Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся


Выступление на педсовете МБОУ ОШ № 25
Учитель русского языка и литературы Н.В.Шевцова
ТЕМА
«Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности»
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»
Б. Паскаль.
Группу методов стимулирования можно условно подразделить на большие подгруппы:
- методы эмоционального стимулирования;
- методы развития познавательного интереса;
- методы формирования ответственности и обязательности;
- методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.
Методы эмоционального стимулирования
Приемом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьнику в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, примеры - аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.
Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Большое тебе спасибо!
Твои успехи всё заметнее!
Это твоя победа!
Красивая мысль!
Это интересно!
Я верю в тебя.
Это успешное начало!
Отлично!
Ты на верном пути.
Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
Методы развития познавательного интереса
Игровые методы – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. Такая игровая форма организации урока, как путешествие, представляет собой множество препятствий, преодолев которые, обучающиеся раскрепощаются и получают знания.
Причем они готовы принять за игру даже соревнование  «по рядам» - кто быстрее ответит на вопрос учебника, кто быстрее и правильнее справится с заданием по орфографии (морфемике, морфологии…), записанным на доске отдельно для каждого ряда.
На своих уроках применяю игры: «Кто больше?», «Слово рассыпалось»,  «Подберите пару», «Орфографическое домино», «Лексическое домино», «Терминологическое лото», «Заморочки из бочки», «Снежки», «Ворота», «Хлопки», «Следопыт» и др.Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других. Примеры тем для мини-дискуссии: «Причастие – это самостоятельная часть речи или особая форма глагола?», «Правомерно ли выделять категорию состояния в самостоятельную часть речи?».
Для появления интереса у школьников к словарным диктантам и тестам я использую следующий педагогический приём - «Кассы моих успехов и моих ошибок».
В начале учебного года я наклеиваю на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках из наборов «Бумага для записей. 10-12 слов - этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться, понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками - это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».

Методы формирования ответственности и обязательности
Метод взаимной проверки лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя учащимися друг у друга правильности выполненных ими заданий всегда вызывает высокий интерес. В ходе взаимопроверки школьник свою тетрадь отдает соседу по парте, а тетрадь соседа берет себе для проверки. Взаимопроверка работ начинается со сравнения списанных и решенных заданий с представленными учителем образцами.
Прием взаимных заданий способствует быстрейшему развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные соседями по парте или другими одноклассниками, например:
«Орфографическая пятиминутка»: спиши слова, вставь буквы и графически объясни орфограммы.
«Синтаксическая пятиминутка»: выполни синтаксический разбор предложения; определи количество грамматических основ и составь схему данного предложения.
«Тесты - пятиминутки» - выполни тест в течение 5 минут (в тесте 5 заданий).
Задания, полученные от соседа, могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью домашнего задания. Этот прием помогает мне достичь сразу несколько целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной деятельности; во-вторых, они включаются в творческую деятельность; в-третьих, проверяется домашнее задание, интерес к которому резко повышается.
Метод организации работы учащихся-консультантов -  несмотря на значительную сложность, представляет собой высокоэффективный метод организации взаимодействия учащихся и повышения их успеваемости. Основными достоинствами этого метода выступают два момента: увеличение предоставляемого учащимся времени на устные объяснения учебного материала (для более активного развития устной речи учащихся) и формирования в классе системы взаимопомощи.
Использую несколько вариантов метода организации работы консультантов:
- назначение консультантом одного из членов созданной или постоянно действующей группы на один урок (фрагмент урока);
- помощь слабым ученикам и подготовка их к ответу учителю после уроков (в группе продленного дня);
- помощь учащимся любому желающему во время урока после выполнения своей собственной работы.
Методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся
«Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.
Прием, заслуживающий внимания, - прием «толстые» и «тонкие» вопросы (на основе методики Б.Блума). Известный американский психолог и педагог Б.Блум создал систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.
Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов.
1. Простые вопросы.
2. Уточняющие вопросы.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
4. Творческие вопросы.
5. Оценочные вопросы.
6. Практические вопросы.
Вот пример использования ромашки Блума на уроке литературы в 6 классе
при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский»:

На уроках обобщающего характера необходимо вспомнить всё изученное по теме. Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
- посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); - по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
Излюбленным приемом на этапе рефлексии стал «Синквейн». Синквейн - белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. Детям очень нравится. Чаще всего использую этот метод на уроках русского языка и литературы с 8 класса.
Технология «Метод проектов»
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. (Полат Е.С. Метод проектов).
Уже несколько лет применяю данную технологию в своей работе на уроках литературы, начиная внедрять её с 5 класса. Что такое проект? Это работа, направленная на решение конкретной проблемы, совместная учебно-познавательная работа, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Сначала выбираем тему проекта, его тип, форму, количество участников. Далее продумываю возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. В итоге получаются очень продуктивные и интересные уроки. Ребята относятся к ним серьёзно, готовят рефераты, доклады, презентации. Этот вид работы способствует повышению культуры речи, так как в ходе исследовательской работы, учащиеся обогащают свой словарный запас, готовятся к устной защите. Например, в 5 классе по теме «Пословицы. Поговорки» дети готовили проект, целью которого было раскрыть переносный смысл той или иной пословицы, для этого дети делали зарисовки и писали мини-сочинение по пословице или поговорке. Итогом работы стал иллюстрированный сборник пословиц и поговорок учащихся.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
-словесные;
-наглядные и практические методы;
-репродуктивные и поисковые методы;
-методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Какие бы методы я не использовала, стараюсь заинтересовать детей творчеством, желанием решать всевозможные задачи и находить новые. Каждый урок должен быть открытием и для ученика, и для учителя, приносить радость познания.