работы, а также то, каких результатов данная группа учащихся ждет от реализации деятельности, определяет реалистичность проекта;
- презентация итогов разработки проекта;
- учащиеся класса по итогам презентации оценивают деятельность всей группы в целом и каждого ученика в отдельности по пятибалльной системе. В конце занятия каждому в учебной группе товарищами будет выставлена средняя арифметическая оценка. Дополнительные баллы за оригинальность, творчество, находчивость может выставить учитель. ( Приложение № 2,3)

3. Таким образом, применяя данные методические рекомендации по созданию и использованию электронных презентаций на уроках литературы, я убедилась в том, что интерес учащихся к предмету «литература» намного стал выше, усилилась мотивация познавательной
деятельности учащихся на уроке. Дети научились работать с информацией: самостоятельно находить её, анализировать, производить отбор, обработку, обобщение, систематизировать материал. Овладение учащимися программой MicrosoftPowerPoint позволяет им плодотворно применять свои ЗУН на уроке, что способствует повышению качества образования детей. Моя гипотеза подтвердилась: качество обученности за 1 четверть по литературе -62% , 3 четверть- 89%. Учащиеся, задействованные в эксперименте, отличаются логикой изложения материала, культурой речи, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях. Могу утверждать, что создание и использование электронных презентаций на уроках является средством развития информационной компетенции учащихся. Приобретение информационной компетенции делает ученика компетентным в работе с информационно-коммуникативными технологиями и оценке своих возможностей. Такой ученик в будущем может стать успешным и востребованным в своей профессиональной деятельности.

4.Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:
1. Национальная образовательная инициатива. Проект «Наша новая школа»: pedsovet.orq>content/vient/5850/241
2. Исследования PISA-2009: centeroko.ru pisa09/pisa09.htm
3. Национальна программа компьютеризации школ: paidagogos.com>?cat=
4. Санитарно-гигиенические нормы при использовании компьютеров:
Rae.ru>Монографии> 42-1352
5.Хуторской А.В., «Формирование информационной компетентности личности» Интернет-журнал «Эйдос»: eidos.ru/yournal/2004/0622-09.h/
Апатова Н.В. «Информационные технологии в школьном образовании» М.,1994 г.
6.Материалы У1 Международной конференции «Информационные технологии образования» («ИТО-97/98)
7.Рыжкова Е.К. «ИКТ как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»
8.Болотов В.А. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /текст/ Журнал «Педагогика» -2003 № 10
9.Опыт учителей: «Формирование информационных компетенций на уроках русского языка и литературы» festival. 1sentember/ru ; revolution.allbest.ru ;
BestReferat.ru; olqa-sol-ileck.narod.ru/
10.Современная технология учебного занятия. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ./Сост. И.В. Анянова, А.А. Сиялов. Издание 2 доработанное. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
11.Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова [и др.] - 2-е изд., стереотип. - М: Глобус, 2010.
12.Интернет-портал "Сеть творческих учителей".
13.Презентация в PowerPoint :qcro.ru>ftq/opsop/sskk_oforml_prez.don/
14.Хуторской А.В. «Основы научного образования в современной школе» «Педагогика»,2004 №10 стр.13-15.
15.«Технология проектирования ключевых и предметных компетенций». Инновация в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сб. научных трудов. М., ГНУИСМО РАО,2006 г., с. 65-79.

Приложение № 1. Типы презентаций
Чаще всего на уроках литературы учитель и ученик использует презентацию «Плакаты» и «Тезисы». На слайдах только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению лежит на докладчике. Желателен единый шаблон оформления. Презентация «Тезисы» заменяет классную доску, используются слайды с тезисами, появление тезисов может быть анимирована. Выглядит это как конспект доклада. Такая презентация является очень полезной слушателям как краткая запись опорных моментов лекции учителя или доклада учащегося.
Презентация «Двойное действие»- помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может пояснять содержимое слайда, либо расширять его. В сопровождающем рассказе не касаются содержания текстов. В результате, при правильном распределении внимания учащихся задействуются три механизма восприятия: зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с тем, что говориться, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Визуальный материал может оставаться неизменным, а меняться текстовый ряд. И наоборот. Двойственность действия заключается в дополнении к обычным воздействиям – зрительному и слуховому, появляется третье. Такая загрузка слушателя наиболее эффективна в предметах гуманитарного цикла.
Презентации – опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть материалы пройденной темы или изученные художественные средства выразительности, литературоведческие термины. Вопросы к ученикам задаются в заголовке слайда, пояснение дается в ходе презентации. Возможны тестирования.
Презентации – объяснение нового материала. На уроке-лекции продемонстрировать портреты писателей, таблицу дат жизни и творчества писателя, литературоведческие термины.
Презентация – повторение пройденного материала. Могут использоваться предыдущие презентации, которые переработаны для повторения.
Активное включение учащихся в деятельность, результатом которой является создание информационного продукта – компьютерной презентации, способствует самовыражению и положительной мотивации учащихся к выполнению самостоятельной работы, использованию компьютера.

