Работа секции на научно-практической конференции по теме: Укрепление духовного единства многонационального народа РФ — гарантия национальной безопасности


Сценарий к работе секции
Укрепление духовного единства многонационального народа РФ - гарантия национальной безопасности
Вступление. Преподаватель:
Как многонациональное государство Россия формировалась на протяжении веков. Великая история страны и ее культурное богатство - плод огромных усилий и трудов многих народов. Много столетий представители различных национальностей наравне с русскими строили Россию. Каждый большой и малый народ хранит имена тех, кто оставил свой заметный след в российской государственности и русской культуре.
Сухорукова Ксения читает стихотворение:
Роса состоит из росинок, Из капелек пара – туман,Песок – из мельчайших песчинокРоссия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы, Поморы и степняки – Похожи на крепкие пальцыБольшой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши, Буряты, якуты, мордва.Опорой единственной нашейВсегда остаётся Москва.
Земля и вода – неразрывны, Как берег или река, Неразделимы ливни, И ветер, и облака.
У радуги – нет половинок.И если волна – то волна,И нету полуросинок, Вот так и Россия – одна. В.Крючков
Как вы думаете, какова основная мысль данного стихотворения?
Все мы разные, но все вместе, представляем единый народ. Все мы - одна большая семья и независимо от национальности и вероисповедания, называем себя «россияне».
Открывается презентация.
Файл 1 Вступительное слово преподавателя
Люди различных вероисповеданий, культур называют себя россиянами, так как у них единая Родина - Россия. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что все сословия и народы самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.
Вспомним победы Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.
Народы России всегда самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных сословий народностей. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли (швед по происх.), И.В.Гурко (белор.), П.И.Багратион (грузин), Н.О.Эссен (немец) и многие другие.
В годы ВОВ, за Родину сражались солдаты всех национальностей Советского Союза. Брестскую крепость защищали воины более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии генерала И.В.Панфилова сражались воины из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.
Россия с честью прошла через тяжелейшие испытания и не раз спасала мир от порабощения. Приходила на помощь народам, само существование которых оказывалось под угрозой. Сегодня, как всегда было в нашей истории, залог процветания России в единстве и сплоченности народов, которые проживают на ее территории
Файл 2 Доклад читают Шишенок Наталья и Пономарёва Виктория
Укрепление духовного единства многонационального народа РФ - гарантия национальной безопасности
Эпиграф
«Воспитание из всех святых дел самое святое»
Феофан Затворник
Цель: способствовать саморазвитию и самореализации личности обучающихся, более успешной их социализации в обществе. Задачи:
Формирование социально - активной гражданской позиции;
Воспитание патриотизма и чувства национальной идентичности;
Развитие коммуникативных компетенций.
Файл 4 Шишенок Н.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. Эти процессы в настоящее время сопровождаются сложными международными вызовами, деятельностью внутренних деструктивных сил, цель которых, ослабить наше государство. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей.
Файл 5 В связи с этим Правительством РФ принята федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", в которой определены нравственные ориентиры в развитии нашего государства. В ней утверждаются такие ценности, как справедливость; свобода личная и национальная; свобода слова, вероисповедания, выбора рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство Российской нации.Файл 6 Пономарёва В.
В 90-е гг. в России произошли изменения, нарушившие духовное единство общества, поменялись жизненные приоритеты молодежи, разрушены ценности старшего поколения, деформированы традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки.
Файл 7
Копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная - обогащение и успех любой ценой.
Файл 8
Этому способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимся социальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой потеряна вертикальная традиция преемственности поколений, с существенным снижением этического стандарта, выразившегося в повсеместном распространении коррупции, порнографии, наркомании, в росте преступности, в маргинализации массовых культурных образцов, появлением молодежных группировок с расистскими, инфернальными (лат.- адский) установками, готовых к насилию, вандализму и правонарушениям.
Файл 9
Вся история России подтверждает, что только объединёнными усилиями всего народа страна побеждала внешнего врага и достигала успеха и внутренней стабильности.
Файл 10 Шишенок Н.
В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность...и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Файл 11
Воспитание всегда ориентировано на достижение определённого идеала, человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических условиях.
Файл 12
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии. Православная вера была одним из факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ.
Файл 13
В XVIII в. Россия стала империей, был сформулирован новый воспитательный идеал - полезного государству и Отечеству гражданина. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося любовью к науке, трудолюбием, служением России.
Файл 14. Пономарёва В.
В советский период спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Файл 15
Вместе с тем, советская эпоха сформировала высокий идеал - воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
Файл 16
В 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Файл 17
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Файл 18
Последние события, происходящие в мире, все негативные явления, обрушившиеся на нашу страну, только теснее сплотили народ в желании видеть Россию процветающей.
Файл 19
Поэтому обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Преподаватель:
Обучаясь по специальности «Преподавание в начальных классах» вам придётся столкнуться с проблемой обществоведческого образования и воспитания в мультинациональных классах. Свой взгляд на решение этой проблемы представит студентка группы ПНК-4 Дьякова Татьяна
Файл 2. Доклад Дьяковой Т.
Преподаватель представляет сообщения студентов о культурных традициях отдельных народов.
Веками складывались культурные традиции, народов нашей страны.
И сегодня мы расскажем Вам о культурных особенностях некоторых национальностей.
Ермилова Юлия расскажет о культурных традициях белорусского народа.
Проняева Ирина расскажет о культурных традициях украинского народа.
Никонова Анастасия расскажет о культурных традициях русского народа
Гульмамедова Мансура расскажет о культурных традициях турецкого народа.
Ракишева Асель расскажет о культурных традициях казахского народа.
Мустафина Юлия расскажет о культурных традициях узбекского народа.
Преподаватель:
В заключительной части нашей работы проанализируем высказывания российских писателей о России и Российском народе, чтобы резюмировать нашу работу на секции. Каждая группа получит отрывок, характеризующий русский народ. Ваша задача: обсудить его в группе, ответить на вопросы и подготовить одного докладчика, который эти ответы представит.
Открываем презентацию
1. «Русский - это не национальность - это мироощущение! У нас душа ребенка! По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта - ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей...»
(Н.Кофырин)
Вопросы:
Как Вы думаете, почему Н. Кофырин сравнивает Россию с ребёнком?
Что по-вашему означает фраза «Россия-страна Духа»?
2. «Миру нужны личности и народы, способные на творчество и на жертву, а не только на производство собственного комфорта. Мотивация их деятельность восходит к идеалам, а не к интересам».
(А. Казин)

Как Вы думаете, является ли Россия такой страной? Почему?
3. «Культура России сложилась в условиях многонациональности, Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом, прежде всего, культурным. И это нам необходимо осознавать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти».
(Д. С. Лихачёв)
1. Как вы считаете, что имел ввиду Д.С. Лихачёв, говоря, что Россия-это мост между народами?
Заключение.
Россия с честью прошла через тяжелейшие испытания и не раз спасала мир от порабощения. Приходила на помощь народам, само существование которых оказывалось под угрозой.
Давайте попытаемся сделать вывод, в чём заключается залог процветания России?
Сегодня, как всегда было в нашей истории, залог процветания России в единстве и сплоченности народов, которые проживают на ее территории.