Решение речевых ситуаций как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе


Актуальный педагогический опыт сформировался на базе МОУ «Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г.Ачкасова Белгородского района, Белгородской области». Учитедь Родионова Л. Е.РАЗДЕЛ I
Информация об опыте
1. Условия возникновения и становления опыта
Актуальный педагогический опыт сформировался на базе МОУ «Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г.Ачкасова Белгородского района, Белгородской области».
В последнее десятилетие система начального образования России претерпела существенные положительные изменения. К ним прежде всего относятся: корректировка целей обучения в соответствии с современными развивающими концепциями, преемственность начальной ступени школы с предыдущей и последующей ступенями, введение и реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Эти проблемы тесно связаны с методическим решением вопросов речевого развития младших школьников.
Развитие речи провозглашается современными программами как первоочередная задача обучения, как конечная его цель, как ведущий принцип обучения родному языку. В начальной школе сложилась целостная система речевого развития, базирующаяся на закономерностях усвоения родной речи (Л.П. Федоренко), на современных научных данных о речевой деятельности, на функционально-семантическом подходе к изучению номинативных и коммуникативных единиц языка.
Учет принципа преемственности в обучении младших школьников диктуется, с одной стороны, современными достижениями дошкольного образования, появлением новых образовательных программ, направленных на развитие речевой деятельности дошкольников. С другой стороны, значительные изменения в программах средней школы, введение в них речеведческих понятий текст, типы текста и т.п. обусловили усиление коммуникативной направленности преподавания русского языка и необходимость координации содержания обучения в начальной и средней школе.
Еще одна проблема связана с введением и реализацией федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, который нацелен не только уровень достижений, успешность формирования знаний, но и сформированность психических и личностных новообразований ребенка: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.
В 2013-2014 учебном году во втором классе была проведена диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка по методикам Е.В. Архиповой, М.Р.Львова. По результатам диагностики были выявлены следующие группы учащихся: с высоким уровнем сформированности коммуникативных УУД – 17 %, со средним – 42%, с низким – 41%.
Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о недостаточном уровне коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся и необходимости создать педагогические условия для их развития.

2. Актуальность опыта
В свете существующих в современной методике установок на коммуникативность, системность, развивающий характер обучения вопросы речевого развития младших школьников в настоящее время еще далеки от методической завершенности. Как свидетельствует практика школы, анализ программ, наблюдения за учебным процессом, аспектная работа над развитием речи младших школьников (в связи с изучением грамматики и правописания), преобладающая сегодня на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, не способствует в должной мере формированию лексического запаса и грамматического строя речи учеников. Пропедевтическая направленность в лексической (словарной, как ее называют в практике школы) работе, провозглашенная действующими программами по русскому языку, сдерживает развивающие возможности обогащения лексикона детей, делает ее односторонней и явно грамматикоцентрической, что отрицательно сказывается на уровне развития речи в целом.
Государственным стандартом в современную начальную школу введено понятие «литературное чтение». Литературное чтение предполагает введение понятия «литературное образование», а в качестве критерия качества подготовки оценку литературного развития, что является составной частью образовательной системы в целом.
Следующая особенность курса литературного чтения связана с узакониванием связи «текст - книга» как единого комплекса учебного материла. Книга определена как учебный материал, составляющий единство слияния разных видов искусств: литературного, художественно-графического, полиграфического, как источник социально-нравственного опыта поколений, где ведущим и объединяющим фактором является текст.
Новые тенденции в характере организации учебного процесса в начальной школе в связи с реализацией ФГОС начального общего образования и изменения в характеристике ребенка 6-9 лет представлены в Примерных программах общеобразовательной начальной школы. Все они нашли свое воплощение в учебно-методическом комплексе «Литературное чтение».
Поскольку коммуникативные универсальные учебные действия для успешного обучения на уроках литературного чтения и в начальной школе в целом должны быть сформированы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, использование речевых ситуаций на основе литературных текстов является особенно актуальным и востребованным в обучении младших школьников.
3.Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании технологии решения речевых ситуаций как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.
4.Длительность работы над опытом
1 этап (2014-2015 уч. г.) – выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, выбор методов их решения;
2 этап (2015-2016 уч. год) – этап корректировки и реализации задач, методов и средств достижения цели;
3 этап (2016 – 2017 уч. год) – становление опыта, оценка результатов.
5. Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы учителя по использованию технологии решения речевых ситуаций как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
На уроках литературного чтения создается атмосфера непосредственной коммуникации, которая в процессе литературной подготовки выражается серез выразительное чтение, драматизацию, инсценирование, систему внеурочной деятельности, построенную на самостоятельности младших школьников. Определено содержание учебного материала, система методов и приемов игровой направленности, которые являются обязательным компонентом системы. Введено последовательное освоение литературных форм, которые построены на игре: потешки, песенки, игровой фольклор, загадки, драматические произведения. Выверены и выстроены в систему приемы воспризведения литературного материала, основанные на коммуникации (диалоги, пересказы, инсценирование, драматизация, школьный театр). Наконец, введен алгоритм решения речевых ситуаций на основе технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон как способ аналитического подхода к анализу литературного произведения. При этом на практике реализуется принцип активности учащихся, когда обучаемый занимает позицию субъекта, активного участника учебного процесса.
6.Теоретическая база опыта
Последние два десятилетия ознаменованы появлением и утверждением коммуникативно-деятельностного направления в методических исследованиях в области преподавания в начальной школе, заданного трудами ученых и методистов М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Т.А. Ладыженской, Г.А. Фомичевой. Работы этих ученых объединяет деятельностный подход к проблемам формирования грамматического строя речи учащихся, широкое использование новейших достижений теории речевой деятельности, комплексное решение проблем речевого развития младших школьников.
Коммуникативное направление связано с выявлением закономерностей языка как средства человеческого общения. В рамках этого направления предлагаются различные подходы к организации обучения.
Теория речевой деятельности оказала существенное влияние на становление методики развития речи. В частности, глубоко исследованы условия формирования речевой деятельности учащихся средней школы в процессе изучения родного языка (Еремеева А.П.). Деятельностные концепции стали основополагающими в трудах представителей коммуникативного направления. При этом коммуникативный подход оказал существенное влияние на процесс совершенствования методики преподавания русского языка как иностранного, так и родного. Важный вклад в углубление нашего понимания коммуникативного принципа обучения, становления языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся внесли труды методистов, разрабатывающие вопросы изучения русского языка и развития русской речи в двуязычной аудитории (Е.А. Быстрова, Р.Б. Сабаткоев, Н.Б. Экба).
Проблема текста в методике обучения русскому языку в начальной школе хотя и находит свое отражение в публикациях, однако в целом эти вопросы еще далеки от теоретической завершенности. В начальной школе методологической основой изучения родного языка стала взаимосвязь лексики, словообразования и грамматики (Рамзаева Т.Г.). Вопросы развития речи при обучении младших школьников чтению сегодня наиболее полно исследованы В.Г. Горецким.
Глубокое комплексное теоретическое освоение проблем становления грамматического строя речи младших школьников состоялось благодаря исследованиям Г.А Фомичевой и ее учеников, в чьих трудах получили свое развитие закономерности усвоения родной речи (Л.Ф. Федоренко), которые реализуются в рамках законченных вариантов методических систем.
Коммуникативные действия, обеспечивающие социальную компетентность учащихся, их умение выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выделяются умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Достижение определенных результатов, и в частности формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, возможно лишь в ходе целенаправленно организованного образовательного процесса.
Согласно положениям культурно-исторического подхода, служащего методологической основой концепции универсальных учебных действий, взаимодействие (сотрудничество) ребенка со взрослым выполняет несколько фундаментальных функций:
- трансляцию культурно-исторического опыта человечества;
- организацию деятельности ребенка по присвоению этого опыта, что является решающим условием его социализации;
- предоставление средств для осуществления и организации процесса мышления, т.е. слово становится средством обобщения.
Задачи общения, сотрудничества и взаимодействия решаются при опоре на речевые средства и действия.
К основным видам речевых действий относятся:
- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений;
- речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, как и в форме внутренней речи.
На уроках литературного чтения формирование УУД младших школьников происходит через организацию учебного сотрудничества в контексте технологии «Ситуация» и литературных бесед.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в использовании технологии решения речевых ситуаций как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.
РАЗДЕЛ II.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель данного педагогического опыта заключается в обеспечении положительной динамики развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по данной теме с целью выявления педагогически целесообразных условий для развития коммуникативных учебных действий.
Разработать и апробировать технологию решения речевых ситуаций как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Создать педагогические условия использования решения речевых ситуаций как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Согласно словарю С.И. Ожегова, технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – это научное описание способа производства, то есть совокупности тех процессов, которые обеспечивают получение определенного производственного результата.
