Обмен опытом Развитие исследовательской культуры у обучающихся средствами краеведения


РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ.
Н. Н. Бадретдинова, учитель русского языка и литературы
МОУ «Абултаевская основная общеобразовательная школа»
Организация исследовательской деятельности учащихся – задача нелёгкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать, всегда помня, что в стенах школы «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям.
Исследовательская деятельность – это творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения неизвестного. В ходе исследовательской деятельности развивается позиция и формируется мировоззрение не только у учащихся, но и у учителя, так как в межличностном общении обе стороны претерпевают взаимное воздействие.
Проблемой развития исследовательской культуры обучающихся я занималась во внеурочное время, на занятиях краеведческого кружка. В течение двух лет я работала с группой учащихся над темой «История деревни Абултаево».
При организации исследовательской деятельности я поставила перед собою следующие задачи:
-обучение учащихся умениям и навыкам исследовательской работы;
-повышение их мотивации к самостоятельному научному поиску;
-формирование у обучающихся исследовательских навыков;
-организация активного и успешного опыта участия школьников в творческой исследовательской деятельности.
Как же мы работали? Выбрав актуальную тему, мы определили объект и предмет исследования, его цели и следующие задачи: 1) изучить имеющуюся литературу о родном крае; 2) отразить особенности развития деревни в тот или иной период; 3) собрать материал о военном и послевоенном периодах у старожилов.
Для достижения цели мы с ребятами использовали следующие доступные методы исследования:
-монографический (изучение литературных источников);
-работа в библиотеке ( изучение периодической литературы);
-метод «Спросить у другого человека».
Сведения о начальной истории деревни мы узнали из материалов краеведческого музея. Книга Г.С. Иргизова «Страницы истории Сафакулевского района» помогла нам приблизительно представить картину дореволюционного, революционного и послереволюционного периодов. Листая страницы районной газеты «Трудовая слава», мы узнали о советском периоде развития деревни.
Очень мало было материала о послевоенном периоде, и мы решили использовать метод: спросить у других людей. Сначала я провела занятие по теме «Советы собирателям фольклора», где учащиеся познакомились с правилами сбора информации. Считаю, что данное задание помогает в развитии умения спрашивать и слушать других. Специалисты в области психологии творчества часто подчёркивают в своих работах, что умение поставить (выделить проблему) ценится выше умения его решать.
Перед тем, как пойти в гости к старожилу, мы с учащимися чётко сформулировали вопросы. Записывали мы в две – три руки одновременно, стараясь не пропустить ни одного слова. Стремясь к достоверности информации, мы следовали принципу «подслушать как можно больше мыслей и откровенных рассказов» об одном и том же событии, лицах. Мы побывали у 17 информантов за год. Собранный материал мы проанализировали, выбрали нужное, самое главное, отметили второстепенное, лишнее убрали.
Очень важная задача школьного обучения – научить ребят смело высказывать свои предложения. Без этого всякая дальнейшая работа в этом направлении будет существенно осложнена. Как только вся информация была обобщена, выбрав лучший вариант рассказа, записывали его в альбом. Некоторые материалы были представлены в газете «Трудовая слава».
В ходе исследовательской работы мы стремились хотя бы частично воссоздать историю деревни, понимая, что в ней находится почва для воспитания патриотизма и любви к Родине. Ведь правду говорят, что эти важнейшие нравственные качества глубоко укореняются в душе при знании истории, в том числе истории малой родины. Кроме того, беседы, доклады, лекции, если они не увязаны с примерами из местной истории и жизни коллективов, слушаются без интереса и слабо доходят до сознания слушателей. Поэтому мы взялись за нелёгкий, но интересный труд.
В ходе исследования мы узнали, что в древности Абултаево было известным, ведущим; убедились, что наша земля, абултаевская, богата на тружеников, на людей талантливых в своей профессиональной деятельности, что у наших односельчан велико созидательное начало: у нас любят строить, а не разрушать.
Жизнь человека – это движение по пути познания. Каждый из нас – изначально, по своей природе – исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развить, освоив наработанные способы организации исследования, поэтому я считаю важным моментом в своей работе развивать в воспитанниках способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания.
Итогом исследовательской работы обучающихся является повышение самооценки, происходит самоутверждение, признание взрослыми их работы, так нужное в период становления личности.Анализ результатов исследовательской деятельности позволяет сделать следующие выводы.
1.Обучающиеся стали проявлять повышенный интерес к истории своего края. Несмотря на то, что работа считается законченной, продолжают вести поисковую деятельность самостоятельно.
2. Школьники стали постоянными читателями районной газеты «Трудовая слава».
3. Ребята осознали, что будущее малой Родины зависит от каждого из нас, от нашего желания творить добро и трудиться во имя процветания родного края.
Таким образом, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются общеучебные умения и навыки
Рефлексивные умения:
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
-умения коллективного планирования;
-навыки делового партнёрского общения.
5. Менеджерские умения и навыки:
-умение проектировать процесс;
-навыки анализа собственной деятельности.
6. Коммуникативные умения.
-умение отстаивать свою точку зрения;
-навыки интервьюирования, устного опроса.
7. Презентационные умения и навыки:
-навыки монологической речи;
-умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Считаю, что исследовательская работа – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной и творческой работы, который отличает истинного творца от простого исполнителя.