Самоконтроль и контроль при занятиях физическими упражнениями









САМОКОНТРОЛЬ И КОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ









2016 год
Оценка состояния тренированности юношей 14 – 16 лет, отнесённых по состоянию здоровья и физической подготовленности к основной медицинской группе.

В своей работе я уделяю большое внимание систематическому контролю за физической подготовленностью учащихся. Постоянно ратую и за самоконтроль обучающихся, особенно старшего возраста, обучаю их этому делу.
Самоконтроль обучающихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятиях в спортивных секциях, туристические походы, экскурсии и т. п.) является обязательным условием повышения качества физического воспитания. Прежде всего, самоконтроль предполагает знание обучающимися влияние физических упражнений на организм человека, главным образом на показатели гемодинамики(артериальное давление, частота сердечных сокращений и т. д.), а в старшем возрасте – и закономерности физического развития.
Известно, что регулярные и методические правильно организованные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на сердечно – сосудистую систему. У 15 – 16 летних подростков средняя частота пульса в покое колеблется в пределах 70 – 76 уд/мин. У 15 – 20% юношей наблюдается замедленный пульс – 50 – 60 уд/мин. При значительных нагрузках частота сердечных сокращений (ЧСС) может достигать 180 – 220 уд/мин.
В начале урока (построение) пульс несколько выше, чем в условиях относительного покоя (82 – 85 уд/мин.), что объясняется условнорефлекторной настроенностью организма на предстоящую нагрузку. По мере увеличения мощности нагрузки в процессе урока ЧСС возрастает. При этом её увеличении до 170 уд/мин. практически адекватно мощности. Дальнейшее повышение мощности нагрузки вызывает меньшую реакцию ЧСС, но приводит к быстрому снижению работоспособности организма. поэтому необходимо оптимально использовать на уроке нагрузки, вызывающие реакцию ЧСС на участке пульсовой кривой от исходного уровня (82 – 85 уд/мин.) до 170 уд/мин. средний показатель ЧСС за урок у юношей старших классов должен быть в пределах 130 – 140 уд/мин.
Артериальное давление (АД) у юношей несколько ниже, чем у взрослых, - 110 – 115 мм рт. ст. Одной из причин повышения давления до 140 – 160 мм рт. ст. (в покое) может явиться неправильная (форсированная) тренировка.
ЧСС и АД одинаково важны для оценки деятельности сердечно – сосудистой системы. Произведение этих величин (умножение друг на друга) иногда используют как критерий такой оценки. У физически ослабленных юношей данное произведение может превышать 15 000, у здоровых, но не занимающихся физической культурой и спортом – 8 000 – 10 000, у тренированных – 6 000 – 7 000.
Для самоконтроля можно рекомендовать и такие показатели, как вес (масса) тела, охватные размеры (окружность талии, плеча, бёдра, шеи и т. д.), степень жироотложения и целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, настроение, аппетит, сон, усталость и т. д. Ухудшение этих показателей – симптом переутомления вследствие чрезвычайных нагрузок.
В практике самоконтроля вполне доступен целый ряд простых, но вполне информативных проб, позволяющих оценить функциональное состояние дыхательной и в определённой мере сердечно – сосудистой системы. Например, проба Штанге. После обычного вдоха задержать дыхание, зажав при этом нос пальцами. Длительность задержки дыхания тем выше, чем лучше физическая тренированность организма, но для 15 – 17 летних подростков не должна быть 30 – 40 сек.
Интересна в этом плане методика Серкина, которая состоит их трёх проб. Первая проба – определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Вторая проба – определить время задержки дыхания на вдохе сразу же после 20 – го приседания за 30 сек. Третья проба – определить время задержки дыхания на вдохе после 1 мин. отдыха. Пробы Штанге и Серкина проводят до физической нагрузки после 6 – 8 мин спокойного отдыха.
Говоря о правилах самоконтроля, надо иметь ввиду следующее6
все измерения проводить в одно и то же время, одними и теми же инструментами и в одинаковых условиях;
данные самоконтроля заносить в дневник.
Большое значение имеет время восстановления ЧСС в период отдыха после нагрузки. В процессе тренировки тренер – преподаватель не менее трёх раз предлагает группе подсчитать пульс за 6 сек. Особенно это важно в начале учебного года. следует помнить, что ЧСС быстро восстанавливается в первые 30 – 40 сек, поэтому задержка начала подсчёта существенно искажает результаты контроля.
ЧСС менее 12 – 14 ударов за 6 сек после скоростно – силовых упражнений свидетельствует о слабой нагрузке или нежелании учащихся «нагружаться». ЧСС 18 – 20 ударов за 6 сек – показатель высоких функциональных возможностей, но при условии быстрого снижения до исходного уровня. Если пульс долго не восстанавливается, необходима консультация врача.
Усвоение содержания этого раздела особенно важна для учащихся, так как некоторые из них попытаются в кратчайший срок достигнуть желаемых результатов и могут не рассчитать своих сил при проведении самостоятельных занятий. Поэтому я уже на первых тренировках обращаю внимание на этот вопрос и периодически возвращаюсь к нему в течении всего учебного года.
Кроме самоконтроля важнейшее значение имеет контроль за физической подготовленностью со стороны тренера – преподавателя и учёт этих данных в повседневной работе. Причём наибольший интерес представляет динамика данных в течение учебного года.
Практика показывает, что юноши далеко не безразличны к уровню и оценке своей физической подготовленности. В большинстве случаев показатели тестирования ребят, худшие по отношению к результатам их товарищей, являются эффективным стимулятором активизации отстающих не только на тренировках, но и вовремя самостоятельных занятий физическими упражнениями.. задача тренера – преподавателя при этом – организовать систематический контроль физической подготовленности учащихся на уроках в течении учебного года и учитывая известную щепетильность юношей к обнародованию их отставания в том или ином упражнении, сообщить им комплекс тестов для самостоятельного контроля дома.
Каждый учебный год я начинаю и заканчиваю тем, что на первых и последних тренировках проверяю физическую подготовленность моих воспитанников. Все полученные результаты заношу в свой журнал, обсуждаю с обучающимися, а при необходимости и с их родителями.

15