Публикация Интерактивные технологии как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на гуманитарных дисциплинах


Интерактивные технологии как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на гуманитарных дисциплинах
Т. Н. Матвеенко, преподаватель
филиала «Братского педагогического
колледжа» в г. Тулун
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы акцентирует внимание на предоставлении гражданам РФ «доступного качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации»[5].
Подготовка педагогических кадров в системе СПО в настоящее время осуществляется в соответствии с положениями Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых определены требования к содержанию образования по каждой специальности, условиям реализации основной профессиональной образовательной программы и к результатам ее освоения. В качестве критериев результативности подготовки специалистов определены общие и профессиональные компетенции.
Под общими компетенциями понимают умения, основанные на знаниях, опыте, ценностях, которые получают во всех типах образовательной практики. Эти компетенции часто называют базовыми или ключевыми. Профессиональные компетенции – это умения, которые связаны с определенной областью деятельности человека, методы и приемы, характерные для различных предметных областей [10].
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам все общие компетенции (ОК 1-12) формируются в процессе учебной и производственной практики, освоения студентами профессиональных модулей и изучения ряда дисциплин цикла ОГСЭ (Основы философии, Психология общения, История, Физическая культура) и Профессионального цикла (Педагогика, Психология, Безопасность жизнедеятельности).
Для формирования обозначенных компетенций важным является поиск
технологического решения проблемы. Ряд исследователей [1,2,4, 6, 9] полагает, что интерактивные технологии обучения оптимально способствуют решению задачи подготовки компетентного специалиста в рамках реализации ФГОС СПО.
При изучении таких дисциплин цикла ОГСЭ как Основы философии и История наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала и активное формирование общих компетенций происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса. Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными, в их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции – непосредственной межличностной коммуникации. Главной особенностью интеракции является способность человека понимать и принимать роль другого, представлять как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия [7].
Интерактивное обучение – это одна из форм диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и учащегося. Образовательный процесс на основе диалога, диалогического взаимодействия создает условия для формирования у студента общих и профессиональных компетенций, реализации своего творческого потенциала, самоутверждения личности.
Интерактивное обучение является формой познавательной деятельности и имеет вполне конкретные цели, направленные, прежде всего, на создание комфортных условий учебной работы, которая обеспечивает учащемуся самостоятельность, инициативность и продуктивность его познавательной деятельности. При этом все учащиеся – партнеры, сотрудничая (обмениваясь мнениями, суждениями, идеями, способами деятельности), вносят свой индивидуальный вклад в общее дело (выполнение задания) [1].
Взаимодействие по приобретению нового знания и способов деятельности поднимает познавательный и социальный опыт студента на новый, более высокий уровень развития, формирует сотрудничество и кооперацию. Интеракция не допускает преобладание одного из партнеров, одного мнения над другим. Напротив, она предполагает равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности. Именно эта отличительная черта диалогового обучения и способствует формированию общих компетенций у будущего специалиста.
При диалоговом обучении на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, в процессе которой изучаются документы и различные источники информации, создаются условия для исследовательских и других проектов, ролевых игр, творческой деятельности [3].
Задача формирования общих и профессиональных компетенций в процессе интерактивного обучения реализуется через организацию деятельности студентов. В рамках интерактивного обучения используются различные методы и технологии, как способы организации учебной деятельности студентов, которые должны отвечать ряду критериев:
Соответствие целям и задачам обучения и развития студентов;
Соответствие дидактическим целям урока;
Соответствие содержанию темы урока;
Соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям студентов и особенностям студенческой группы в целом;
Соответствие профессионализму и опыту конкретного педагога;
Соответствие способу руководства учебной деятельностью;
Соответствие логике учебного процесса.
В своей педагогической практике на дисциплинах «Основы философии», «История» я использую такие интерактивные методы и технологии как дебаты, учебные деловые игры, мозговой штурм, ролевые игры, анализ конкретных проблемных ситуаций, социальные проекты, интерактивное выступление, сократический диалог, «займи позицию», ПОПС-формула. Раскрою содержание некоторых из них.