Исходя из этого, под педагогической технологией мы будем понимать научное описание способа достижения педагогического результата, т.е. совокупности тех правил, педагогических приемов и способов организации взаимодействия с детьми, которые обеспечивают достижение поставленной цели.
Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторов, которые при этом должны учитываться. С одной стороны каждый ребенок индивидуален, поэтому педагогическая технология должна использоваться педагогом не как догма и самоцель, а как инструмент для проектирования и рефлексии своей деятельности. С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.
Технология деятельностного метода (ТДМ) разработана в середине 1990-х гг., т.е. около 20 лет назад. За это время она прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность. Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, организовывать их познавательную деятельность на основе общих методологических законов деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).
Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество.
Технология «Ситуация» представляет собой адаптированный вариант ТДМ Людмилы Георгиевны Петерсон. Данную технологию мы применяем на уроках литературного чтения начиная с первого класса начальной школы.
В культуре веками складывался и сегодня известен наиболее короткий и эффективный путь достижения результата – так называемый метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации, описанный в общей теории деятельности.
Метод рефлексивной самоорганизации заключается в следующем:
•при столкновении в каком-либо действии с затруднением сначала надо остановиться и зафиксировать его. Зафиксировать затруднение – это значит понять и признать, что в данный момент что-то не получается (это всегда происходит в форме: «Я не могу …» – называется некоторое конкретное действие, которое не получилось). Обратимся к психологическому словарю: «Затруднение – это помеха, препятствие в достижении цели деятельности». Задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями, («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для саморазвития на протяжении всей жизни.
Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.
•затем нужно проанализировать выполненное действие и определить, где (в чем) возникло затруднение (место затруднения);
•необходимо понять, по какой причине оно возникло;
•надо поставить перед собой цель, направленную на устранение причины затруднения, выбрать адекватный способ действий и построить проект;
•и наконец, нужно реализовать проект.
Если сказать коротко, то суть рефлексивного метода заключается в том, что в ситуации затруднения следует искать и устранять его причину, а не искать, например, виновных, обижаться, огорчаться – все это не поможет в достижении цели. Эффективность такого способа действий обычно не вызывает сомнения, однако в жизни его встретишь не часто – этому надо специально учиться.
Очевидно, что если этот метод позволяет человеку стать успешным в жизни, то его стоит заложить в структуру организации образовательного процесса. Тогда многократный опыт выполнения этих универсальных действий (фиксация затруднения, выявление его места и причины, постановка цели, построение проекта, самоконтроль и пр.) на основе деятельности, а в последующем – и осознание их, как раз и позволит человеку стать «созидателем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни» (А. Дистервег), – т.е. реализовать ту цель образования, которая сегодня актуальна на всех его уровнях.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для приобретения первичного опыта выполнения действия по преодолению затруднений. Именно поэтому в основу технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон положен метод рефлексивной самоорганизации, позволяющий поэтапно и последовательно в системе непрерывного образования формировать у детей механизмы самоизменения, саморазвития и самовоспитания.
Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др. В своей целостности данная технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций. Следует отметить, что такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр.), а также по локализации во времени (например, тематические проекты, проводимые в течение дня или недели и др.). Несмотря на все отличия, они имеют сходную структуру – шесть последовательных этапов, соответствующих этапам метода рефлексивной самоорганизации:
1.Введение в ситуацию.
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую» цель, основанную на ключевых потребностях и интересах детей).
Для этого педагог включает детей в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках, или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т.п. Источниками формирования ситуация могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в жизни группы), воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе, средствах массовой информации и пр. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с программными задачами обучения, воспитания, развития («взрослой» целью). Как подчеркивал Л.С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.
На этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»). Например, при изучении произведений устного народного творчества очень важно на этом этапе выявлять и обогащать читательский опыт детей, самостоятельно оценить свою начитанность и предложить самостоятельную работу из трёх заданий: 1.Что такое устное народное творчество? 2 Заполнить схему «Произведения фольклора» 3.Найти ошибку- в 1 классе, во 2 классе, работа над произведениями данного жанра расширяется. На уроках нужно повторять и закреплять понятия сказка , авторская и народна сказка , загадка, пословицы ,поговорки и их сравнение.
2. Актуализация знаний и умений.
На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, учитель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом у детей формируются такие универсальные учебные действия, как умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки. При этом дети обычно находятся в некоем своем смысловом пространстве, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым «открытиям». Например, при изучении произведения «Синие листья» В. А. Осеева учитель просит определить главную мысль рассказа, найти предложение , в котором она заключена. Различает ли Катя такие качества, как жадность и бережливость.