Приложение № 2. 1.Алгоритм работы учащегося над презентацией к уроку литературы с использованием проектной и информационной технологиями.
1. Проект: Биография писателя / А.С. Пушкин/ 7 класс. «Детские годы поэта» 2.Формулируем тему сообщения: Биография А.С. Пушкина
3. Предмет исследования: «Детские годы писателя».
Идея: рассказать о детстве писателя (даты жизни, место, где родился, мать и отец писателя, предки писателя по материнской и отцовской линии, учеба в лицее, друзья Пушкина, экзамен в лицее, ранняя лирика), пробудить интерес к творчеству поэта.
Актуальность: современный подросток практически не читает художественную литературу, лирику, поэтому дополнительная информация должна усилить интерес к писателю и подвигнуть подростка на самостоятельное чтение произведений.
Время проекта: 7 дней.
Вид: иллюстративная презентация, сообщение, чтение наизусть стихов.
Поиск в Интернете информации о биографии писателя, например:
Электронная энциклопедия Википедия – сайт: Wikipedia.ru ; биография русского поэта сайт: litera.ru>pushkin|bio.htme Philosofiya.ru>biograhi:htme; Портреты писателя и его членов семьи – сайт:images.yandex.ru >
Работа с информацией:
1.Внимательное чтение информации на сайте.
2. Составление плана будущего сообщения.
3. Отбор информации по плану, выписка тезисов.
4. Написание сообщения.
5. На основе сообщения подготовка презентации:
а) отбор иллюстративного материала из источников
Интернета;
б) отбор печатного материла для презентации;
в) составление рукописного макета презентации на листе;
г) работа по производству презентации при поддержки MicrosoftPowerPoint
6. Апробирование сообщения и презентации.
7. Защита проекта.
8. Оценка за проект.
2. Макет проекта (Сообщение о детских годах А.С. Пушкина с использованием презентации в качестве иллюстративного материала подготовили ученицы 7 а класса Казачкина Т., Баранова Т.,Буйневич В.)
На экране:
Слайд 1.
Памятник А.С. Пушкину в Петербурге (скульптор М.К. Аникушин 1957 г).

Ученица:
- Имя А.С. Пушкина – гениального русского поэта – известно далеко за пределами нашей Родины. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувшей её на одно из первых мест в мировой литературе.
Слайд 2.
Портрет А.С. Пушкина (работа О.А.Кипренского 1927 год)
Текст: 1799 – 1837

- А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая ( 6 июня) 1799 года.
Слайд 3. Портреты родителей поэта, прадеда Пушкина
Мать- Надежда Осиповна
(1775- 1836)
Миниатюра художника Ксавье де Местра (19 в.)





Отец- Сергей Львович
(1770-1848)
портрет неизвестного. художника ( 19.в)





Ибрагим Ганнибал
Текст: царский крестник




- Родители Пушкина были молоды: когда родился Александр, отцу было 29 лет, а матери- 23 года. Основателем фамилии матери поэта был «арап Петра Великого», абиссинский князёк, Абрам Петрович Ганнибал, который стал российским воином (участвовал в битве со шведами), военным инженером-строителем (строил военные крепости, тверские каналы, балтийские порты»). С его именем связано первое русское пособие по геометрии с чертежами. Надежда Осиповна унаследовала от своего предка некоторые черты характера: была достаточно властной женщиной, вспыльчивой и доброй.
Отец будущего поэта получил блестящее по тому времени образование: овладел не только французской прозаической речью, но и стихом. Вместе со своим братом увлекался литературой и собиранием старинных книг.
Слайд 4.
Барельеф няни поэта.
Арина Родионовна(1758-1828),няня
поэта


Портрет Пушкина в возрасте 3-хлет (миниатюра неизвестного художника)
1802-1803.Масло.

