Выступление на тему Организация и активизация познавательной деятельности учащихся 5-11 классов во внеурочное время

Организация и активизация познавательной деятельности
учащихся 5-11 классов во внеурочное время

Насущной проблемой сегодняшнего дня стало, на наш взгляд, формирование познавательной самостоятельности личности, что возможно только при смене приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.
На основе анализа научной литературы, изучения особенностей процесса обучения старших школьников и проведенных исследований мы рассматриваем познавательную самостоятельность как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения любых проблем.
Обязательным условием формирования познавательной самостоятельности старшеклассников, по нашему мнению, является использование внеурочной деятельности в этом процессе. Внеурочная деятельность учащихся при изучении естественно-научных дисциплин часто является продолжением учебной работы, т.е. выступает полноправным компонентом воспитательно-образовательного процесса, направленного на систематическое образование школьников, развитие у них творческих способностей.
К методам, средствам и формам внеурочной работы старших школьников, посредством которых осуществляется процесс целенаправленного формирования у них познавательной самостоятельности, мы относим:
1) научно-исследовательскую деятельность, которая позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать свои способности. Исследовательские работы школьников способствуют возникновению и закреплению интереса учащихся к научной работе;
2) школьные научно-исследовательские экспедиции, которые позволяют исследовательскую деятельность учащихся ориентировать на полевую, экспедиционную работу. Главные цели экспедиций - сбор экспериментального материала в полевых условиях с последующей их обработкой и представлением на научно-практических конференциях. Тематика экспедиционных исследований может охватывать различные области знаний;
3) полевые практики в отличие от экспедиций тесно связаны с изученным в течение учебного года материалом;
4) научно-практические конференции являются итогом научно-исследовательской деятельности старшеклассников. На конференцию выносятся результаты работы старшеклассников в учебно-исследовательских экспедициях, полевых практиках и лабораториях в рамках научно-исследовательского общества учащихся школы;
5) главная задача предметных олимпиад, на наш взгляд, заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся;
6) тематические вечера, выставки, диспуты и другие мероприятия активизируют гуманитарные способности учащихся и позволяют проводить в жизнь принцип "непосредственного" участия школьников в добывании знаний.
Таким образом, внеурочная работа обладает большими возможностями в формировании познавательной самостоятельности школьников.
Применение Интернет - технологий во внеурочной деятельности учащихся
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако необходимо учитывать то, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения и информационно-предметная среда, прежде всего, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. А Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - средство реализации этих целей и задач.
По этой причине, следует определить, для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть.
Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны в образовательном процессе.
Рассмотрим некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые можно применять в образовательном процессе.
Вещательные услуги:
- книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
- обучающие и другие имеющие отношение к педагогике компьютерные программы;
- электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;
- обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы, словари, справочники.
Интерактивные услуги:
- электронная почта;·
- электронные телеконференции;·
- IRC (Internet Relay Chat).
Поисковые услуги:
- каталоги;·
- поисковые системы;·
- метапоисковые системы.
Все указанные услуги уже существуют и достаточно хорошо развиты в русскоязычном Интернете.
Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:
1. Курсы дистанционного обучения.
2. Курсы, программы, предназначенные для самообразования.
3. Обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты.
4. Методические объединения учителей.
5. Телеконференции.
6. Консультационные виртуальные центры (для школьников, учителей, родителей).
7. Научные объединения (для школьников, учителей).
Большинство информационных ресурсов сети Интернет можно использовать не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности.
Причем во многих видах внеурочной деятельности тесно приплетаются такие услуги Интернет, как вещательные, так и поисковые, интерактивные и информационные.
Естественно, что комплексное использование возможностей компьютерной сети, можно добиться действительно превосходных результатов.
Рассмотрим пути применения некоторых из перечисленных предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети.
Поиск и отбор теоретического материала.
Этот вид внеурочной деятельности изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Часто, для проведения внеклассных мероприятий, например при проведении математической викторины, посвященной решению квадратных уравнений, необходимо подготовить много теоретического материала, в том числе и исторические справки, новые методы. Ученики сами подбирают теоретический материал под руководством учителя. В этом нет ничего нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе воспользоваться ученики.
Речь не идет о том, чтобы оборудовать каждый кабинет необходимым количеством компьютеров и организовать учебный процесс только таким образом, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными программами. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Речь главным образом идет о другом - о включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности.
Интернет содержит в себе огромную массу информации, как полезной, так и в какой-то мере вредной для детских умов.
Перед учителем ставится задача не только отследить сам материал, но и правильно организовать его поиск и отбор.
Но зато, сколько дополнительных возможностей открывает Интернет.
Вашему вниманию открываются книги, газеты, журналы, электронные библиотеки, базы данных, информационные системы, словари и справочники. Причем разных авторов и на разных языках, а что самое важное – не выходя из дома или компьютерного класса.
Учащиеся учатся обращаться с новой для них информацией. Этот вид деятельности широко применяется в телекоммуникационных проектах, о которых в дальнейшем будет рассказан подробнее.
Вышеперечисленные формы внеурочной работы активно используются учителями-предметниками нашей школы. Подводя итоги этого учебного года, хочется отметить, что
- учащихся стали победителями (Язданов Н.Г., Васильев В.Д., Габитов Ф.Р., Гаврилова Е.В., Даутов А.М.), учащихся призерами районных (Искандарова Ф.С.), победителями и призерами, участниками предметных олимпиад республиканского уровня (Васильев В.Д., Габитов Ф.Р., Язданов Н.Г., Гаврилова Е.В.), а Ларионов Олег будет участвовать во всероссийской олимпиаде по ОБЖ (Васильев В.Д.);
- результаты интеллектуального марафона: Ларионов Антон (5 класс)-1 место (Язданов Н.Г.),
- содержательно и насыщенно прошли предметные недели: математики, русского языка и литературы, английского языка и литературы, родных языков, истории, географии,
- успешно работало НОУ:
Участие в районной НПК «Старт в науку»;
Ко Дню российской науки провели НПК на тему: «Нанотехнологии и современность»;
Участие в республиканской НПК «Чистая наука» (Ильмира и Ильвира Мулюковы, 7 класс, рук. Васильева Л.Д.);
Участие в республиканской НПК «Николаевские чтения» (Мартынова Лидия, 9 класс, рук. Васильева Л.Д.; Яковлева Марина, 7 класс, рук. Трифонов А.В.);
Участие в республиканской НПК «Ибрагимовские чтения» (Мартынова Л., рук. Васильева Л.Д., Габитов И., рук. Искандарова Ф.С., Атангулов И., рук. Мулюкова М.В., Абзалилова Л. и Рахматуллина А., рук. Атангулова Р.Т.);
- участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» (рук. Гаврилова Е.В., Мулюкова М.В.);
- участие в конкурсе «Инфознайка» (рук. Васильева Л.Д.), «Эрудиты планеты»;
- участие в интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты» (11 класс, рук. Даутов А.М., Васильева Л.Д., Васильев В.Д., Мулюкова М.В., Габитов Ф.Р., Язданов Н.Г.);
- участие в конкурсе «Чувашская ласточка» (5-9 классы, рук. Трифонов А.В.);
- тематические вечера, конкурсы чтецов, акции, конкурсы сочинений «Лучший урок письма», увлекательные поездки, экскурсии
15