Статья: «Контроль и самоконтроль обучающихся на уроках физической культуры и при самостоятельных занятиях физическими упражнениями».


Статья: «Контроль и самоконтроль обучающихся на уроках физической культуры и при самостоятельных занятиях физическими упражнениями». Тимофеева Эльвира Викторовна, учитель физической культуры МБОУ «Лицей № 55» г. Пензы В своей повседневной работе я уделяю большое внимание систематическому контролю физической подготовленности обучающихся, постоянно обращаю внимание школьников на самоконтроль, особенно старшеклассников, обучая их этому на уроках физической культуры. Прежде всего, самоконтроль предполагает знания обучающихся о влиянии физических упражнений на организм человека, главным образом на показатели гемодинамики (артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС) и др.), а в старшем возрасте и закономерность физического развития. Известно, что регулярные и методически правильно организованные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему.
У школьников старших классов средняя ЧСС в покое колеблется в пределах 70–76 уд/мин.; у 15–20 % юношей наблюдается замедленный пульс - 50–60 уд/мин. В начале урока (построение) ЧСС несколько выше, чем в условиях относительного покоя – 82–85 уд/мин. Это объясняется условно-рефлекторной настроенностью организма на постоянную нагрузку. По мере увеличения мощности нагрузки в процессе урока ЧСС возрастает. При этом ее увеличение до 170 уд/мин. практически адекватно мощности нагрузки. Дальнейшее повышение нагрузки вызывает меньшую реакцию ЧСС, но приводит к быстрому снижению работоспособности организма, поэтому необходимо оптимально использовать на уроке нагрузки, вызывающие реакцию ЧСС на участке пульсовой кривой от исходного уровня (82–85 уд/мин.) до 170 уд/мин. При значительных нагрузках ЧСС может достигать 180–220 уд/мин. Средний же показатель ЧСС за урок у старшеклассников должен быть в пределах 130–140 уд/мин.
Большое значение имеет время восстановления ЧСС в период отдыха после нагрузки. Следует помнить, что ЧСС после нагрузки довольно быстро восстанавливается (за первые 30–40 сек. - на 20–30 уд.), поэтому задержка начала подсчета может существенно исказить результат контроля. В процессе урока (не менее 3-х раз: в начале, после скоростно-силовой нагрузки, в конце урока) предлагаю обучающимся посчитать пульс за 6 сек. (начало и конец подсчета - по общему сигналу). ЧСС менее 12 – 14 ударов за 6 сек. после скоростно-силовой подготовки свидетельствует о слабой нагрузке или о нежелании обучающихся «нагружаться»; 18-20 ударов – показатель высоких функциональных возможностей, но при условии быстрого снижения (за 3-4 мин.) до исходного уровня. Если ЧСС долго не восстанавливается, обращаю на это внимание и советую консультацию врача. Этот вид контроля особенно важен в начале учебного года. Нельзя сбрасывать его со счетов и в дальнейшем в связи с тем, что некоторые школьники пытаются в кратчайшие сроки достичь высоких результатов и могут не рассчитать свои силы при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями. Поэтому уже на первых уроках я акцентирую на данном моменте внимание обучающихся и периодически возвращаюсь к этому вопросу в течение учебного года, опрашиваю школьников с целью определения усвоения ими методики самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Для самоконтроля рекомендую и такие показатели, как:
вес (масса) тела. Простейший (и достаточно точный) способ диагностики лишнего веса – измерение толщины складки кожи на животе. Находясь в положении сидя, защипнуть складку на животе между большим и указательным пальцами. Норма у юношей – 1-2 см; у девушек – 2-4 см; 5-10 см и выше – показатель наличия лишнего веса;обхватные размеры (окружность талии, плеча, бедра, шеи и др.);
целый ряд субъективных показателей: самочувствие, настроение, аппетит, сон и др.; их ухудшение является свидетельством возможного переутомления от значительных физических нагрузок.