3. Затруднение в ситуации.
Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным действием». Но выполнение этого действия связано с тем новым знанием (понятием или способом действия), которое ребенку предстоит только «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. Возникает затруднение. Учитель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины (причин).
Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок младших школьников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. Вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать – не страшно, страшно – не узнать».
Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью). Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.
Таким образом, четко следуя этапам технологии, учитель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.
Например, при изучении произведения Л. Н. Толстой . «Детство» Учащиеся узнают много нового и необычного о жизни и творчестве Толстого. Особенно их поразило его уважение к бедным людям, внимание к ребёнку.
4.«Открытие» нового знания.
На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.
С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?») воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
В младшем школьном возрасте основными способами преодоления затруднения могут быть способы «попробовать догадаться самому», «придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их. Позже добавляется еще один способ – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя различные формы организации детских видов деятельности, педагог помогает детям «открыть» новое знание, которое фиксируется ими в речи и знаково. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания.
Например, при изучении произведения Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» дети приходят к выводу после нахождения слов автора «Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.» Автор хотел сказать , что очень многое зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.
5.Включение нового знания в систему знаний.
На данном этапе учитель создает ситуации, предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.
При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность Дети приобретают опыт выполнения контроля за способом выполнения своих действий и действий сверстников. Использование на данном этапе различных форм организации той или иной деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения младших школьников.
6.Осмысление.
Завершающий этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью системы вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» — учитель подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»). На этом этапе особо следует уделить внимание эмоциональной составляющей взаимодействия взрослого и детей: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела (от совершенного открытия, от совместной работы и т.д.). Таким образом, реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).
Например, при изучении произведения К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».Воспитание доброго отношения к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать прекрасное, осознавать своё место в жизни.
Данная технология была реализована на уроках литературного чтения в 2014-2016 гг. Анализ литературного произведения предполагает на основе определенных подходов и специфического инструментария выявление замысла автора, оценку художественной, эстетической, социальной ценности произведения, мастерства писателя, места произведения в системе литературы и т. д. В начальной школе основу литературного чтения составляет знакомство с литературным произведением, где осваивается позитивный социальный, художественный и эстетический опыт, который прямо сопряжен с его воспитывающим воздействием, т. е. происходит освоение нравственно-эстетического опыта человечества средствами художественного слова, формируется представление о специфическом языке литературы и совершенствуется речь ребенка. Например, в рамках технологии «Ситуация» в ходе изучения произведения Л.Н. Толстого «Акула» было организовано обсуждение мотивов поступка мальчика, капитана, матросов и пассажиров на палубе, в ходе которого дети самостоятельно сделали вывод о …
Литературный процесс и творческий путь писателя не являются предметом изучения. Он представлен в системе компоновки основного литературного материала учебника. В 1 классе дается общее представление о книге и произведении на материале, близком детям: устное народное творчество и литература и книга XX в., во 2—4 классах на каждом году обучения последовательно представлены устное народное творчество, литература XIX, XX и XXI вв. Использование технологии «Ситуация» позволяет ребенку погружаться в специфическую образную систему и накапливать представления о времени, событиях, людях, нравственно-эстетических ценностях, особенности языка, творцах книг — писателях и поэтах. Например, знакомство с биографией А.С. Пушкина мы начали с вопроса: Что такое Лукоморье? (волшебная страна) Ребята, как вы думаете, как эта страна появилась? (один из ответов детей звучал так: «Богатырь пустил стрелу в море, стрела обросла сушей и появилось Лукоморье»). Как можно попасть в Лукоморье? (во сне, через волшебное окошко). Кто рассказал нам о Лукоморье? (А.С.Пушкин).
Литературоведческая пропедевтика вводит младшего школьника в культуру чтения и в культуру словесного творчества. Методика литературного чтения в начальной школе задает грамотный системный подход к освоению произведения на основе формирования представления о теме, персонаже, ходе действия, языке и композиции средствами практических приемов чтения (сознательного и целевого перечитывания; выборочного чтения; выразительного чтения; чтения с предугадыванием), плана, пересказа, литературной игры, как системы приемов творческого чтения.
Представления, составляющие систему литературоведческой пропедевтики, формируются на основе обобщения читательского опыта учащихся и становятся составной частью культуры восприятия и освоения произведения и книги. Литературное чтение предполагает знакомство младшего школьника со всем многообразием круга детского чтения: тематическим, жанровым, авторским, ориентируясь на классические произведения и произведения, прошедшие апробации критики, но и предполагает обращение к произведениям и книгам, которые отражают современное состояние литературы.
