Статья для педагогов на тему Игровые приемы как средство повышения учебной мотивации младших школьников»


Бельчикова Т.Ю.
педагог-психолог
МОУ «СОШ №64 имени Б. Ручьева» г. Магнитогорска
Статья для педагогов «Игровые приемы как средство повышения учебной мотивации младших школьников»
Основной характеристикой портрета выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС является умение учиться, формирование которого значительно усложняется, если ученик не заинтересован в учебной деятельности.
Согласно психологическим особенностям младшего школьника, игра - все еще важнейшая составляющая его жизни. Он с удовольствием играет дома, во дворе, на перемене и иногда даже на уроках. Именно поэтому, для формирования мотивации к учению целесообразным становится использование на уроках игровых приемов. Как показывает практика, это приводит к вовлечению обучающихся в учебный процесс и формированию положительной мотивации к школе. Рассмотрим приемы подробнее.
1. Прием "Шифровка".
Шифровать информацию можно разными способами. Ниже приведены примеры тех способов шифровки информации, которые занимают минимальное время учителя при подготовке к урокам (более полную информацию можно посмотреть в методических пособиях Л.В. Мищенковой).
Данный прием удобно использовать в начале урока - при определении темы, цели, введении новых или других слов (например, словарных), словосочетаний.
Прием «Шифровка» развивает не только интерес обучающихся к учебе, но и основные психические процессы младших школьников, такие как переключение внимания, мышление, память.
Способ 1. Порядковый номер букв в алфавите.
2567940-31752 21 12 3 1
20+5 10 15+4 12 15+1
(ответ: буква, число)
Примечание: при использовании двузначных чисел в I-II классах алфавит необходимо предъявлять вместе с шифром (если аналогичный плакат в классе отсутствует).
Способ 2. Перестановка букв\слогов в словах или их отсутствие.
НОУМЖЕНИЕ (ответ: УМНОЖЕНИЕ)Р_б_т_ н_д _ш_бк_м_ (ответ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ)Способ 3. Повторение одной и той же буквы\слога.
ВРЫРЧРИРТРАРНРИРЕ (ответ: ВЫЧИТАНИЕ)Способ 4. Первые буквы названия цифр.
7 Л 11 8 11 (ответ: СЛОВО)-365760337185Способ 5. Ребусы.
52387530480

При условии, что обучающиеся знают данные приемы, есть возможность усложнять задачу - комбинировать разные способы, а также давать возможность им самостоятельно составлять шифры на ту или иную тему.
2. Прием «Лови ошибку».
Данный прием активизирует внимание учащихся, что позволяет лучше усвоить тему урока. Рационально использовать на уроке обобщения знаний.
Условия проведения: учитель говорит обучающимся об использовании приема в конкретном задании или на протяжении всего урока. Внимательные ученики получают жетон или отмечаются другим способом.
3. Прием «Сказочный герой» и проблемная ситуация.
Интерес обучающихся повышается, если сопровождает открытие новых знаний на протяжении всего урока сказочный герой. Еще увлекательнее становится, если он попадает в сложную ситуацию и классу предлагается оказать помощь, которая, как правило, состоит в решении разных познавательных задач. Таким образом, урок не просто становится занимательным, но и воспитывает отзывчивость, развивает эмпатию.
4. Пальчиковые игры.
Использование здоровьесберегающих технологий на любом уроке является обязательным. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет физкультминуток и пальчиковых игр, которые также являются предметом интереса для учеников и «инструментом» развития речи младших школьников для учителя. Остановимся на пальчиковых играх, которые проводят для снятия утомления с мелких мышц кисти, по причине редкости их использования на уроках в начальной школе.
В настоящее время пальчиковых игр огромное множество. Подбирать их можно по разным категориям: текущее время года, ближайшие праздники, а также животные, растения и др. темы, изучаемые в курсе окружающего мира (Приложение 1).
5. Видеофрагмент по теме урока.
Обучающие видеофрагменты (в т.ч. мультипликационные), совпадающие с изучаемой темой, позволяют внести динамику в процесс освоения УУД, а также ведут за собой усиление эмоциональности, что влияет на длительность запоминания полученной информации. Кроме того, использование такого рода видеофрагментов позволяет показать обучающимся те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения.
Формирование учебной мотивации – процесс сложный, фундаментальный, на основе которого происходит становление всех компетенций современного школьника. Мотивация к учению зависит от ряда факторов, в том числе, от творческих способностей учителя, который может сделать учебный процесс интересным, занимательным как для себя, так и для учеников.

Список используемой литературы
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности от 7 до 10 лет. — М.: Гном и Д., 2015.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Задания по развитию познавательных способностей. ФГОС. – М.: РОСТкнига, 2015.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения/ Е.В. Языканова. – Москва, Экзамен 2014.
Языканова Е.В. УМК Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс. – М.: Экзамен, 2014.

Приложение 1