В практике самоконтроля вполне доступны простые, но вполне информативные пробы и методики, позволяющие оценить функциональное состояние дыхательной и в определенной степени сердечно-сосудистой системы:
проба Штанге, которая заключается в следующем: после обычного вдоха задержать дыхание, зажав при этом нос пальцами. Длительность задержки дыхания тем выше, чем лучше тренированность организма (для юношей старших классов она не должна быть ниже 30–40 сек.);
методика Серкина, которая состоит из 3-х проб: 1) определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя; 2) определяется время задержки дыхания на вдохе сразу же после 20-го приседания за 30 сек.; 3) определяется время задержки дыхания на вдохе после 1 мин. отдыха.
Пробы Штанге и Серкина проводят до физической нагрузки после 6–8 мин. спокойного отдыха.
Говоря о правилах самоконтроля, рекомендую обучающимся следующее:
Все измерения проводить в одно и то же время, одними и теми же инструментами, в одинаковых условиях.
Полученные данные заносить в дневник самоконтроля.
В своей работе я уделяю большое значение контролю физической подготовленности школьников, данные которого учитываю в повседневной деятельности. Наибольший интерес представляет динамика данных в течение учебного года. Практика показывает, что многие обучающиеся далеко не безразличны к уровню и оценке своей физической подготовленности. В большинстве случаев показатели тестирования худшие по отношению к их товарищам являются эффективным стимулом для активизации отстающих не только на уроках физической культуры, но и во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Свою задачу при этом вижу в организации систематического контроля физической подготовленности обучающихся на уроках в течение учебного года и предложении им комплексов упражнений для самостоятельных занятий с учетом их отставания в том или ином упражнении. Каждый учебный год я начинаю и заканчиваю тем, что на первых и последних уроках проверяю подготовленность школьников по нормативным требованиям учебной программы, используя различные тестовые, контрольные задания. В этом же формате проводятся ежегодные Губернаторские тесты (сентябрь, май), которые включают в себя: бег на скорость (30, 60, 100 м), челночный бег 3х10 м, бег на выносливость (1000 м), тест на гибкость, силу (подтягивания, отжимания), скоростно-силовые упражнения (прыжок в длину с места), упражнения на пресс. Все результаты заносятся в протокол, обсуждаются. Кроме того, для хорошо подготовленных обучающихся предлагаю дополнительные тестовые задания (Приложение № 1), используя их в целях активизации более слабых школьников. Во-первых, многие из заданий можно выполнить в домашних условиях, во-вторых, каждый осознает, что улучшение результатов зависит от него самого. Обучающимся привожу в пример фразу Заслуженного тренера СССР А.В. Тарасова из кинофильма «Легенда № 17» о легендарном хоккеисте В. Харламове: «Можешь или не можешь – это только тебе решать!» Задания на первых порах предлагается выполнить только желающим. При этом главным считаю желание обучающегося испытать себя. Неудачи в данном случае не вызывают огорчения и детей, чаще отмечается удивление: до сих пор все получалось, а тут вдруг нет. Дома школьники выполняют самостоятельно физические упражнения и затем на уроках стараются успешно выполнить тестовые задания. Оцениваю обучающихся с учетом их динамики за период обучения (н-р: не умел выполнять упражнение в сентябре – научился к ноябрю; увеличил кол-во раз выполнения задания и т. д.); отмечаю при этом, что кроме олимпийских рекордов существуют значимые личные рекорды (улучшен результат – значит, установлен личный рекорд!). Все это делаю с целью повышения их интереса к укреплению здоровья, к развитию и самосовершенствованию с помощью физических упражнений, как на уроках физической культуры, так и грамотного выполнения самостоятельных занятий во внеурочное время с учетом контроля и самоконтроля своей деятельности.
Таким образом, контроль и самоконтроль обучающихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (на уроках физической культуры, в спортивных секциях, секциях ОФП, при самостоятельных занятиях дома и др.) является обязательным условием повышения качества физического воспитания.
Приложение № 1
Тестовые задания.
Лазанье по канату без помощи ног.
В упоре лежа на одной руке сгибание и разгибание ее, ноги на ширине плеч (свободная рука за спиной).
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на пальцах.
Тройной, пятерной прыжок.
В упоре лежа сгибание и разгибание рук с хлопком ладонями друг о друга.
Упражнение на координацию - разноименное вращение рук вперед-назад и др.