Кроме технологии «Ситуация» на уроках литературного чтения в начальной школе нами были разработаны литературные беседы. По содержанию это беседа с элементами чтения, рассуждения, обмена мнениями, рассказыванием, составлением плана, разучиванием, декламацией, литературной игрой и т. д. На каждом году обучения она имеет особое содержание и вариативные решения, где выделяются направления коммуникации, основная учебная задача — освоение текста произведения, способ ее решения.
В первом классе основная цель - освоение фактического содержания произведения на эмоционально-образной основе. Способ решения: нахождение в тексте заданного эпизода, факта, описания, воспроизведение текста. Например: русская народная сказка «Рукавичка». Учащиеся пытаются передать прочитанное эмоционально, инсценруя сказку по ролям.
-Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе…)
Во втором классе - выявление смысла произведения через освоение системы «слово — образ», «образ — слово». Способ решения - освоение через конкретную систему поступков, описаний, картин и т. д., абстрактных, отвлеченных понятий, представлений, характеристик. Приведение к образной, конкретной системе картин, описаний, поступков абстрактных понятий, представлений, характеристик. Например: В.А.Осеева «Волшебное слово» на уроке мы говорим о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы убеждаемся, знакомясь с данным рассказом. (приложение 3)
В третьем классе - освоение особенности передачи замысла через изображение героев, ситуаций, чувств. Способ решения - анализ отдельных сторон изображаемого: внешняя характеристика героя, поступок, чувства, отношения и т.д. Например, произведение А. И. Куприна «Слон» способствует воспитанию чувства сострадания к ближнему, любви к животным.-Что вы испытывали при чтении текста?
- Выберите из предложенных слов те, которые передают ваши чувства и настроение в начале произведения и в конце.
(приложение 4)
Четвертый класс - осмысление нравственной задачи, поставленной в произведении. Способ решения - обобщение на основе комплексного анализа ведущих характеристик: характера героя, поступков, отношений, чувств. Например, в произведении К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» перед учащимися ставится прблема (определить и ответить на вопрс «Что такое счастье?») Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающее это ("Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни."). (приложение 5).
Данная работа повышает культуру словесного творчества младших школьников, способствует развитию их коммуникативных умений.

РАЗДЕЛ III
Результативность опыта
Анализ опыта работы учителя за три года показал, что использование системы технологии решения речевых ситуаций как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе положительно сказывается на результативности учебной деятельности.
Качество знаний по литературному чтению
Приведем в качестве показателя результативности мониторинг успеваемости по русскому языку на конец 2015-2016 и начало 2016-2017 уч.гг.
2015-2016 уч.г.
Класс Предмет Учитель Успеваемость Ср. балл
5 4 3 2 2 Г Литературное чтение Родионова Л.Е. 7 12 5 0 4,1
2016-2017 уч.г.
Класс Предмет Учитель Успеваемость Ср. балл
5 4 3 2 3Г Литературное чтение Родионова Л.Е. 11 13 1 4,5
Диагностика уровня развития коммуникативных УУД при выпуске из начальной школы (по методике Е.В. Архиповой) показала, что высокий уровень имеют 46 % обучающихся класса, средний уровень – 50 %, низкий уровень – 4 %).

Результаты участия в конкурсах исследовательских работ и творческих проектов:
2014-2015 учебный год
Заяц Виктория – победитель конкурса юных путешественников «По родному краю – с любовью», номинация «Литературное творчество»;
Беседин Кирилл – лауреат муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ «Я – исследователь»;
2015-2016 учебный год
Панченко Александра - победитель регионального этапа игрового конкурса «Человек и природа»;
Бойченцова Яна - победитель конкурса юных путешественников «По родному краю – с любовью», номинация «Литературное творчество»;
Литература
Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников. – Автореферат дис. на соискание уч.степени док.пед.наук. –М., 1998.
Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 1 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-026213-2.
Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 2 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-028337-3.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2013. - 151, [1] с. (Стандарты второго поколения) (ФГОС). - ISBN 978-5-09-030976-9.
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Российская академия наук, Российская академия образования, Издательство "Просвещение". - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.: ил. - ISBN 978-5-09-020586-3.
Лебединцев В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В. Б. Лебединцев // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. - М.:МЦФЭР,2012.-N4.-С.33-47.
Литературное чтение. Поурочные разработки. 1 класс: Технологические карты уроков. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.В. Бойкина, Л.С. Илюшин, Т.Г. Галактионова и др. - М., СПб.: Просвещение, 2012. - 88 с. - (Школа России). - ISBN 978-5-09-028846-0.