- Арина Родионовна была родом из села Кобрина, лежащего в шести верстах от Петербурга и принадлежащего матери поэта. Арина Родионовна была настоящей представительницей русских нянь: мастерски говорила сказки, знала народные поверья, пословицы, поговорки.
Слайд 5. Годы учения Пушкина в Царскосельском лицее.
Гравюра В.А.Фаворского «Пушкин- лицеист» ( 1935 год)
Рисунок здании лицея (неизвестный автор)

Комната А.С. Пушкина (фото музея)




- В июле 1811 года Пушкин вместе со своим дядей Василием Львовичем отправился из Москвы в Петербург. Лицей принадлежал к числу учебных заведений с энциклопедической программой воспитания. Лицеисты обязаны были пройти основной курс литературных, исторических, юридических и математических наук. В лицее много места отводилось литературе и самостоятельным литературным занятиям воспитанников. Были заведены рукописные журналы, где дебютировали юные поэты, первое место занимал Александр Пушкин. Слайд 6. Друзья поэта.
Портреты: Пущина, Дельвига, Кюхельбекера
текст: Всё те же мы, нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село


- Со многими из лицейских поэтов Пушкин остался дружен и после окончания лицея. Лучшими его друзьями были Дельвиг и Кюхельбекер,- один – вдумчивый и спокойный, другой – вечно восторженный и беспокойный, отличавшийся странностями характера( поэтический талант Кюхельбекера друзья долго не признавали). Воспоминания о дружной семье «товарищей-лицеистов» встречаются в стихах Пушкина.
Товарищ Пушкина И. Пущин ( будущий декабрист) писал о тогдашней жизни лицея : «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года». Война 1812 года и послевоенные события во многом определили развитие самосознания Пушкина и отразились в его творчестве. К темам Отечественной войны Пушкин возвращался не раз, всё глубже и полнее раскрывая исторический смысл событий. Война воспитала в Пушкине национальную гордость, твёрдую веру в творческие силы русского народа.
Однако поэзия лицейского периода Пушкина была сосредоточена на теме дружбы, любви и наслаждений жизни. Для лирики 1814-1815 годов характерно жизнерадостное настроение.
Слайд 7.
Репин «Пушки на экзамене в лицее читает стихотворение»
Репродукция картины


- Май 817 года «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают публику и родителей на выпускной экзамен Царскосельского Лицея. Экзамены шли 17 дней, было 15 экзаменов.
Твердо звучал голос на выпускном экзамене у Александра Пушкина. Он читал свое стихотворение, которое определило его жизненное призвание:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.












Приложение № 3. Объекты анализа.
Критерии оценивания презентации классом.
Команда учеников: Казачкина Т., БарановаТ., Буйневич В.
Тема: Детские годы А.С. Пушкина   
Критерии
Баллы
макс.
Оценка группы
Оценка класса
Оценка учителя

Содержание

Отражены цели исследования и выводы.
10
9
10
8

Содержание слайдов соответствует теме.
10
10
10
10

Тема раскрыта полно.
10
9
9
9

Исследование отвечает ОПВ и проблемным вопросам.
10
8
8
7

Приведён список использованных ресурсов.
5
5
5
5

Дизайн

Оформление презентации логично, эстетично.
5
5
5
5

Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами.
5
5
5
5

Использование эффектов анимации логично.
5
5
5
5

Организация

Текст написан грамотно, нет опечаток, сформулированные идеи изложены ясно.
10
10
10
10

Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией.
10
10
10
10

Чёткое планирование работы всей группы и каждого участника группы.
20
10
10
10

Общая оценка
100
87
87
85


Отличная работа 100 – 90 баллов
Хорошая работа 85 – 75баллов
Удовлетворительная работа 70 – 60 Публикация нуждается в доработке 55 – 45 Слабая работа 40 -
2.Общая анкета для участников проектов (+ указаны часто употребляемые ответы)
В эксперименте участвовало 20 человек из 29 человек класса.

Чем вызвано ваше желание участвовать в проектной деятельности?
Требованием родителей;
Желанием получить хорошие оценки по литературе; + 20
Стремлением получить глубокие знания по литературе; + 15
Какую оценку вы бы хотели получить за свой проект?
Отлично; + 20
Хорошо;
Удовлетворительно;
Любую;
Не нуждаюсь в оценке;
Какому виду деятельности при работе над проектом вы отдадите предпочтение?
Самостоятельному поиску источников информации; + 15
Работе с учебной литературой и другими источниками;
Самостоятельному оформлению результатов работы; + 5
Где, кроме уроков, вы планируете получать информацию для своего проекта?
Дома от родителей или родственников;
От друзей;
Из электронных носителей; + 16
В библиотеке из учебной, справочной, научно-популярной, художественной литературы; + 3
Из Интернета; + 17
Содержание какого учебного материала у вас вызывает повышенный интерес?
Биография писателя;
Произведение писателя + 4
Отражение эпохи в художественной литературе; + 5
Исследования проблемы личности;
ИКТ и использование их при изучении учебной темы;+ 11

Таким образом, делаем вывод, что работа по созданию и применению презентаций на уроке учащимися мотивируется следующим:
Желанием получить хорошие оценки.
Стремлением получить глубокие знания по предмету.
Самостоятельность в работе с информацией.
Работа с ресурсами Интернет.
Повышенный интерес вызывают уроки с использованием ИКТ, так как учащиеся глубже усваивают учебный материал по предмету.
Вывод.
Выступления учащихся, занятых в эксперименте, отличаются последовательностью, логикой изложения, культурой речи. Легко воспринимаются аудиторией. При ответе на вопросы участники группы демонстрируют глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.

