Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс


ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
Фамилия, имя ______________________________________________, класс _________________________
1. Составь как можно больше слов из слова звездочёт:
________________________________________________________________________________________
2. Выпиши слова, в которых есть звук [й]:
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
3. Подбери слова так, чтобы получилась пирамида:
К О К О К О К О К О К О
4. Запиши слова в алфавитном порядке, вставь пропущенные буквы:
Ог…род, к…пуста, ябл...ки, м...лина, пш…ница, р…стение.
________________________________________________________________________________________
5. Вычеркни все буквы, которые встречаются два и более раз. Из оставшихся букв сложи имя
сказочного героя:
Тире, тля, лиса, дятел, крот.
_________________________________________________________________________________________
6. Спиши, вставь пропущенные буквы. Слова с пропущенными буквами разбери по составу.

Мама простыни стирала
И на речке пол...скала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку пол...скала. К старости наш дедушка
Очень пос…дел.
Он в саду на брёвнышко
Сел и пос…дел.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Найди лишнее слово, объясни свой выбор:
а) стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.
б) подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
в) судить, подсудить, суд, сосуд.
г) сорняк, сор, насорю, мусор.
а) ___________________________________________________________________________________
б) ___________________________________________________________________________________
в) ___________________________________________________________________________________
г) ___________________________________________________________________________________
8. Выпиши сначала устойчивые сочетания со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро»:
Сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
Бездельничать: ___________________________________________________________________________
Обманывать: _____________________________________________________________________________
Быстро: _________________________________________________________________________________
9. Выпиши существительные в три столбика: 1-ый – те, которые употребляются только в единственном
числе; во 2-ой – те, которые употребляются только во множественном числе, в 3-ий – те, которые
могут быть и в единственном, и во множественном числе.
Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.

единственное число множественное число единственное и множественное число
10. Спиши предложение, вставляя пропущенные буквы. Разбери его по членам предложения и по частям
речи. Определи падеж существительных.
По крыш… л...сной ст…рожк… медленно сб…гали крупные капли д…ждя.
_________________________________________________________________________________________
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС (ОТВЕТЫ)
1. Составь как можно больше слов из слова звездочёт:
По 1 баллу за слово.
2. Выпиши слова, в которых есть звук [й]:
Змея, своя, я, извиваясь.
За каждое слово – 1 балл.
3. Подбери слова так, чтобы получилась пирамида:
К О Т К О ЗА К О Н Е ЦК О РО В А К О Л Я С К А К О С Т РИ ЩЕ
По 1 баллу за слово.
4. Запиши слова в алфавитном порядке, вставь пропущенные буквы:
Капуста, малина, огород, пшеница, растение, яблоки.
По 0,5 балла за слово.
5. Вычеркни все буквы, которые встречаются два и более раз. Из оставшихся букв сложи имя
сказочного героя:
Садко.
2 балла.
6. Спиши, вставь пропущенные буквы. Слова с пропущенными буквами разбери по составу.
Полоскала (простыни)
Поласкала (кошку)
Поседел (к старости)
Посидел (в саду)
По 1 баллу за слово.
7. Найди лишнее слово, объясни свой выбор:
а) огурчик – суффикс –ик;
б) подорожник – приставка по-;
в) сосуд – корень сосуд;
г) насорю – глагол; мусор – корень мусор.
По 1 баллу за обоснование.
8. Выпиши сначала устойчивые сочетания со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро»:
Бездельничать: сидеть сложа руки, лодыря корчить, бить баклуши, собак гонять;
Обманывать: водить за нос, вводить в заблуждение;
Быстро: сломя голову, во все лопатки, во весь дух, высунув язык, со всех ног.
По 1 баллу за полную группу.
9. Выпиши существительные в три столбика: 1-ый – те, которые употребляются только в единственном
числе; во 2-ой – те, которые употребляются только во множественном числе, в 3-ий – те, которые
могут быть и в единственном, и во множественном числе.
единственное число множественное число единственное и множественное число
Железо Сани Обед
Смех Ворота Полотенце
Трусость Ножницы Пожар
Кашель Кудри Варежка
Темнота Чернила Воз
Капуста Дрова Валенок
2 балла.
10. Спиши предложение, вставляя пропущенные буквы. Разбери его по членам предложения и по частям речи. Определи падеж существительных. По крыш… л...сной ст…рожк… медленно сб…гали крупные капли д…ждя.
По 2 балла за разбор по членам предложения и по частям речи. По 1 баллу за каждое обозначение падежа.