Логинова О.Б.  Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс / Под ред. О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 60 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023089-6
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
 Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 3 ч. Ч. 3 / С.А. Анащенкова, М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 274 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-018587-5(3).
Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов: на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000... " / Л. Г. Петерсон // Начальная школа. - 2008. - N 11. - С. 9-14.
Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Новый надпредметный курс "Мир деятельности"/ Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева // Начальная школа. - 2012. - № 11. - С. 6-13. Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников (образовательная технология "Ситуация") / Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 2.
Петерсон  Л. Г. "Новая парадигма" образования: метафора или вектор развития?: (концепция построения непрерывной системы российского образования на основе системно-деятельностного подхода) / Л. Г. Петерсон // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 2. - С. 47-52.
Петерсон Л. Г. Как научить учиться: технология деятельностного метода в системе непрерывного образования (детский сад-школа-вуз) / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 2. - С. 52-58.
Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Дидактические принципы деятельностного метода в системе непрерывного образования (детский сад-школа-вуз) / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 2. - С. 59-64.
Проектирование современного урока в начальной школе: Материалы участника личностно-ориентированного модуля / Л.М. Бочарникова, А.М. Соломатин, С.Н. Ямшинина и др.; под ред. Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - 56 с. - (Переподготовка и повышение квалификации работников образование). - Библиогр.: с. 29. - ISBN 978-5-49400-354-6.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 176 с. (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025237-9
Развитие исследовательских умений младших школьников: [пособие] / [Н. Б. Шумакова и др.]; под ред. Н. Б. Шумаковой. - Москва: Просвещение, 2011. - 154, [1] с. (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-022891-6.
Романовская М. Б. Метод проектов в начальной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. – 80 с. - ISBN 978-5-91569-042-3.
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 110 с. - (Школа России). - ISBN 978-5-09-027136-3.
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с. - (Школа России). - ISBN 978-5-09-025062-7.
Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко [и др.] // Народное образование: рос. обществ.-пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО. - М.: Народное образование, 2012. - № 4. - С. 153-160
Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 2 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова и др. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с. - (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-023137-4.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2011[Электронный ресурс]. - Режим доступа–http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
Приложение 3
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
«В.А.Осеева «Волшебное слово»
Класс: 2 Г
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: литературное чтение
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина.
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;
2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемый результат обучения и формирования УУД:
Метапредметные (МПР):
регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные (ЛР): ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные (ПР):
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
Ход урока.
I. Орг. момент.
-Здравствуйте, дети. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья.
II. Речевая разминка.
Был вежлив (слайд 2)
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
Спасибо! — говорил.
(С.Я. Маршак)
Задание:
1) Прочитать про себя;
2) Прочитать хором.
3) Прочитать медленно.
4) Прочитать быстро.
5) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.
- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)
-Почему? (Он обижал малышей.)
- Как мы его назовем? (Грубым, злым, невоспитанным)
-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? (Нет.)
-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)
Правильно. А кто знает, кого называют невежей, а кого невеждой?
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Невежда - малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему.
- Скороговорка (слайд 3)
Невежа - не невежда,
Невежда – не невежа.
Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем быстрее.
Читаем быстро.
III. Актуализация опорных знаний.
Подготовка к восприятию.
(задание на карточках у каждого ребенка)
- Прочитайте стихотворение: «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« . . .!» - я кричу.
« . . .!» - кричу я вслед,
Всем идущим на обед.
« . . .!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
О. Дриз.
(Работа в парах)
- Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.
( Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый вечер»).
IV. Определение темы и цели урока.
О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.
Доклад о жизни и творчестве писательницы.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.
После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем.
Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
- Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите? Как вы думаете зачем они нужны людям?
(Знакомство с рассказом «Волшебное слово» на с. 87-91 читают учитель и учащиеся. Одновременно- словарная работа.)
- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.
Чуть не поддал хорошенько- чуть не ударил.
Стряпает – готовит пищу.
(Первичное чтение)
- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?
VI. Этап первичной проверки понимания изученного.
Проверка восприятия.
- Назовите главного героя рассказа.
- Понравился вам мальчик? Почему?
- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
- Кто помог мальчику?
- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
VII. Физкультминутка.
VIII . Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Повторное чтение.
Учитель: Сейчас вы будете читать рассказ еще раз «жужжащим» чтением. По ходу чтения найдите в тексте ответы на вопросы (слайд 10):
-Как нужно произносить волшебное слово?
