Развитие информационной культуры первоклассников на уроках как условие формирования навыков проектно-исследовательской деятельности


Развитие информационной культуры первоклассников на уроках
как условие формирования навыков проектно-исследовательской деятельности
В младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений, поэтому младших школьников нужно вовлекать в проектно-исследовательскую деятельность, которая предусматривает извлечение информации из различных источников.
В учебниках системы Л.В.Занкова выделены и реализованы предпосылки для проведения проектно-исследовательской деятельности с 1 по 4 классы, заложены знания, умения и универсальные учебные действия, в том числе и информационные умения, предложены задания, позволяющие учащимся приобрести умения и навыки работы с информацией, начиная с первого класса. В требованиях Стандарта четко сказано: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее».[2]
Работа над развитием информационной культуры как условия формирования проектно-исследовательской деятельности начинается уже с первых уроков по обучению грамоте. Понятие «информация» вводится в словарь ученика с первых страниц Азбуки, где ученики, анализируя объекты, представленные в рисунках, считывают информацию, учатся адекватно воспринимать как общий вопрос («Что можно узнать, рассматривая рисунки?»), так и более частный («О чём говорят позы, движения людей?»). А уже в конце учебника на основе анализа рисунков учащимся предлагается сделать вывод о современных способах сохранения и передачи информации на расстояние. «Прочтение» знаков-букв помогает не умеющим читать детям определять, что обозначено тем или иным символом. «Чтение» пиктограмм-предложений помогает первоклассникам осознать, что отдельную мысль можно выразить в устной речи предложением и записать. Начиная с этой информации, ученики придумывают предложения в соответствии с данной схемой, составляют маленькие тексты. При этом сопоставляя и анализируя схемы, дети приходят к выводу о многозначности схем.
Интенсивная работа с информацией идет на уроках литературного чтения (авт. В.Ю.Свиридова). Так, детям предлагается русская народная сказка «Кот и лиса», название которой необходимо определить по иллюстрации. Тем самым создаются условия для перекодирования информации из одного вида в другой. Система вопросов ориентирует учащихся на осмысление текста сказки: почему испугались волк и медведь? нравится ли вам кот? Ученики учатся интерпретировать информацию, воспринимать ее на слух и передавать одноклассникам, анализировать содержание сказки, формулировать выводы. Смысл следующего задания на различение видов задач: математических и литературных заключается в том, чтобы ученики сумели сделать это доказательно, обращаясь к текстам задач. Во время организованной учителем игры-работы дети обнаруживают, что в математической задаче нет подробностей, а в литературной их много, что в математической задаче не может быть никакого осуждения поведения человека. Таким образом, данная форма работы направлена на выделение нужной информации, ее анализ.
Для формирования информационных умений в учебнике русского языка для первого класса представлены задания, которые обучают детей свободно ориентироваться в учебнике, постоянно обращаться к выполненным заданиям, справочному материалу. Например, дети выполняют задание из учебника «Русский язык», 1 класс /авт. Н.В.Нечаева/, стр. 52.Учительница предлагает назвать гласные звуки в слове «пою»; ученик отвечает: поют разными звуками: низкими, высокими и этими…средними. После первичного восприятия учащихся спрашивают: «На какой вопрос отвечал ученик?». В предлагаемой ситуации первоклассники получают возможность самостоятельно найти несоответствие, определить способы, источники восполнения недостающей информации, что немаловажно для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности. Задание 214 предусматривает составление определения понятия текста на основе рассказа о тексте и направляет учащихся на вычленение только существенной информации.
Учебник математики в 1 классе насыщен большим количеством рисунков, которые способствуют развитию умения понимать и удерживать информацию, представленную в неявном виде. Характер заданий ориентирует на дискуссию, обмен мнениями. Примером может служить задание 132 (ч. 2), которое знакомит с понятием «ломаная линия» и направлено на развитие умения работать с информацией, представленной в разных формах: необходимость выделения существенных признаков ломаной линии. Очень важно сформировать у учеников интерес не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний. Так, при изучении темы «Мера длины», ученики рассуждают о том, для чего необходимо измерять длину. Информацию на страницах учебника несут и сами картинки о старинных мерках измерения. Учитель использует простые вопросы, начинающиеся со слов «Что?», «Для чего?», «Где?», вовлекая, таким образом, в активную работу ту сторону мышления своих учеников, которая отвечает за фактическую информацию. Отвечая на вопросы, ребёнок формирует базу знаний по изучаемому материалу, создаёт платформу для дальнейшего погружения в тему.
   Таким образом, развитие информационной культуры младших школьников в первом классе на уроках нужно рассматривать как условие для формирования основ проектно-исследовательской деятельности.
Литература
1. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.2. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой.-М.:Просвещение,2009. 3. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008–2009.