3.Личная анкета (обобщенная) «Самоанализ коммуникативных компетенций учащихся».
«Мои достижения»

Критерии
Абсолютно
согласен
Согласен
Частично
согласен
Не согласен

Я в полной мере участвую во всех мероприятиях группы.
5 чел.
12
3
-

Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы.

17
3


Я высказываю в своей группе конструктивную критику.


20


Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне.

20



Я завершаю выполнение моих задач в соответствии с графиком.
1
15
4


Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними.

10
10


Я поддерживаю позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкиваемся с проблемами.

15
5



Вывод: Данная анкета раскрывает позитивный настрой работы в группах учащихся по созданию проектов презентаций, что положительно влияет на оценки, полученные за проект.
В ходе эксперимента учащиеся овладели первичными навыками информационной компетенции:
1. Самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели.
2.Самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно - коммуникативных технологий.
3.Обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализ, обобщение, моделирование, систематизация материала).
4.Использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Результаты по литературе за 1 , 2 ,3 четверть

Ф.И. ученика
1 четв.
2 четв.
3 четв.
Участники эксперим.

1.

4
4
5
+

2.

4
5
5
+

3.

4
3
4


4.

5
5
5
+

5.

5
5
5
+

6.

3
3
4


7.

4
4
5
+

8.

3
3
4


9.

3
4
4


10.

4
4
5
+

11.

5
5
5
+

12.

4
4
5
+

13.

3
3
4


14.

3
3
3


15.

5
5
5
+

16.

5
5
5
+

17.

3
3
4


18.

5
5
5
+

19.

4
4
4
+

20.

3
3
4
+

21.

5
5
5
+

22.

4
4
5
+

23.

3
3
3


24.

4
4
5
+

25.

3
4
4
+

26.

4
4
4
+

27.

4
5
5
+

28.

3
3
3


29.

3
3
4
+

«5»-15чел.; «4»- 11 чел.; «3»- 3 чел. Качество обученности -89 %



Приложение № 4
Так, для решения обучающей задачи на уроке литературы в 9 классе «Жизнь и творческий путь А.С. Пушкина» используется презентация, делающая рассказ учителя более эмоциональным, насыщенным, образным. Учитель не просто читает лекцию, а ведет беседу с учащимися, актуализирует знания учащихся, полученные ранее.
Во время лекции демонстрируются портреты писателя, написанные художниками Тропининым и Кипренским. На уроке русского языка по развитию речи учащиеся уже описывали эти два портрета, поэтому они легко узнают стиль художника, правильно называют авторов портрета, отвечая на вопросы учителя: « Назовите авторов данных портретов писателя?», «Что вы знаете об истории написания одного и другого портрета?», « В каком году был написан портрет Кипренким и в каком Тропининым ?» Показываются слайды презентации с фрагментами ранее изученных произведений А.С. Пушкина. Дети называют литературные произведения писателя, главных героев, вспоминают фабулу произведения. Это дает возможность эмоционально пережить прочитанное.
Далее, по ходу лекции учителя, учащиеся составляют в тетрадях таблицу с датами жизни писателя. Один из учеников готовил данное задание в качестве домашнего задания в форме презентации. Учащиеся получают возможность визуально сравнить свой материал в тетрадях с эталоном презентацией ученика.
Таким образом, видеоряд, представленный презентацией, активизирует учащихся, развивает речь, память, облагораживает эмоциональную атмосферу в классе, что имеет большую воспитательную силу и является хорошим диагностическим средством.
После урока проводится анкетирование учащихся. Привожу вопросы анкеты: что понравилось на уроке? что вы узнали нового для себя? помогла ли презентация усвоить лучше материал? испытываешь ли ты желание самостоятельно найти материал в интернете по теме урока, сделать презентацию? 100% учащихся ответили положительно на 3 вопроса. 75 % на последний вопрос.
Делаем вывод о том, что зрительное восприятие материала повышает качество его усвоения. Возникает желание самостоятельно работать в поиске и переработке информации










13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15