-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)
(самостоятельное чтение)
- Работа над содержанием
Учитель: Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка? (добрым, вежливым.)
IX. Подведение итогов.
- Мы с вами сегодня познакомились с замечательным рассказом «Волшебное слово».
- Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа:
- «Добрый человек добру и учит».
-« Под лежачий камень вода не течёт».
- « Волшебное слово всегда помочь готово».
X. Рефлексия.
- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите красный цвет светофора;
- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше,то поднимите зелёный цвет светофора ;
- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда возьмите синий цвет светофора. (слайд 14-15)
XI. Информация о домашнем задании
Приложение 4
Конспект урока по литературному чтению с использованием ИКТ в 3-м классе.
А.И. Куприн «Слон». (Урок 1)
Цели:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»; способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; способствовать обогащению словарного запаса через работу с толковым словарём; способствовать формированию навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи). Развивающие: способствовать развитию речи учащихся, артикуляционного аппарата, дикции; способствовать развитию умения определять жанр произведения.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к детской литературе; способствовать воспитанию чувства сострадания к ближнему, любви к животным.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения «Родная речь» Ч.2 под редакцией Л.Ф. Климановой, толковые словари С. И. Ожегова, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и с творчеством писателя, который его написал. В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы
(Слайд 2):
К какому жанру относится новое произведение?
Кто является главными действующими героями?
Разминка речевого аппарата. (Слайд 3)
Прочитайте хором загадку, отгадайте её.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит ….(Слон)
- Прочитайте, разделяя слова на слоги.
- Прочитайте грустно.
- Прочитайте весело.
- Прочитайте с восхищением.
- Прочитайте громко, тихо.
- Прочитайте с ускорением.
- Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли? (ответы детей)
Введение в тему произведения.
- Ребята, а что вы знаете о слонах? (ответы детей)
(Слайд 4)
Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. (Слайд 5) Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом.(Слайд 6) Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот. (Слайд 7) На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.
- Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем сегодня читать?
- Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна «Слон». (Слайд 8)
Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. (Слайд 9)
Рассказывает ученица.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.
Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10)
Подготовка к восприятию рассказа.
- Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся.
- Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей)
- Что нам в этом поможет? (толковый словарь)
Работаем в группах. (Слайд 11)
Заслушиваем работу групп (Слайды 12, 13)
- Какую работу мы проделали на этом этапе?
- Для чего мы её выполняли?
А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина (Слайд 14) и подумать, о чём мы будем читать. (Заслушиваются ответы детей)
Физкультминутка для глаз. (Слайд 15)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
Знакомство с текстом произведения.
- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.
- Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.
Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.
Беседа по первичному восприятию произведения.
-Что вы испытывали при чтении текста?
- Выберите из предложенных слов те, которые передают ваши чувства и настроение в начале произведения и в конце. (Слайд 16)
Итог урока. Рефлексия.
- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним наши контрольные вопросы.
- К какому жанру относится новое произведение? Докажите. (Слайд)
- Кто является главными действующими героями? (ответы детей)
- Какой вывод можем сделать? (поставленную задачу выполнили)
Закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал …..
* Мне показалось интересным ….
* Меня удивило…..
* Я хочу похвалить …., за …… .Домашнее задание:
Прочитать текст ещё раз.
Попробовать разделить текст на части.

Приложение 5
Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
воспитание доброго отношения к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать прекрасное, осознавать своё место  на уроке и в жизни.
Работать над  выразительностью чтения.
Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах.
Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению.
Планируемые достижения на уроке:
умение анализировать эмоциональное состояние героев;
умение анализировать прочитанное;
воспитание любви к музыке;
Оборудование: презентация, аудиодиск с музыкой Э.Грига.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой - у нас хорошее настроение,
мы собираемся плодотворно поработать и узнать что-то
новое или вспомнить то, что знали.
Урок начнем с прослушивания музыкального фрагмента.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Почему я начала урок с прослушивания музыки?
- Кто такой композитор?
- А все ли мы узнали о тайне еловых шишек?
Постановка задач урока.
Ребята, посмотрите внимательно на запись на доске. Подумайте и попробуйте догадаться, какое открытие мы сегодня сделаем на уроке чтения?
(слайд 1)
На доске написано:
1. “Корзина с еловыми шишками”.
2. К.Паустовский3. Э.Григ4. Идея?
- Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей.
III. Вступительное слово
- Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
(ответы детей)
- У меня есть  волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет.
Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.