Наибольшим потенциалом в формировании общих компетенций на дисциплинах «Основы философии», «История» обладает форма регламентированной дискуссии «Дебаты». Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов: две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить эксперта (судью) в своей правоте. Основное назначение дебатов – обучение приемам дискуссии, развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, поиск истины и достижение консенсуса, при этом осуществляется процесс активного формирования таких общих компетенций как: ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Тематика дебатов: «Страны третьего мира нуждаются в сильной диктатуре!», «Национализм – благо для всех!», «Материя определяет сознание!», «Основа познания – чувства (разум)!». «Мир непознаваем!» и другие.
Технология «Дерево решений» является одновременно и учебным и рабочим инструментом педагога (учителя, воспитателя), ведь педагог постоянно работает с проблемными, нестабильными, конфликтными ситуациями, часто в условиях недостаточности и недостоверности информации, но при этом – со множеством вариантов поведения субъектов. Построение «дерева решений» - простой практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений может выглядеть следующим образом:
Проблема:
Вариант 1: Вариант 2: Вариант 3:
Плюсы Минусы Плюсы Минусы Плюсы Минусы
Принципиально важно проанализировать и оценить все имеющиеся варианты, причем не только с позиции сегодняшнего дня, но и с позиции перспективы. И на этапе предложения вариантов, и на этапе определения их плюсов и минусов можно провести мозговой штурм. Примерами проблем, которые решаются в ходе использования данной технологии могут быть следующие: «России нужна маленькая победоносная война!», «Выход России из экономического кризиса середины 80-х гг. ХХ века», «Пути развития СССР после смерти И. В. Сталина», «Сознание – феномен Вселенной», «Пути развития России: западники и славянофилы», «Я и Не-Я», Смысл жизни».
Данная технология способствует формированию следующих общих компетенций: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Часто на занятиях я использую такой интерактивный метод как «сократический диалог». Смысл «сократова диалога» в разработке цепочки вопросов, приводящих отвечающего к какому-либо выводу. Сократический диалог на занятиях я организую в парах или больших группах. Этот метод приучает не просто грамотно задавать вопросы, но планировать ход диалога, составлять его алгоритм: предполагать возможные варианты ответов и заранее готовить варианты последующих цепочек вопросов. Данный метод позволяет формировать ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса; ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В процессе интерактивного общения в парах, группах (малых и больших), между группами у студентов формируется собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, формируется умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы, способствующие пониманию закономерностей социальной жизни во всем ее многообразии.
Интерактивное обучение – многомерное сотрудничество. Реализация интерактивного обучения требует серьезной подготовленности и от педагога, и от студентов. Применение методов и технологий должно быть постепенным, дозированным и обязательно методически оправданным.
Литература
Аввакумова М.Н., Крылова О.Н. Современные гуманитарные педагогические технологии как средство творческого саморазвития учащихся. Методические рекомендации для учителя. – СПб.: Лема, 2011.
Богословский В., Караваева Б., Шехонин А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. №10
Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников: Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии. – Петрозаводск, 2008.
Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), – С.26-44.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы [Электронный  ресурс] – Режим доступа – Свободный: http://www.garant.ru.
Сидорова Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования. [Электронный  ресурс] – Режим доступа – Свободный: http://journals.uspu.ruТрошкина Т. Н. Интерактивные технологии обуячения //Фестиваль педагогических идей [Электронный  ресурс] – Режим доступа – Свободный: http://festival.1september.ru
Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  среднего  профессионального  образования  по  специальности  050146  Преподавание  в  начальных  классах  //  Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации:  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.edu.ru 
Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А.В. Хуторской // интернет-журнал «Эйдос» [Электронный  ресурс] – Режим доступа – Свободный: http://www.eidos.ruЧерепенникова  Н. А., Черная  Е. В. Особенности овладения общими и профессиональными компетенциями студентами педагогического колледжа в процессе обучения. [Электронный  ресурс] – Режим доступа – Свободный: http://sibac.infoЮнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007.