IV. Работа над произведением.
Были ли вы раньше знакомы с творчеством К. Паустовского? (слайд 2)
- 1 и 2 группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.
(рассказ детей)
1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.
Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.
Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. (слайд 3)
2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.
На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.  (слайд 4,5,6)
- Кому посвятил этот рассказ  К.Г.Паустовский?
( композитору Эдварду Григу)
- Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы (слайд 7).
(рассказ детей о Григе)
3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. (слайд 8, 9 ,10)
4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря (слайд 11,12,13).
-Кто бы мог жить в этом доме? (слайд 14)
- В какое время года произошла встреча?
-Что делал в лесу композитор Э.Григ?
 -Зачем они приходил сюда не однажды?
- Зачем сюда пришла дочь лесника Дагни? Для чего она собирала еловые шишки?
-Как выглядел осенний лес? (пересказ близко к тексту) (слайд 15,16,17)
-Какие приёмы использует автор? (олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо. Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд. Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается. Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.)
I группа – находит сравнение
II группа – эпитеты
III группа – олицетворение
IV группа – метафоры
Звучит музыка)
 - Кто изображен на этом слайде (слайд 18).
- Сейчас Вика и Даниил  напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.  
- Внимательно послушайте их разговор и подумайте:
            (Инсценировка.)
- Что же решил подарить композитор девочке?
- Почему он решил сделать Дагни подарок?
V. Работа в  тетради.
План второй части.
-О чём может рассказать внимательному читателю описание дома композитора?
-Какое сравнение использует автор?
-Что было украшением дома?
III группа – зачитывает отрывок с отрывок «первые слушатели»
Сколько времени писал Э. Григ свою музыку?
Что его торопило?
Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающее это ("Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.").
Физкультминутка  (Э. Григ «Шествие гномов)
Мы немножко отдохнём.Встанем, глубоко вздохнём.Дети по лесу гуляли,За природой наблюдали.Вверх на солнце посмотрели,И их все лучи согрели.Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети.А потом все дружно встали,Великанами мы стали.
Руководители групп оценивают I урока
V. Продолжение работы по теме.
- Как вы думаете узнает о своем подарке Дагни?
- Как это произойдет?
IV – группа пересказывает отрывок Дагни в гостях.
Почему Дагни покидает дом?
- У кого она гостит?
- Какое время года описывает автор?
- В какой необычной обстановке проходил концерт?
- где такое явление бывает в Россси?
Самостоятельное прочтение отрывка стр 64-65
- Куда посоветовала пойти Дагни Тетушка Магда?
- Как вы понимаете слова симфонический оркестр? . (слайд 19)
Физкультминутка на зрение
Дагни на концерте – читает учитель.(звучит музыка «Утреннее настроение»)
-Какое чудо случилось в жизни Дагни? Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение?
Прослушивание двух музыкальных фрагментов (Бетховена и Грига).
Дети рассказывают, что они представляли.
- Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке? (Звучит музыка.)
- Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)
-Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление?
Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?
Тест.
1.Какое платье надела Дагни?
А) черное
Б) белое
В) лиловое
2. Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни?
А) симфоническую
Б) народную
В) весёлую
3. Какое действие произвела на девушку эта музыка?
А) показалась скучной
Б) Дагни почудилось, что у неё выросли крылья
В) музыка вызвала у Дагни множество картин, похожих на сны
4. Какие слова услышала девушка со сцены?
А) что музыку написал Эдвард Григ
Б) что Эдвард Григ посвятил музыку ей
В) что Эдвард Григ умер
5. Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку?
А) она огорчилась
Б) она испугалась
В) она испытала радостное потрясение и благодарность
VII. Итог урока.
- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.
- Так чему же учит это произведение?
(надо жить, принося радость другим людям)
- Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, - Сейчас проверим как вы поняли произведение. Выполните небольшой тест.
5. Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку?
А) она огорчилась
Б) она испугалась
В) она испытала радостное потрясение и благодарность
 Кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.
(в шкатулке - зеркало. Каждый видит себя)
- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
- Прошу руководителей поставить отметки каждому учащемуся группы в бланке № 3 часть II.
- Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.
Все хорошее в природе - от солнца;А все лучшее в жизни - от человека.М. Пришвин.
Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.В.А.Сухомлинский.
Домашнее задание: ответить на вопрос №4 (в тетради по литературному чтению). Творческое задание: Написать мини - сочинение «Чем же должен жить человек?»
VIII. Рефлексия.
- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, зеленые, красные.
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите красную шишку (самую спелую).
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, надо немного созреть